Р. А. Дукин, И. М. Фадеева. Информационная активность региона в медиапро-странстве

Р. А. ДУКИН, И. М. ФАДЕЕВА

ИНФОРМАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ РЕГИОНА В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

ДУКИН Руслан Альбертович, аспирант кафедры социологии Мордовского государственного университета.

ФАДЕЕВА Ирина Михайловна, профессор кафедры социологии Мордовского государственного университета, доктор социологических наук.

DUKIN Ruslan Albertovich, Postgraduate at the Department of Sociology, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

FADEEVA Irina Mikhailovna, Doctor of Sociological Sciences, Professor at the Department of Sociology, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

© Дукин Р. А., Фадеева И. М., 2015

Ключевые слова: медиапространство, регион, социальные медиа, информационная активность

Key words: media space, region, social media, information activities

Рассматриваются теоретические предпосылки изучения медиапростран-ства региона. Приводятся данные мониторинга информационной активности городов и регионов Российской Федерации в связи с Чемпионатом мира по футболу в 2018 г. Исследуются показатели «информационной силы» регионов, принимающих и организующих это мероприятие.

The paper discusses theoretical premises for study of the media landscape of a region. It presents the data of monitoring the information activities of the cities and regions of the Russian Federation in connection with the 2018 FIFA World Cup. The author examined the indicators of «information power» of the regions that will host and organize this sporting event.

В социологии термин «информационное пространство» как единица анализа появился в рамках пространственного подхода к исследованию развития общества (П. А. Сорокин, П. Бурдье) и в связи с концепцией становления информационного общества М. Кастельса в конце XX в. Его современные трактовки делают акцент на динамических характеристиках этого явления, определяющего специфику информационного воздействия, а также информационного взаимодействия на локальном (региональном) и глобальном уровнях1. Термин «медиапространство» возник сравнительно недавно в связи с активным влиянием на социальную жизнь средств массовой информации, развитием информационно-коммуникационных технологий и повсеместным внедрением Интернета.

В структуре современного информационного общества важное место, наряду с традиционными СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение), занимают социальные медиа. Мы акцентируем внимание на последних, так как сегодня большая часть коммуникаций переместилась в интернет-пространство, где люди, пользуясь богатым медийным функционалом, проводят много времени. Социальные медиа во многом определяют коммуникативную систему современности и являются главным источником информационных трендов. Рассматривая информационную активность применительно к региональным сообществам, следует отметить, что они в определенной мере проявляют себя в доступной для них сфере коммуникации, при этом коммуникативные практики, как правило, отражают интерес, общий для большинства или всех его членов.

По мнению Е. Л. Головлевой, «информация становится основной социальной ценностью общества»2. Однако расхожее выражение «кто владеет информацией, тот владеет миром» трансформировалось в более актуальный постулат «кто владеет средствами передачи информации, тот владеет миром». Переоценить роль медиа в качестве средства коммуникации в современных реалиях невозможно. Такие средства стали настолько популярными, что позволяют говорить о функционировании медиапространства общества и отдельных его частей — субъектов (регионов). При этом новая трактовка социальных коммуникаций выходит из контекста простого информационного обмена, репрезентируя коммуникативные практики как качественно новые формы межличностных и межгрупповых контактов, новые средства взаимодействия институтов, власти и населения.

Эволюция социальных медиа и их включение во все без исключения общественные процессы — один из самых прогрессивных, но вместе с тем неоднозначных феноменов современного мира. Информационные возможности социальных медиа позволяют говорить о создании глобального сетевого поля, в котором акторы взаимодействуют друг с другом «здесь и сейчас». Однако социальные медиа представляют интерес не только в глобальном контексте, но и на локальном (региональном) уровне. Современные социологические теории стратификации регионов возводят уровень информационного развития в один из главных критериев регионального неравенства. Социальные медиа в этом смысле выступают своеобразным индикатором «информационной мощи» региона, при этом важны как количественные, так и качественные показатели сообщений, распространяемых на медиаплощадках.

Необходимо конкретизировать понятие «социальные медиа». Точного социологического определения у этого феномена пока нет. Следует выделить два наиболее часто встречающихся подхода к его изучению: как технологии и как разновидности интернет-ресурсов. С практической точки зрения технологии генерируют виртуальные пространства, поэтому рассматривать определенный подход безотносительно другого некорректно. Нельзя провести четкую границу между социальными медиа и «несоциальным Интернетом». Однако для объяснения феномена социальных медиа в сравнении их с традиционными применима концепция Й. Бенклера3. Традиционные медиа — это радио, телевидение, газеты, кино и прочие СМИ, возникшие в «досетевую» эпоху. Социальные медиа способны собирать аудиторию, сопоставимую по численности с аудиторией традиционных СМИ. При этом она гораздо более активна и способна самостоятельно генерировать контент.

Н. Негропонте считает, что «у любой техники или науки есть своя темная сторона»4. Социальные медиа дают людям сверхперспективную платформу для коммуникации, создают качественно новые способы общения между людьми. Они также дают возможность задавать вопросы региональным и федеральным властям, предъявлять претензии и высказывать

свою точку зрения, участвовать в жизни своего города или всей страны. Вместе с тем власти также получили новый инструмент для диалога с населением и регулирования информационного пространства. Однако социальные медиа часто придают публичному выражению эмоциональные, иррациональные интонации и тем самым создают «информационный шум». В условиях социальных медиа голос публики перемещается от элитарного меньшинства к широкой общественности. Таким образом, появление социальных медиа выступает важным средством демократизации общества и его структур. Эффективное использование социальных медиа региональными структурами способно нивелировать информационное неравенство субъектов Федерации, усилить инвестиционную и туристическую привлекательность конкретного региона.

В марте 2015 г. мы провели исследование информационной активности городов и регионов Российской Федерации, принимающих Чемпионат мира по футболу в 2018 г. (ЧМ-2018). На основе мониторинга социальных медиа был составлен рейтинг «информационной силы» города Саранска в сравнении с другими городами — хозяевами ЧМ-2018. Рейтинг формировался на основе нескольких показателей. В качестве базы и инструмента анализа была выбрана информационно-аналитическая система «Медиалогия» по причине наличия необходимого функционала и обширного массива источников информации. Для универсализации сравнения городов-организаторов использовался контекстный поиск в системе «Медиалогия» по ключевым понятиям вида: <название города>, <футбол> и <2018>. Анализировались социальные медиа регионального, федерального и международного уровней с 1 сентября 2014 г. по 10 марта 2015 г.

Сравнение городов — организаторов ЧМ-2018 в абсолютных показателях по количеству упоминаний в социальных медиа дает представление об информационных возможностях того или иного города. Вместе с тем необходимо учитывать объективные факторы (масштаб города, развитость информационной инфраструктуры, количество СМИ, социокультурные традиции и т. д.), вследствие которых небольшой город не может упоминаться в медиа чаще, чем мегаполис. Очевидно, что Саранск не может конкурировать в этом контексте с Москвой. Но при сравнительном анализе, как оказалось, он уступает практически всем городам-организаторам (табл. 1).

Показательно, что Саранск имеет самую высокую долю перепечаток среди всех городов (58 %). Это можно рассматривать как негативный момент (небольшое количество оригинальных сообщений в общем массиве) и как позитивный (высокий индекс распространения информации). Однако показатель в 58 % вписывается в общую информационную картину и объясняется указанными объективными факторами.

Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.

Как видно из исследования, социальные медиа активно используются для брендинга городов — хозяев мундиаля, при этом каждый регион использует собственную стратегию присутствия на медиаплощадках. Мы предприняли объектный поиск в системе «Медиалогия» по ключевым региональным фигурам в контексте ЧМ-2018. Главными публичными персонами от Республики Мордовия и Саранска в этом смысловом поле являются Глава Республики Мордовия В. Д. Волков, мэр городского округа Саранск П. Н. Тултаев, министр целевых программ Республики Мордовия А. Н. Меркушкин. Сообщения с упоминанием этих имен чаще других встречаются в сообщениях на темы, связанные с ЧМ-2018 (табл. 2).

Следует отметить, что в других регионах — участниках ЧМ-2018 значительно больше персон, упоминаемых в связи с подготовкой и проведением ЧМ-2018.

Еще одним аспектом нашего исследования стал анализ тематических рубрик, к которым относилось большинство медиасообщений с упоминанием городов-организаторов. Сообщения о Саранске, как и о других городах — хозяевах ЧМ-2018, большей частью соотносятся с рубрикой «Спорт» (3 348 сообщений). К лидерам также относится рубрика «Власть» (1 392 сообщения), что свойственно всем городам.

Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.

Распределение сообщений о Саранске, наряду с доминирующими темами «Спорт» и «Власть», имеет социокультурную специфику, связанную с институтами «Наука и образование» (42 сообщения), «Культура и искусство» (41 сообщение), что находит отражение в освещении этого события в медиапространстве (в обсуждении темы большое внимание уделяется подготовке волонтеров, обучению специалистов с иноязычной компетенцией и т. п.).

В сообщениях, например, о Казани в четыре раза чаще обсуждаются вопросы международных отношений (88 сообщений), а также темы промышленности (78) и топливно-энергетического комплекса (39 сообщений), которых практически нет в отношении Саранска. Следует добавить, что Казань является одним из крупнейших экономических, политических, научных, образовательных, культурных и спортивных центров страны с опытом участия в таких крупных спортивных мероприятиях, как XXVII Всемирная летняя универсиада (2013 г.), чемпионаты мира по фехтованию (2014 г.) и водным видам спорта (2015 г.), и имеет бренд «Третья столица России». Особенностью освещения события ЧМ-2018 в медиапространстве Республики Мордовия стало подчеркнутое акцентирование внимания на его престижности для региона, создании благоприятного спортивно-туристского образа. Этот феномен можно объяснить наличием в регионе устоявшегося информационно-политического вектора развития, влияющего на информационные потоки, а также достаточно бедными природными ресурсами по сравнению, например, с Республикой Татарстан.

Другим важным показателем информационной активности региона является распределение сообщений по различным категориям СМИ. Представляет интерес соотношение «традиционных» СМИ (реализованных онлайн и офлайн) к «новым» (реализованным только онлайн).

Категории «Интернет» и «Новостные агентства» примерно пропорционально освещают это событие в разных регионах. Доля сообщений в категории «Интернет» в среднем равна 70,0 %, в «Новостных агентствах» — 19,0 %. Однако сравнительные оценки категории «Блоги» говорят не в пользу Саранска (он составляет всего 1,3 %. По этому показателю Саранск опережает только Волгоград и Нижний Новгород, где этот показатель еще ниже — 1,1 %).

Информационная активность медиасферы по-разному представлена на федеральных и региональных площадках. О Саранске в связи с ЧМ-2018 чаще упоминают на федеральных медиаплощадках, чем на региональных, что свидетельствует, на наш взгляд, о недостаточной «внутренней» информационной насыщенности. Екатеринбург, Нижний Новгород и Самара, напротив, чаще представлены в «локальных» изданиях. Подобный мониторинг показывает не только «информационную мощь» конкретных регионов, но и подтверждает важную роль социальных медиа в региональном развитии с точки зрения брендинга и использования социально-экономического потенциала.

Усиление роли медиаинформации в жизни общества является объективной тенденцией нового исторического этапа. С учетом проведенного анализа требуется более разнообразная и масштабная информационная стратегия развития Республики Мордовия и продвижения г. Саранска как организатора ЧМ-2018 в информационном пространстве, включая социальные медиа, что важно с точки зрения управления этим процессом, создания специальных инструментов влияния на информационные потоки и продвижения указанной темы на региональном, федеральном и международном уровнях. Учитывая это обстоятельство, необходимо использовать технологии медиапланирования для дальнейшего информационного развития региона и создания его качественного бренда.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Писачкин В.А., Поверинов И.Е. Информационное пространство социума: структура, трансформация и региональная специфика. Саранск, 2005. 188 с.

2 Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование. Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 40.

3 См.: Benkler Y. The Wealth of Networks: How Social Production Transforms Markets and Freedom. New Haven, 2006. 515 p.

4 Negroponte N. Being Digital. N. Y.: Alfred A. Knopf, Inc., 1995. Р. 96.

Поступила 15.06.2015.

R. A. Dukin, I. M. Fadeeva. Information Activities of a Region in the Media Space

The paper examines the role of media information in modern society. It indicates that information and communication technologies largely determine the communication system of the present day, being the chief source of information trends that are driving the development of the media space of society at the global and local levels. It is emphasized that the degree of information development of regions is a criterion of stratification and regional inequality.

The paper presents the results of monitoring the information activities of cities and regions of the Russian Federation that will host the 2018 FIFA World Cup. On the basis of empirical studies using the information nad analytical system of "Medialogia" the information activities of regional communities is considered and «information power» of the regions that will host this sporting event is defined. The criteria of information activities of a region are: distribution of messages in various types of mass media (newspapers, magazines, radio, and television), as well as information in social media (websites, blogs). It is noted that social media are actively used for the branding of the host cities of the 2018 FIFA World Cup, while each region uses its own strategy on the web.

The peculiarity of the coverage of the events of the 2018 FIFA World Cup in the media of the Republic of Mordovia is the particular emphasis on how prestigious it is for the region and favorable for creating a positive sports and tourist image. This phenomenon is explained by the fact that the region has well-established information and political vector of development influencing the information flows. The authors conclude that effective use of social media by regional bodies can mitigate the information inequality between regions and increase investment and tourist attractiveness of the region. The paper indicates the need for the use of media planning technologies for information development of the region and for establishment of its high quality brand.

Лицензия Creative Commons
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0