С. В. Колесникова. Специфика народно-певческого исполнительского искусства мордвы
С. В. Колесникова
Специфика народно-певческого исполнительского искусства мордвы
С. В. Колесникова, доцент кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета
В традиционной мордовской музыкальной культуре сложились устойчивые и высокоразвитые формы вокального исполнительского искусства, характерного в основном для женщин, и инструментального, характерного для мужчин. Вокальное искусство мордвы развивалось в двух основных исполнительских формах одиночной и совместной. Одиночно исполнялись причитания (свадебные, похоронные, рекрутские), колыбельные, детские потешки, а также некоторые эпические и лирические песни как сольный вариант многоголосной вокальной партитуры. Песни земледельческого календаря и свадебной обрядности, неприуроченные долгие, плясовые, круговые песни интонировали в форме развитого многоголосия. Голоса в хоровой (ансамблевой) партитуре песни выполняли определенную функцию в разработке многоголосия и по народной терминологии имели определенное подразделение: основной голос песни, который исполняют средние голоса; подголоски: высокие, низкие; бурдон на основном и квинтовом тоне лада, исполняющийся остинато или мелодически развивающийся.
Для певческих голосов одиночного и коллективного творчества мордвы характерно насыщенное, в основном грудное звучание женских голосов в низких и средних тесситурных условиях (от фа — соль малой октавы до ля — си первой); мягкое, осветленное или напряженное и яркое звучание высоких женских голосов (от си первой октавы до ре — ми второй); темброво-насыщенное звучание у низких мужских голосов, ярко-выразительное — у высоких (баритонально-теноровый характер).
Темброво-динамическая выразительность и голосо-рече-вой характер исполнения определялись местом звучания и жанровой принадлежностью песни. На открытом пространстве (в лесу, поле, у родника) пели зычно, проголосно, динамично, насыщенно; в помещении — более мягко, певуче, динамически сдержанно, собранно и округло. В результате взаимодействия вокальной и инструментальной традиций в творчестве мордвы возникла и функционирует совместная исполнительская форма — вокально-инструментальная.
Таким образом, при всем многообразии характерных особенностей народно-певческого исполнительского искусства мордвы вокальная и инструментальная музыка сопровождала различные жизненно-бытовые ситуации, традиционные обряды и ритуалы. Это озксы, свадьба, молодежные весенне-летние гуляния, календарные праздники, детские игры и др. При этом пение в сопровождении традиционных музыкальных инструментов могло быть статичным или сопровождать круговые пляски, пляски на месте, хороводы.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0