Ю. Л. Колесникова. Становление творческого стиля студентов в процессе овладения навыками народно-хорового исполнительства
Ю. Л. Колесникова
Становление творческого стиля студентов в процессе овладения навыками народно-хорового исполнительства
Ю. Л. Колесникова, старший преподаватель кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета
Проблемы развития творческого стиля профессиональной деятельности привлекают внимание многих исследователей. Большое значение эта проблема имеет для вузовского музыкального образования. Практика работы со студентами Института национальной культуры Национального исследовательского Мордовского государственного университета показала, что процесс овладения навыками народно-хорового исполнительства в области многоголосных форм традиционной финно-угорской песенной культуры связан с различным уровнем становления творческого стиля деятельности.
Педагогика исследует сущностные характеристики стиля деятельности. Так, в работах В. А. Сластенина подчеркивается, что стиль деятельности присущ любой личности, и можно выстроить «уровневую иерархию», где низкий уровень является подражательным, копирующим другого человека. Далее каждая развивающаяся личность стремится овладеть собственным, неповторимым стилем. Для становления же творческого стиля, «для выхода за рамки привычного, известного, нормативного», на его взгляд, «необходимо овладение этим известным, уже существующим»1.
Анализ и осмысление проблемы творческого стиля деятельности раскрыло новые личностные и профессиональные возможности будущих студентов. Так, абитуриенты, поступающие по направлению подготовки «Искусство народного пения», часто имеют портфолио, состоящее из наград за выступления на различных конкурсах и фестивалях. Это позволяет предположить наличие у них некоторого уровня музыкальных профессиональных навыков и личных достижений. Особый разряд составляют абитуриенты, поступающие в вуз без начального музыкального образования, так как их учебно-профессиональная деятельность осуществляется способом «копирования по образцу».
В связи с этим мы выделили уровни творческого стиля деятельности студентов-музыкантов: копирование по образцу — непродуктивный; результат выполнения требований педагога — полупродуктивный; личностная интерпретация произведения — продуктивный; создание нового произведения — высший уровень творчества. В результате изучения этой проблемы мы обнаружили некоторое противоречие между личностной оценкой студента своих достижений в учебно-творческой деятельности и оценкой педагога уровня профессионализма студента, определяющего стиль его деятельности. Это обусловливает задачу применения образовательных технологий, снимающих выявленное противоречие.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 См.: Сластенин В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст // Пед. образование и наука. 2002. № 4. С. 4—8.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0