Е. Я. Романовский. Национальное как эстетическое качество театра кукол
Е. Я. Романовский
Национальное как эстетическое качество театра кукол
Е. Я. Романовский, директор государственного учреждения культуры «Государственный театр кукол Республики Мордовия»
Можно перейти от танца к куклам. В силу специфичности создания сценического образа в театре кукол возникают возможности для проявления его особых эстетических качеств. Хотя чаще всего они заключены в самой сущности театральной системы, в которой нераздельно сосуществуют актерское и изобразительное искусства, все же в разные эпохи, у разных народов они находят свое собственное традиционное или индивидуальное выражение.
Национальное заложено в самой природе театра кукол. Во-первых, можно говорить о том, что этот театр всегда имел региональную специфику или стремился выразить через универсальное некие уникальные качества культуры. Устремленность театральных систем к развитию художественных ценностей региональной культуры со всей очевидностью проявляется в противопоставлении натурализма (универсалистская тенденция) и традиционализма, обращенного к многонациональному народному искусству, в котором художники-кукольники находят близкую им условность, художественный примитив, сказочно-поэтическую фантастичность. На основе законов современного искусства художники синтезируют или стилизуют традиционные формы с современным концептуальным пониманием тенденций развития искусства.
Во-вторых, отсюда вытекает интерес национальных театров кукол к этническим темам и сюжетам. Региональная театральная культура использует и развивает их потенциальные возможности, опираясь на такие эстетические свойства играющей куклы, как искусственное, условное и фантастическое. Таким образом, феномен национального находит свое полноценное выражение в спектаклях для детей (в виде сказочных образов), а в спектаклях для взрослых в сатирических, пародийных, гротесковых, эксцентрических образах.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0