М. В. Медведева. Претворение фольклорных интонаций в кантате А. Г. Шнитке «Песни войны и мира»
М. В. Медведева
Претворение фольклорных интонаций в кантате А. Г. Шнитке «Песни войны и мира»
М. В. Медведева, заведующая кафедрой хорового и сольного народного пения Российской академии музыки им. Гнесиных, кандидат педагогических наук, профессор (г. Москва)
Для осознания взаимосвязи творчества выдающегося композитора современности А. Г. Шнитке с истоками народной музыки необходимо проникнуться его духовными установками в отношении искусства в целом. Композитор особо подчеркивал извечность существования художественных произведений, которые расшифровывает и улавливает извне. В процессе накопления впечатлений, образов и формирования творческой самобытности А. Г. Шнитке большую роль играла окружающая его с детства этномузыкальная среда. Этнокультурное окружение, в котором находился композитор в Поволжье с 1934 по 1946 г., отличалось многоликостью. Народная культура немцев Поволжья еще сохранила черты исконных традиций. Последнее обусловлено центростремительными культурными тенденциями в условиях иноэтнического окружения (славяне, финно-угры, тюрки, монголы) и удаленностью, оторванностью от Германии. На народное музыкальное творчество немцев Поволжья большое влияние оказал процесс культурной ассимиляции, синтезирование «своего» и «чужого» и образование нового качества — конгломеративности. Эти культурные явления, изначально воспринятые А. Г. Шнитке на уровне генетической памяти, нашли отражение в его творчестве.
Погружение в окружающий природный мир звуков, свойственное носителям фольклорного песнетворчества, было одной из характерных черт мировосприятия и воображения композитора. В своем творчестве композитор воплощал различные свойства звукового пространства. Например, в третьем номере кантаты «Песни войны и мира» велика роль унисона как своеобразного средства погружения в медитативное состояние. Музыкальную тему этого номера «Ой, да сердце, горько сердце стонет» композитор заимствовал из фольклорных записей.
Вероятно, запись могла быть сделана на Русском Севере, поскольку в основе ладового строения напева лежит уменьшенная квинта (до-диез — соль-бекар), столь свойственная севернорусским плачам. В творческом подходе А. Г. Шнитке к претворению фольклора проявляется открытость музыкального мира композитора, способность синтезировать разнородные явления.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0