О. С. Сафонкина. Многоплановость женской репрезентации (на материале мифологии)
О. С. Сафонкина
Многоплановость женской репрезентации (на материале мифологии)
О. С. Сафонкина, аспирант кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей Мордовского государственного университета
С тех пор как человеческие сообщества стали определять собственный статус, положение женщин и детей, ритуалы, связанные с сексом, женитьбой и смертью, занимают особое место в культуре каждого народа. В силу своих репродуктивных способностей женщины выступают посредниками между природой, миром и культурой. Моменты наивысшей уязвимости, подобно рождению или смерти, обычно отмечены присутствием женщины, что вызывает чувство крайней двойственности по отношению к ним, оставляющей глубокие следы на стадии формирования психики каждого человека.
В связи с этим женщина и женское тело представляют собой некий культурно-символический маркер, определяющий моральный кодекс общества.
Чтобы определить место женщины в культурно-философском пространстве, западная философская мысль использует категорию «иной» или «отличный от». Как было отмечено Н. Турыгиной, толкование различия определяет власть, в результате чего смысл этого понятия сводится к обозначению неполноценности, а женский субъект рассматривается как дефектный. Следует согласиться с феминистским теоретиком Р. Брайдотти, что подобное мышление, сводящее женщину к положению дефективной «инаковости», может быть преодолено только через признание многообразия форм женской репрезентации и опыта.
Неоспариваемые общественным сознанием близость женщины к природе, акцентирование различных телесных переживаний, обращение к индивидуальному интимному опыту привели к появлению нового направления в современной феминистской мысли — экофеминизму, где женщина выступает символом близости к пpиpоде и противопоставляется символу мужского начала — культуре.
Эта ветвь феминизма по своей природе носит скорее духовный оттенок, нежели политический или теоретический. Наука, экспертные знания и исследовательская мысль вытесняют традиционное народное знание и склонны во всем замечать принадлежность к разуму и духу, абстрактному мышлению, научному методу, технологии, контролю, а не к природе, телу, флоре, фауне, репродуктивности и интуиции. В связи с этим экофеминизм возражает против отделения культуры и общества от природного мира.
В рамках экофеминизма различают три подхода: либеральный, спиритуалистический и социальный. Наиболее интересным нам видится рассмотрение идей спиритуалистического направления экофеминизма. По мнению Е. Карпенко, спиритуалистический экофеминизм соединяет сконцентрированные вокруг женщин ценности (материнство, воспитание, забота) с прославлением женских тел для идентификации и соотнесения мужских и женских сил. Критика сторонниц этого похода главным образом направлена на иудейско-христианскую доктрину, представляемую ими как символ западной патриархальной культуры. В антологии «Возрастание женской духовности», опубликованной в 1979 г., К. Крист и Дж. Пласкоу утверждают, что феминистская духовность затрагивает четыре важных вопроса: проблему образа и языка бога, которые являются исключительно мужскими; проблему души и тела, выступающую центральной идеей христианства, в котором плоть—грех пребывания на Земле и тяжкий труд на пути к Царству небесному; утверждение женского духовного опыта и истории; разработку новой теологии и ритуалов.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0