А. С. Печаткин. Виды эколого-право-вых принципов: социально-философский подход
А. С. ПЕЧАТКИН
ВИДЫ ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД
ПЕЧАТКИН Александр Сергеевич, аспирант кафедры социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.
PECHATKIN Alexander Sergeyevich, Postgraduate at the Department of Socio-Economic Disciplines, Saransk Cooperative Institute (Branch) of Russian University of Cooperation (Saransk, Russian Federation).
Ключевые слова: экология, принцип, правовые принципы, эколого-право-вые принципы, закрепленные эколого-правовые принципы, незакрепленные эколого-правовые принципы
Key words: ecology, principle, legal principles, environmental and legal principles, entrenched environmental and legal principles, unsecured environmental and legal principles
В статье исследуется категория «эколого-правовой принцип». Проводится деление эколого-правовых принципов по основанию закрепленности в нормативно-правовых актах с применением социально-философского подхода.
The paper considers the category of "environmental and legal principle". Division of environmental and legal principles on the basis of their codification in the normative legal acts is carried out using the socio-philosophical approach.
Эколого-правовые принципы стоят в основе регулирования взаимодействия общества и природы. Они отражают исторически сформировавшуюся степень воздействия и уровень регуляции общественных отношений, являются критерием отношения общества к природе. Следует учитывать то, что эколого-правовые принципы реализуются только при должном функционировании в правовой системе и вне ее, т. е. в более широкой области общественных отношений. Принципы, носящие сугубо декларативный характер, не могут полноценно функционировать, они не выполняют функции регуляции общественных отношений. Функциональное предназначение они выполняют только при реализации своих функций, к числу которых следует отнести регулирование, систематизацию, законотворчество, ценностную и воспитательную функции.
В самом широком смысле эколого-правовой принцип есть основное положение правового регулирования взаимодействия общества и природы. Это определение указывает на самые общие координаты отражения исторически сложившихся правовых отношений в области взаимодействия общества с природной средой. Смысловой формой эколого-правового принципа выступает «положение», т. е. «основная мысль, развиваемое и доказываемое утверждение; тезис»1, которое может содержаться в тексте законодательного акта, быть сформулировано в научной литературе как выявление сложившихся отношений, свойств, связей правовой действительности, не отраженных в законодательстве.
Следует отметить, что категория «принцип» соотносится с понятием «эколого-правовой принцип» как общая категория с меньшим по объему понятием, обозначающим эколого-правовую область общественной жизни.
В. Н. Сагатовский дает следующее определение: «Принцип (от лат. principium — основа, первоначало) — в онтологии принцип — это такое отношение в организации сущего, от которого зависят все другие отношения. Тем самым принцип — это закон бытия сущего, являющийся основанием других законов его бытия, или релятивная форма сущно-сти»2. В данном определении внимание акцентируется на его «основательности», что близко определениям принципа опирающимся на его этимологию, но при этом содержание раскрывается с позиции системного подхода, что способствует более глубокому познанию сущности категории «принцип». Применительно к закрепленным в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» № 7 от 10 октября 2002 г. (далее — Закон) принципам возможно утверждать, что они являются первоначальными, исходными положениями правового регулирования. В качестве примера следует привести закрепленный в законе эколого-правовой принцип «сохранение биологического разнообразия»3, который, отталкиваясь от приведенного определения категории «принцип», следует понимать как исходный по отношению к правовому регулированию взаимодействия общества и природы. Такой подход правомерен, но ограничен и не позволяет отразить всех сторон эколого-правовой системы, которую составляют эколого-правовая культура, эколого-правовое сознание, эколого-правовая реализация и др.
Таким образом, представляется возможным утверждать, что эколого-правовые принципы не ограничиваются принципами закрепленными в законодательстве, они отражают основные сущностные свойства и отношения эколого-правовой системы как подсистемы отечественной правовой системы. Понятие «правовая система» шире понятия «система права» в его понимании как иерархически соподчиненных правовых норм, образующих правовые отрасли и институты. С. В. По-ленина отмечает, что понятие «правовая система» «включает всю совокупность правовых феноменов, в том числе право-реализацию, правосознание, правовую культуру и др.»4.
Правовая система имеет сложную структуру и содержит систему права, правовую культуру, правовое сознание, правовую реализацию, институционально-организационную структуру. Каждая из них представляет собой особое системное образование правовой действительности с принципами, не сводимыми только к принципам законодательства и права в его нормативистском понимании, но тесно с ними взаимодействующими. Так, З. С. Байниязова пишет: «Правовая система как разновидность социальной системы подчиняется общим принципам и правилам организации систем, но она при этом сохраняет специфические правовые начала своей организации»5.
Из правовой системы выделяется эколого-правовая система со своими структурными составляющими: эколого-правовой культурой, эколого-правовым сознанием, эколого-правовой реализацией, эколого-правовой институционально-организационной структурой и др. Применительно к эколого-правовой области исследований социальной философии научный интерес представляет деление эколого-правовых принципов на закрепленные и не закрепленные в законодательстве. Такое деление обусловлено особенностями социально-философского подхода, направленного на выявление общих оснований существования общества во взаимодействии с окружающей природной средой.
К закрепленным эколого-правовым принципам относятся: принципы Конституции Российской Федерации (ст. 9, 42, 58)6, международные принципы, принципы Закона (ст. 3), Лесного кодекса (ст. 1), Земельного кодекса (ст. 1) и других нормативно-правовых источников экологического права. Этот вид эколого-правовых принципов направлен на реализацию в эколого-правовых отношениях, посредством механизма правового регулирования несет в себе правовой элемент обязательности исполнения, в отличие от незакрепленных эколого-правовых принципов, которые отражают сущностные стороны процесса реализации, уровень экологического правосознания. Закрепленные эколого-правовые принципы выполняют ряд функций: регулирующую, систематизирующую, стабилизирующую, правотворческую, ценностную, воспитательную, восполнения пробелов в праве, сопоставляющую.
Незакрепленные эколого-правовые принципы не отражены в законодательстве, но определяют его сущностные основы и интегрируют свойства и отношения составляющих правовой системы: эколого-правовой культуры, эколого-правовой реализации, эколого-правового сознания. К незакрепленным эколого-правовым принципам представляется возможным отнести изложенные Э. В. Гирусовым принципы взаимоотношения общества и природы: принцип естественного равновесия биосферы, оптимальное соответствие общества и окружающей среды, обеспечение приоритета общественного интереса над частным, экологическую чистоту человеческой деятельности, компенсацию меры производимых у природы изъятий и экологическую ответственность7. Следует учитывать, что незакрепленные эколого-правовые принципы должны сохранять правовой элемент, т. е. состоять в структуре эколого-правовой системы.
Эколого-правовые принципы несут в себе потенциал развития законодательства, вбирая результаты междисциплинарных исследований системы «общество — природа», уровень правовой культуры и экологической культуры, степень экологизации законодательства и другие комплексы, объединяющие различные отрасли знаний и направленные на гармонизацию взаимоотношений общества и природы.
Виды эколого-правовых принципов взаимосвязаны между собой функциональным назначением и смысловым полем права. Функциональное назначение выражается в реализации функций эколого-правовых принципов (регулятивная, систематизации, правотворчества и др.) в общественных отношениях. Так, незакрепленные эколого-правовые принципы функцию регуляции выполняют опосредованно, в отличие от закрепленных принципов, которые направлены на их реализацию непосредственно в силу закрепления в законодательном акте. Примером тому может служить принцип сохранения биологического разнообразия, закрепленный в ст. 3 Закона. Его включение законодателем в перечень принципов означает необходимость его реализации, посредством конкретных правореализационных мероприятий. Также следует отметить функцию, заключающуюся в сопоставлении соответствия принципов и экологической обстановки на различных территориально-политических уровнях: международном, национальном, региональном, территориальном.
Ведущая роль в аккумуляции, осмыслении и развитии эколого-правовых принципов принадлежит философскому знанию, которое «включает в себя способ освоения социо-природного окружения людей с целью формирования наиболее благоприятной для всех форм жизни среды, а также соблюдение нравственных принципов, творческое развитие которых связано с поиском норм экофильного поведения, ориентиров взаимного развития общества и природы, с переосмыслением исторического опыта человечества»8.
Распределение эколого-правовых принципов по административно-территориальному признаку заключается в определении действенности принципов, их реализации в конкретных правоотношениях, выражающихся в функционирующем правовом механизме, связующем различные уровни регулирования. В данном случае распределение следует понимать как воздействие, оказываемое принципами федерального уровня на региональный, то, каким образом они выполняются на уровне субъекта Федерации и приобретают локальную конкретизацию в виде обобщенных положений, зависимых от локальной системы. Б. Ф. Кевбрин отмечает, что «локальные системы (таковыми являются относительно замкнутые в пространственно-временном масштабе образования) имеют свои определители, иначе критерии продвинутости, развитости, которые можно сравнивать с предшествующими состояниями системы или с другими аналогичными системами»9. Знание соотношения структурных составляющих системы между собой и с системой в целом, в качестве которых могут выступать субъекты Федерации и Российская Федерация, позволяет выявить наиболее существенные противоречия во взаимодействии с природной средой и пути их преодоления. Следует учитывать специфику каждого региона: состояние окружающей среды (отдельные природные компоненты и общую экологическую обстановку в регионе); уровень антропогенной нагрузки, организационно-правовые меры, осуществляемые в регионе. Применительно к Республике Мордовия следует отметить наличие вредных производств и последствия чернобыльской катастрофы. Что касается реализации федеральных эколого-правовых принципов на региональном уровне, то выделим функционирующие на территории Мордовии ФГБУ «Мордовский государственный природный заповедник имени П. Г. Смидовича» и ФГБУ «Национальный парк "Смольный"», которые выступают как воплощение принципа сохранения биологического разнообразия на территории региона.
Такого рода реализация эколого-правового принципа носит характер конкретных мер охраны природы в рамках организационно-правовой компетенции и опосредуется правовым механизмом и рядом других факторов. Региональная составляющая в реализации эколого-правовых принципов является необходимым звеном при осуществлении государственной политики в области охраны окружающей среды. Именно региональный уровень реализации государственной политики показателен при осуществлении правовых и организационных мероприятий в области охраны окружающей среды.
Значение деления эколого-правовых принципов на закрепленные и незакрепленные выражается в необходимости определения соотношения принципов различных уровней по государственно-политическому признаку, компонентам природной среды, юридической силе, положению в структуре правовой системы. Следует учитывать то, что эколого-правовые принципы взаимосвязаны между собой смысловым содержанием права и функциональным назначением. Они сформировались исходя из исторических особенностей их принятия на определенном этапе развития, в качестве основных положений правового регулирования взаимодействия общества и природы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: толково-словообразовательный. URL: http://www.efremova.info (дата обращения: 20.07.2014).
2 Сагатовский В.Н. Философские категории: авторский словарь. URL: http://terme.ru/dictionary/1071/word/princip (дата обращения: 15.04.2014).
3 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 октября 2002 г. № 7. URL: http://www.consultant.ru/popular/okrsred/70_1.html#p125 (дата обращения: 01.07.2014).
4 Поленина С.В. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. 1996. № 2. С. 4.
5 Байниязова З.С. Основные принципы Российской правовой системы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 4.
6 См.: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875 (дата
обращения: 11.07.2014).
7 См.: Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. М.: Изд-во РУДН, 1998. 172 с.
8 Ежов П.Е., Айзятов Ф.А. Взаимодействие человека и природы как объект изучения в социально-философском знании // Гуманит. науки и образование. 2013. № 1. С. 72.
9 Кевбрин Б.Ф. Развитие систем и его критерии // Успехи совр. естествознания. 2004. № 7. С. 75.
Поступила 30.07.2014.
A. S. Pechatkin. Types of Environmental and Legal Principles: a Socio-Philosophical Approach
The paper is devoted to the category of "environmental and legal principle". Division of environmental and legal principles on the basis of their codification in the normative legal acts is carried out. Two types of environmental and legal principles are singled out: the entrenched and unsecured ones. The paper discusses the specifics of each type of environmental and legal principles. The secured ecological and legal principles are aimed at implementation in environmental and legal relations through the mechanism of legal regulation. They have a legal component of compulsory enforcement unlike the unsecured environmental and legal principles, which reflect the essential part of the implementation process, the level of environmental and legal awareness. The identified types of environmental and legal principles are interrelated through their functional purposes and the conceptual grounds of law.
Importance of the category of "environmental and legal principle" for socio-philosophical study of the environmental and legal system is substantiated. The division into types is caused by the peculiarities of the socio-philosophical approach aimed at identification of common grounds of the existence of society in its interaction with the natural environment. The issue of a functional implementation of environmental and legal principles at the regional level is considered. Implementation of the principle of conservation of biological diversity is exemplified by functioning of the "Smidovich Mordovian State Nature Reserve" and "Smolny" National Park in the Republic of Mordovia.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0