М. Ю. Бареев. Мусульманские ценности в восприятии современной татарской молодежи: региональный аспект
УДК 172.15-053.81(470.41)
doi: 10.15507/2413-1407.125.031.202304.720-732
Аннотация
Введение. Актуальность исследования обусловлена малой изученностью влияния религиозных норм и ценностей на повседневную жизнь общества. Процесс духовной интеграции при сохранении национальной социокультурной идентичности татар актуализировал в массовом сознании религиозные ценности, утверждение которых определяет обращение к традиционным для татарского населения Республики Мордовия мусульманским ценностям. Цель статьи – по результатам проведенного исследования определить уровень и характер восприятия мусульманских ценностей современной татарской молодежью Республики Мордовия.
Материалы и методы. Статья базируется на социологическом исследовании «Традиционные мусульманские ценности в восприятии современной татарской молодежи», проведенном автором в октябре 2022 г. В анкетном опросе приняли участие 100 чел. Данный метод позволил с высокой достоверностью воспроизвести «микромодель» генеральной совокупности на основе заранее выбранных квот, отражающих социально-демографические характеристики объекта.
Результаты исследования. Выявлен достаточно высокий уровень восприятия мусульманских ценностей современной татарской молодежью, в частности норм и ценностей, связанных с добрачным и брачным поведением, ограничений в питании и манере одеваться, выполнении иных религиозных предписаний. В то же время такие ценностные аспекты, как благотворительность (помощь ближнему), распределение внутрисемейных социальных ролей в соответствии с нормами шариата, носят весьма противоречивый характер и в целом не находят высокого уровня восприятия.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, что религия оказывает значимое влияние на многие аспекты жизни молодых татар. Полученные нами данные будут полезны ученым, исследующим религиозные практики, а также преподавателям мусульманских религиозно-просветительских учебных заведений.
Ключевые слова: татарская молодежь, мусульманские ценности, традиции и нормы, ислам, шариат, брачное поведение, татарский язык, национальная идентичность
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Бареев М. Ю. Мусульманские ценности в восприятии современной татарской молодежи: региональный аспект // Регионология. 2023. Т. 31, № 4. С. 720–732. https://doi.org/10.15507/2413-1407.125.031.202304.720-732
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Turner B. S. Religion and Modern Society. Citizenship, Secularisation and the State. Cambridge : Cambridge University Press, 2011. 344 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511975660
2. Paine D. R., Sandage S. J. Religious Involvement and Depression: The Mediating Effect of Relational Spirituality // Journal of Religion and Health. 2017. Vol. 56, no. 1. Pp. 269–283. https://doi.org/10.1007/s10943-016-0282-z
3. Scheible J. A., Fleischmann F. Gendering Islamic Religiosity in the Second Generation: Gender Differences in Religious Practices and the Association with Gender Ideology among Moroccan- and Turkish-Belgian Muslims // Gender and Society. 2013 Vol. 27, issue 3. Pp. 372–395. https://doi.org/10.1177/0891243212467495
4. Воронцова Л. В., Филатов С. Б., Фурман Д. Е. Религия в современном массовом сознании // Социологические исследования. 1995. № 11. С. 81–91. URL: http://krotov.info/history/20/tarabuk/1995voro.html (дата обращения: 28.06.2023).
5. Дубин Б. В. Религиозная вера в России 90-х годов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 1 (39). С. 31–39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-vera-v-rossii-90-h-godov (дата обращения: 28.06.2023).
6. Мчедлов М. П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах // Социологические исследования. 2006. № 10 (270). С. 33–40. URL: https://www.isras.ru/files/File/Socis/2006-10/mchedlov.pdf (дата обращения: 28.06.2023).
7. Анциферова Т. Н. Религия в условиях информатизации социальной реальности // Теория и практика общественного развития. 2018. № 5 (123). С. 73–76. https://doi.org/10.24158/tipor.2018.5.14
8. Каноны, обычаи, суеверия: восприятие православных церковных норм и практик священнослужителями и прихожанами Мордовской митрополии Русской православной церкви / Е. А. Коваль [и др.] // Регионология. 2023. Т. 31, № 3 (124). С. 584–603. https://doi.org/10.15507/2413-1407.124.031.202303.584-603
9. Мухаметшин Р. М. Становление конфессиональной политики в России: опыт Татарстана // Россия и мусульманский мир. 2011. № 8. С. 40–55 URL: http://inion.ru/site/assets/files/4248/2011_8.pdf (дата обращения: 28.06.2023).
10. Zakirov A. A., Kashaf Sh. R., Mukhametshin R. M. Religious Reformism and Jadidism in the Volga-Ural Region of Imperial Russia (XIX – the Beginning of XX Centuries) // Orientalistica. 2022. Vol. 5, no. 3. Pp. 543–556. https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-3-543-556
11. Karimova L. Muslim Revival in Tatarstan // Nova Religio. 2013. Vol. 17, issue 1. Pp. 38–58. https://doi.org/10.1525/nr.2013.17.1.38
12. Garipova R. Shari’a and ‘Traditional Tatar Islam’: From Flexibility to Protection // Anthropological Journal of European Cultures. 2018. Vol. 27, no. 1. Pp. 105–108. URL: https://www.jstor.org/stable/26879444 (дата обращения: 28.06.2023).
13. Di Puppo L. The Paradoxes of a Localised Islamic Orthodoxy: Rethinking Tatar Traditional Islam in Russia // Ethnicities. 2019. Vol. 19, issue 2. Pp. 311–334. https://doi.org/10.1177/1468796819828754
14. Малашенко А. В. Ислам в России: религия и политика // Исламоведение. 2010. № 3 (5). С. 67–85. URL: https://islam.dgu.ru/archive.aspx?idS=52 (дата обращения: 28.06.2023).
15. Малашенко А. В. Ислам и коммунизм: две мечты, надежды и две судьбы // Общественные науки и современность. 2020. № 4. С. 118‒126. URL: https://ons-journal.ru/s086904990010754-1-1/ (дата обращения: 28.06.2023).
16. Гарипов Я. З., Нуруллина Р. В. Мусульманская молодежь Татарстана: конфессиональная социализация и ценностные ориентации // Социологические исследования. 2011. № 8 (328). С. 123‒131. URL: https://www.isras.ru/files/File/Socis/2011-8/Garipov.pdf (дата обращения: 28.06.2023).
17. Ларионова Т. П. Благотворительность в избирательных округах Татарстана и адресная социальная защита населения в 90-х годах XX века: опыт сопоставительного анализа // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2009. № 5. С. 318–324. URL: http://www.vestnik.unn.ru/ru/nomera?anum=2758 (дата обращения: 28.06.2023).
18. Белинская Д. В. Отношение к добрачному поведению молодежи XXI в. (на материалах эмпирического исследования) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2015. № 3 (3). С. 70–76. URL: http://journals.tsutmb.ru/go/2413-6840/2015/3/70-76/ (дата обращения: 28.06.2023).
19. Бареев М. Ю. Ислам в контексте конфессиональной ситуации региона // Регионология. 2007. № 1 (58). С. 231–239. URL: https://regionsar.ru/sites/default/files/pdf/reg_2007_1.pdf (дата обращения: 28.06.2023).
Поступила в редакцию 08.06.2023; поступила после рецензирования 12.10.2023; принята к публикации 17.10.2023.
Об авторе:
Бареев Максим Юрьевич, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Национального исследовательского Мордовского государственного университета (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6228-100X, bareevmaksim@rambler.ru
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0