А. А. Сычев. Развитие экологической этики в регионе
А. А. Сычев
Развитие экологической этики в регионе
А. А. Сычев, профессор кафедры философии для гуманитарных специальностей Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор философских наук
Экологическая этика — относительно молодая дисциплина. Хотя ее теоретические основания были заложены еще в первой половине ХХ в. (работы А. Швейцера и О. Леопольда). Как самостоятельная область научного знания она начала оформляться только в последней четверти ХХ в. Сейчас экологическая этика заняла прочное место в структуре прикладного этического знания (наряду с биоэтикой, деловой этикой, информационной этикой и т. д.). В некоторых отечественных и зарубежных университетах в учебные программы включены курсы, посвященные эти-ко-экологической проблематике в целом и отдельным ее проблемам (загрязнение окружающей среды, сокращение биоразнообразия, изменение климата). Издаются специализированные журналы, появляются новые монографии, статьи и диссертации, посвященные нравственным проблемам природоохранной деятельности.
Продвижению идей экологической этики в России способствовала исследовательская и организационная деятельность А. А. Гусейнова и Р. Г. Апресяна (Институт философии РАН), В. И. Бакштановского и Ю. В. Согомонова (Тюменский НИИ прикладной этики). Заметный вклад в развитие идей экологической этики внесли ученые из научных центров ближнего зарубежья: В. Е. Борейко (Киев), Н. Васильевене (Вильнюс), Т. В. Мишаткина (Минск) и др.
Большое место в ряду научных центров на постсоветском пространстве занимает Национальный исследовательский Мордовский государственный университет, в котором к 80-м гг. ХХ в. сложился коллектив исследователей, рассматривавших широкий спектр этических проблем, в том числе и вопросы нравственного отношения к природе. Вопросы экологической этики здесь начали изучаться системно, в тесной связи с другими экологическими и моральными проблемами.
В 1984 г. издана книга «Экология и мораль», написанная Р. И. Александровой и А. В. Смольяновым. Здесь (впервые в отечественной науке) в системном виде дана информация о взглядах зарубежных экологических философов на моральные вопросы охраны окружающей среды. В книге утверждалось, что для решения экологических проблем необходимо не только выявлять имеющиеся проблемы и предлагать технические пути их решения, но и способствовать выработке нравственного экологического мышления. «То, чем станет природа для человека, каким будет отношение к ней, во многом зависит от общей нравственной позиции личности. Поэтому нравственно-экологическое воспитание предполагает формирование активного морального самосознания, активной жизненной позиции, занимаемой личностью по отношению к природе»1.
Проблема воспитания была подробно рассмотрена в учебном пособии В. А. Писачкина «Мораль и экологическое воспитание» (1989). Здесь экологическое воспитание рассматривается как важная интегральная часть нравственного воспитания. В пособии описывается экологическая деятельность как сфера моральной регуляции, раскрываются проблемы гуманизации отношения человека к природе, выявляется связь экологического воспитания с гражданской активностью личности. Экологическая этика показана автором в ее системных взаимосвязях: рассмотрена не только этика отношения к окружающей среде, но и нравственно-экологические основания профессиональной этики ученого, журналиста, инженера, госслужащего, педагога2.
В 1990 г. опубликована монография В. А. Писачкина «Природа: разум, милосердие». Вопросы экологизации нравственной жизни рассматриваются здесь на трех основных уровнях (или «экосах», если пользоваться терминологией автора): общепланетарном, государственном и региональном. Особое внимание автор уделил экологическим проблемам республики3.
Ряд работ, раскрывающих те или иные аспекты нравственного отношения к природе, выпущены исследователями, пришедшими к экологической этике из естественных наук. В связи с этим стоит отметить книги и статьи Ю. А. Ала-дышева, М. А. Якунчева, А. А. Ямашкина и др. В Мордовии был также защищен ряд диссертаций по экологической этике: «Проблема нравственного отношения к природе в марксистской философии» А. В. Смольянова (1982), «Эколо-гичекое воспитание как фактор нравственного формирования личности» В. А. Писачкина (1986), «Этические идеи в теоретических разработках Римского клуба» М. Д. Мартыновой (1992), «Американская экологическая этика: традиции и современность» Н. С. Корнилецкой (2007) и др.
В 2007—2010 гг. учеными Национального исследовательского Мордовского государственного университета совместно с Институтом философии РАН, рядом зарубежных университетов и ЮНЕСКО реализован международный проект «Экологическая этика в преподавании социальных и гуманитарных дисциплин» (по гранту HESP-OSI). В рамках проекта для преподавателей этики из стран бывшего Советского Союза проведены три летние школы в Подмосковье, а также ряд конференций по экологической этике в Саранске, Рузаевке, Вильнюсе и Праге. По результатам этих конференций изданы сборники статей «Экологическая этика» (Новгород, 2010) и «Environmental ethics: the power of ethics for sustainable development) (Вильнюс, 2010). Некоторые методические наработки участников проекта нашли отражение в учебном пособии «Основы экологической этики» (Минск, 2008).
Более чем за тридцать лет исследований в региональной науке сложились определенные традиции изучения этико-экологической проблематики. Теоретические изыскания, проведенные в конце ХХ в., стали фундаментом организаторской и популяризаторской деятельности 2000-х гг., которая позволила вывести региональную экологическую этику на качественно новый уровень. Сегодня у специалистов по этике, работающих в Мордовии, есть все условия для дальнейшего развития исследований по этой проблематике, тем более что степень актуальности этико-экологических вопросов не снижается.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Александрова Р.И., Смольянов А.В. Экология и мораль (новое в жизни, науке, технике). М., 1984. С. 4.
2 Писачкин В.А. Мораль и экологическое воспитание: учеб. пособие. Саранск, 1989. С. 4.
3 Его же. Природа: разум и милосердие. Саранск, 1990. С. 7.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0