В. В. Красулина. Культура предпринимательской деятельности и нравственный порядок в обществе
В. В. КРАСУЛИНА
КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НРАВСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК В ОБЩЕСТВЕ
КРАСУЛИНА Валентина Владимировна, исполняющая обязанности директора Ногинского торгово-экономического колледжа.
KRASULINA Valentina Vladimirovna, Acting Director, Noginsk Technical School of Trade and Economics (Noginsk, Russian Federation).
© Красулина В. В., 2015
Ключевые слова: теория отставания культуры, здравый смысл, социальный контроль, практическое знание, транзит моральных ценностей, динамика предпосылочных знаний, партиципация, инверсия, медиация, этический тезаурус, предпринимательская этика
Key words: theory of cultural lag, common sense, social control, practical knowledge, transit of moral values, dynamics of prerequisite knowledge, participation, inversion, mediation, ethical thesaurus, entrepreneur ethics
В статье рассматриваются теоретические подходы к формированию профессиональной этики предпринимателя. Процесс становления этического тезауруса происходит в условиях динамичной среды при отсутствии должной культуры бизнеса и традиций, обеспечивающих функционирование рынка.
The paper deals with theoretical approaches to formation of professional ethics of the entrepreneur. The process of formation of the ethical thesaurus is taking place in the context of dynamic environment in the absence of proper business culture and traditions ensuring functioning of the market.
Нравственный порядок в обществе представляет собой, по мысли Т. Лукмана, «фундамент разумного социального мира», т. е. ту историческую действительность, «которая всегда изменялась, конструировалась и поддерживалась в порядке», где социальные интеракции выражают коммуникативный характер1. Социальность как субъектность в сфере предпринимательства (бизнеса) выражает воспроизводство жизнедеятельности социальных групп в контексте особой логики и рациональности, особой культуры и этики как интегрирующей силы развития общества и проявления его солидарности. Творимый людьми «искусственный мир» становится, по мнению В. А. Кутырева, бытием человека, людей, сообществ, социально-технических и социально-экономических систем. Эти системы начинают «самопрограммироваться» и «генерировать новое знание»2, а также производить новые формы саморегуляции, институты, структуры, социальные организации, отношения. Этот процесс противоречив, амбивалентен, сопряжен с кризисами, порождаемыми «борьбой миров», старого уходящего и нового приходящего, искусственного и естественного.
Действия сообществ людей по социальному конструированию реальности направлены на адаптацию к условиям среды и ее улучшение, переструктурирование «условий сред». Отталкиваясь от этой посылки и анализируя этот процесс реальных изменений, У. Огборн создал теорию отставания культуры. Основная идея этой теории состоит в том, что одни элементы культуры не успевают за другими, между ними складывается культурный лаг (запаздывание). Все социальные, технические, технологические и культурные перемены происходят через развитие и кристаллизацию личности, ее моральных качеств. Одновременно происходит организационная революция, связанная с возникновением организационных структур (демократических учреждений, рыночных институтов), которые становятся необходимыми социальными амортизаторами нарастающего усложнения общественной жизни. Однако техническое и технологическое развитие постоянно и быстро идет вперед, а процесс адаптации в других областях (в культуре, морали) запаздывает. Нормы и правила регуляции адекватного поведения входят в практику гораздо позже. Такова особенность развития культуры, подмеченная американским социологом.
Предпринимательская деятельность в современную эпоху занимает одно из главных мест в структуре общественной практики. Эта деятельность тесно связана с производством инноваций, она же выступает и в качестве важнейшей функции «средоструктурных факторов, ситуационных событий, определенных свойств личности» и характеризуется как деятельность, направленная на преобразование социальных отношений3. Предпринимательская активность выражает своеобразную форму экономического и социального творчества.
Обращение к современному российскому обществу с позиций транзита его моральных ценностей на первый план выводит рассмотрение флуктуации нравственных процессов, связанных с развитием рыночных отношений и обеспечением предпринимательской деятельности и бизнеса. Именно эта деятельность оказалась связанной с поиском и становлением механизмов регуляции, которые традиционно сформированы и успешно функционируют в других странах, не знавших коммунистического эксперимента, например, в культуре Запада. Однако менталитет каждой страны и народа привносит в сложившиеся модели рыночной культуры и этики некий колорит, совмещенный с амбивалентной парой универсальных ценностей рынка. Для России, безусловно, свойственно становление регулятивной модели этики предпринимательства и бизнеса, основные контуры которой за прошедшее четверть века получили определенное развитие.
Этический тезаурус науки последних десятилетий существенно обогатился терминологией, связанной с характеристикой поведенческих стратегий и оценочных суждений в сфере предпринимательской деятельности, что связано с развитием этики бизнеса. В качестве основных предпосы-лочных оснований в развитии этической рефлексии в области предпринимательской деятельности, этики хозяйства и этики бизнеса исследователи называют здравый смысл.
Формирование тезауруса как определенной суммы (массы) знания берет начало с некоей предпосылки, накопления предпосылочных знаний. Реестр форм предпосылочного знания в этике, социальной философии и социологии достаточно широк и во многом обусловлен историей их становления. В число очевидных форм входят: здравый смысл, проблематичность и другие компоненты, детерминирующие характер познавательного процесса и пути развития науки. Сюда следует включить также габитус. Важным фактором развития научных теорий и методов служит динамика пред-посылочных знаний, их функционирование, флуктуация и дифференциация4.
Идеи развития современной культуры, становления регулятивных систем поведения в обществе получили отражение в концепции «срединной культуры» (термин впервые употребил Н. А. Бердяев), основанной на идеях диалога, компромисса, на базе распространения научных представлений, критической рефлексии5. Как концепция воспроизводства культуры «срединная культура» сложилась в трудах А. С. Ахиезе-ра. Она служит для объяснения механизма «поиска новых смыслов, нового содержания сферы между сложившимися смыслами, противостоит партиципации, инверсии»6. Инверсия в данном применении термина характеризуется обращением к сложившимся смыслам и выступает как «господствующая форма», держащая медиацию под собой. Медиация составляет дуальную оппозицию к инверсии, постепенно усиливая свои позиции в культуре. Она оттесняет инверсию и овладевает эмоциональной доминантой изнутри. Медиация все больше подчиняет движение абстрактной логике интеллекта, ведущей к конкретному знанию, и превращается в господствующую в обществе логику7. Формирующийся новый смысл выражает синтез смыслов «полюсов исходной дуальной оппозиции», укорененных в культуре, нравственности.
Диалог — «высшая степень социальности»8. Раскрытие внутренней социальности, по замечанию З. З. Каримовой, во многом сопряжена с кардинальным изменением структуры науки9. Бахтинская парадигма неслиянности — нераздельности культурных областей требует «реконструирования» глубинных основ социальности как целостности причаст-но-диалогического единства, социальности, укорененной в единстве культуры, в позиции оценки человека с точки зрения содержания когнитивного и этического моментов, единства мира познания и поступка, в плоскости ценност-но-организаванного события-бытия. В. С. Библер пишет: «Общение индивидов как личностей (культура) есть общение их как реальных (и потенциальных) культур, есть общение индивидов как личностей... каждый изобретает свое особое бытие, — сознание, — разум это есть — в произведениях запечатлеваемые — бытие, сознание, разум личности, отделенной от индивида»10. Г. С. Батищев отмечает: «Самоопределительная работа каждого обладает невосполнимым самостоянием, ее нельзя заменить чужими усилиями и обретениями, заимствованиями, подражаниями и т. д. Истина же лежит в бытии принципиально инаковом, третьем по отношению к замкнутым внутри себя существованиям. Это взаимность самостоятельных исканий и самоопределительной работы над собой — полифоническая сопричастность друг другу внутри смыслового ценностного поля с его «вертикальными измерениями», измерениями самосовершенствования11.
Отталкиваясь от диалогической рефлексии, В. С. Библер подчеркнул мысль о том, что на рубеже ХХ—XXI вв. нарастает конфликт двух форм детерминации человеческого бытия и, соответственно, сознания, разумения, мышления. Это прежде всего внешняя детерминация человеческого бытия, сознания, мышления и поступков, а также внутренняя детерминация, состоящая из физиологических, генетических, подсознательных предопределенностей. В качестве детерминации такого рода он называет «слабые поля» самодетерминации, определяющей индивидуальность человека, за свои поступки, сознание, мышление, судьбу, историю. Культура выступает как «целостный феномен самодетерминации», она подобна «"пирамидальной линзе", вживленной — своим острием — в хрусталик нашего духовного зрения»12.
Для России свойственно становление регулятивной модели этики предпринимательства и бизнеса, основные контуры которой за прошедшее четверть века получили определенное развитие. Формирование профессиональной этики предпринимателя порой происходит в условиях динамичной среды при отсутствии должной культуры бизнеса и традиций, обеспечивающих функционирование рынка. Те тенденции, которые складываются в этой сфере, требуют научного осмысления, а также специальных программ воспитания и образования предпринимателя с учетом отечественной культуры. Интенции в данной сфере находят отражение в формирующемся тезаурусе предпринимателя, ориентированного на реалии среды.
Тезаурусные конструкции, сложившиеся в условиях бизнеса, чрезвычайно устойчивы к воздействию постоянно меняющихся условий внешней среды. Тезаурус этого типа представляет собой результат социализационного процесса в институциональных условиях предпринимательской среды. Обязательной стороной этого тезауруса выступает демонстративный аспект, ориентационный комплекс которого является результатом конформистского поведения личности в современном обществе. Система социального контроля принуждает участника бизнеса воспроизводить соответствующие ей социальные практики. Таким образом, демонстративный тезаурус — это освоенная индивидом система действий, направленных на демонстрацию окружающим своей принадлежности к данному сообществу.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Лукман Т. О социологическом видении нравственности и нравственной коммуникации // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М.: Интеллект, 1998. С. 55.
2 Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород: Н. Новгород, 1994. С. 20.
3 См.: Крянев Ю.В. Нравственно-философские основы предпринимательства // История и философия науки (философия науки). М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. С. 296.
4 См.: Писачкин В.А. Формы функции, флуктуации предпосылочного знания в социологии // Гуманитарий: актуал. проблемы гуманит. науки и образования. 2012. № 1. С. 34—43.
5 См.: Гарин И.И. Что такое философия? Запад и Восток. Что такое истина? М., 2001. С. 190.
6 См.: Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). От прошлому к будущему. М., 2008. С. 889—890.
7 Там же. С. 871.
8 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Книга по требованию, 2012. С. 330.
9 См.: Каримова З.З. К вопросу о социологической интерпретации М.М. Бахтина // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1999. № 4. С. 11.
10 Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. С. 297.
11 См.: Батищев Г.С. Диалогизм или полифонизм? (антитетика в идейном наследии М.М. Бахтина) // М.М. Бахтин как философ. М.: Наука, 1992. С. 135.
12 Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. С. 303.
Поступила 23.04.2015.
V. V. Krasulina. Culture of Entrepreneurship and Moral Order in Society
Entrepreneurship occupies one of the most prominent places in the structure of social practice and represents a form of economic and social creativity. Sociality in the field of entrepreneurship is reproduced in the spirit of special logic, rationality, culture, and ethics. Moral order is the foundation of the reasonable social world. The theory of 'cultural lag' captures the situation when the technical and technological development advances adaptation in culture and morality. Transit of moral values in society is associated with consideration of fluctuations of moral processes in the development of market relations. Ethical thesaurus of recent decades has been significantly enriched with the terminology associated with characteristic behavioral strategies and evaluative judgments in the field of business ethics.
The ideas of development of modern culture and formation of regulatory systems of behavior in society were reflected in the concept of 'medial culture'.
This concept was developed in the works of A. S. Akhiezer. It explains the mechanism of searching for new meanings that express a synthesis of the poles of the source dual opposition rooted in culture and morality.
Thesaurus of this type is a result of the socialization process in the institutional conditions of business environment. It is shaped in a dialogic reflection of the forms of external determination of human existence, consciousness, understanding, thinking, and actions, as well as of internal determination consisting of physiological, genetic, and subconscious predeterminations. A mandatory part to this thesaurus is the demonstrative aspect whose orientation complex is the result of conformist behavior of an individual in modern society. In this form, the system of social control acts; it compels a businessperson to reproduce the corresponding social practices.
Formation of the professional entrepreneur ethics is happening in the dynamic environment in the absence of proper business culture and traditions ensuring functioning of the market. The trends in this area require deep scientific understanding, as well as special programs of education and training of the entrepreneur in accordance with the national mentality and culture. Intentions in this area are reflected in the emerging entrepreneur thesaurus focused on the realities of the environment.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0