О. В. Савина. Развитие корпоративных университетов в регионе

О. В. САВИНА

РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РЕГИОНЕ

САВИНА Ольга Владимировна, начальник отдела дополнительного профессионального образования филиала Российского государственного социального университета в г. Красноярске.

Ключевые слова: корпоративный университет, профессиональная подготовка, повышение квалификации

Key words: corporate university, professional training, advanced training

В статье обоснована целесообразность корпоративного университета, рассмотрен опыт корпоративных университетов в Красноярском крае на примере НОУ «Корпоративный университет "Норильский никель"». The reasonability of the corporate university is substantiated in the article. The Krasnoyarsk Region corporate universities experience by the example of «Corporate University "Norilsk Nickel"» has been considered.

Корпоративный университет — это система стратегических программ по обучению и развитию, которая влияет на стратегию компании, способствует ее реализации и дает толчок дальнейшему развитию, распространяет корпоративные ценности и культуру, представляет собой бренд, а также находится в полном владении материнской компании, даже если оказывает услуги внешним клиентам. Основным фокусом корпоративного университета является обучение сотрудников компании1.

Корпоративным университетом принято называть развитую и устоявшуюся систему обучения персонала компании, которая может сочетать в себе как модули, читаемые специалистами компании, так и адаптированные модули внешних провайдеров обучения. Компании используют различные подходы к определению формата корпоративного обучения, что обусловлено спецификой бизнеса каждой из них. Однако одним из главных условий успешности корпоративного университета является заинтересованность руководителей высшего и среднего звена в своем развитии и в развитии своих сотрудников.

В современных условиях первично полученные знания быстро устаревают, практическая деятельность требует их постоянного пополнения. Поэтому компании не могут опираться на знания, которые их менеджеры и рядовые сотрудники получили когда-то в вузах. Кроме того, сотрудники региональных отделений обладают неодинаковым опытом и представляют разные слои общества. Компании необходим единый стиль работы, а для этого надо создать учебный центр, чтобы все сотрудники смогли посещать теоретические и практические занятия. Некоторые компании, в которых система обучения не была отлажена или не носила целенаправленного характера, уже задумались о создании или реформировании собственных учебных центров или трансформации их в корпоративные университеты2.

Настоящего специалиста нужно «готовить» внутри компании. Именно для этого и необходим корпоративный университет. Одним из ключевых моментов деятельности корпоративного университета является выбор его целевой аудитории. От этого выбора зависят масштабы деятельности и специфика организации тренинговых программ. Целевую аудиторию корпоративного образования можно определить одной группой «сотрудники корпорации» независимо от должностной иерархии. Специфика каждой компании определяется соотношением объема образовательных услуг для тех или иных должностных уровней. Одни компании уделяют особое внимание обучению технического персонала, другие делают ставку на подготовку менеджеров среднего звена. Также весомую роль играет формирование и развитие кадрового управленческого резерва и т. п. Единым правилом для всех является обучение сотрудников всех уровней и должностей. Одним необходимо бизнес-образование, другим — повышение профессиональной квалификации3.

Таким образом, обучение сотрудников непосредственно на рабочем месте носит оперативный и всегда конкретный характер, так как оно ориентировано на освоение конкретного трудового процесса, выполнение конкретной работы. Корпоративный тип обучения не требует больших расходов и сокращает период профессиональной адаптации работника. В учебном процессе используется работа в течение некоторого времени в качестве ассистента, постепенное усложнение задания, ротация (смена) рабочих мест, делегирование части функций, ответственности и др.

В Красноярском крае за последние 10—15 лет накоплен значительный опыт в поисках форм эффективной интеграции науки, образования и производства. Так, в структуре ОАО «ГМК "Норильский никель"» 17 октября 2006 г. появился собственный университет — Негосударственное образовательное учреждение «Корпоративный университет "Норильский никель"», который стал одним из лидеров инновационной деятельности региона, активно влияющих на экономику не только края, но и всей России.

Учебное заведение ОАО «ГМК "Норильский никель"» было создано в соответствии с Федеральным законом «Об обра-зовании»4. Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Корпоративный университет "Норильский никель"» (Корпоративный университет) проводит: лекции, семинары и тренинги; дистанционное обучение; стажировки; индивидуальные и групповые консультации; производственное обучение и практическое обучение; отработку профессиональных навыков на тренажерах, стендах и компьютерных симуляторах; мастер-классы; командообразующие курсы.

Вуз реализует ряд задач: усиление конкурентных преимуществ компании «Норильский никель» в части развития персонала в соответствии с корпоративными стандартами, определяющими необходимый для достижения стратегических целей компании уровень профессиональной подготовки работников; формирование для предприятий группы единого образовательного, методического, информационного и консалтингового центра, реализующего и развивающего современные учебные и информационные технологии; приведение в соответствие организационно-правовой формы подразделений, оказывающих образовательные услуги, содержанию этих услуг и принципам отраслевого управления компанией5.

Ежегодно профподготовку проходят более 30 тыс. работников предприятий группы, или 36 % численности персонала (без учета зарубежных активов); 80 % обучения осуществляется на учебной базе корпоративного университета6.

В структуре подготовки кадров 60 % обученных составляют рабочие; 20 % работников проходят подготовку по программам, направленным на обеспечение эффективного выполнения производственных функций, в том числе в связи  с внедрением новой техники; 14 % составляют руководители и специалисты, прошедшие повышение квалификации.

Сегодня в Красноярском крае корпоративные университеты активно функционируют в ОАО «РЖД», «Альфа-Страхование» и т. д. Большинство программ региональных корпоративных университетов разработано в виде модулей, значительную часть которых проводят преподаватели бизнес-школ и специализированных компаний, работающих на рынке краткосрочного бизнес-обучения.

По нашему мнению, необходимо и дальше развивать идею корпоративных университетов на предприятиях Красноярского края. Целесообразно и сотрудничество корпоративных университетов, которое, на наш взгляд, будет способствовать развитию компетентных навыков специалистов региона. Возможный путь развития сотрудничества корпоративных университетов — накопление и обобщение опыта различных компаний, а также создание научной теории корпоративного образования путем проведения совместных тематических конференций, ассамблей, кросс-практик и научных исследований. Обмен опытом теоретиков и практиков разных предприятий и фирм будет способствовать созданию «умной» экономики региона.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Ведущий портал о кадровом менеджменте. Словарь терминов HR-менеджмент. URL: http://hrm.ru/db/hrm/46CE5D85434D1F3AC325757 8006CC337/glossary.html (дата обращения: 02.07.2013).

2 Cм.: Рожков Г.В. Генезис инновационной экономики в России / под ред. С.Г. Ерошенкова. М.: МАКС Пресс, 2009. С. 348—349.

3 Cм.: Там же. С. 351.

4 См.: Федеральный закон «Об образовании». URL: http://www.zakonrf. info/zakon-ob-obrazovanii (дата обращения: 05.05.2013).

5 См.: Каганов В.Ш. Корпоративный университет «Норильский никель». Опыт лидера. М.: Изд-во «Вершина», 2008. 248 с.

6 См.: Официальный портал НОУ «Корпоративный университет «Норильский никель». URL: http://university.nornik.ru (дата обращения: 24.06.2013).

Поступила 09.07.2013.

REFERENCES

2 Sm.: Rozhkov G.V. Genezis innovacionnoj jekonomiki v Rossii / pod red. S.G. Eroshenkova. M.: MAKS Press, 2009. S. 348—349.

3 Sm.: Tam zhe. S. 351.

4 Sm.: Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii». URL: http://www.zakonrf. info/zakon-ob-obrazovanii (data obrashhenija: 05.05.2013).

5 Sm.: Kaganov V.Sh. Korporativnyj universitet «Noril'skij nikel'». Opyt lidera. M.: Izd-vo «Vershina», 2008. 248 s.

6 Sm.: Oficial'nyj portal NOU «Korporativnyj universitet «Noril'skij nikel'». URL: http://university.nornik.ru (data obrashhenija: 24.06.2013).

O. V. Savina. Development Experience of Corporate Universities in the Region

Corporate university is mechanism for implementation of the strategy for education and development of personnel in the company aimed at the provision of the requirements in qualified personnel in the long-term perspective; the system of strategic programmes in education and development influencing the company strategy and promoting its implementation as well as its further development and distributing corporative values and culture, representing a brand and being in the disposal of the parent company.

The reason for the establishment of the corporate university is that in the conditions of the strict competition, rapid changes in the consumers preferences, business environment, new technologies and products it is impossible to rely on the knowledge received long ago. At that academic programmes in state educational institutions are not always useful. In connection with that the requirement in the establishment of corporate universities and their orientation on the labour process mastering exists. In this respect Corporate University «Norilsk Nickel» in the Krasnoyarsk Region is an illustrative example.

In the Krasnoyarsk Region corporative universities actively operate in OJSC «Russian Railways», «AlfaStrakhovanie», etc. Most of the programmes in regional corporate universities have been developed in the form of modules with the essential part of which being implemented by teachers employed at business-schools and specialised companies operating in the market of short-term business education.

SAVINA Olga V., Head of Department of Additional Professional Education of Branch of the Russian State Social University in Krasnoyarsk.

1 Sm.: Vedushhij portal o kadrovom menedzhmente. Slovar' terminov

HR-menedzhment. URL: http://hrm.ru/db/hrm/46CE5D85434D1F3AC32575 78006CC337/glossary.html (data obrashhenija: 02.07.2013).

Лицензия Creative Commons
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0