Е. Ф. Черемушкина. Проблемы межкультурного взаимодействия в работах основоположников британских «Культурных исследований»

Е. Ф. ЧЕРЕМУШКИНА

ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАБОТАХ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ БРИТАНСКИХ «КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

ЧЕРЕМУШКИНА Елена Федоровна, старший преподаватель кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Мордовского государственного университета.

Многие академические гуманитарные дисциплины давно определили свою объектно-предметную область. Однако за последние два десятилетия вновь возник интерес к ис следованиям культуры междисциплинарного характера. В резуль тате появилась область интеллектуальной деятельности, которая по-новому осмысливает особенности разнообразия культур и раскрывает новые перспективы. В России такой интегративной областью стала культу рология, определившаяся как самостоятельная научная и учебная дис цип лина в середине 90-х гг. ХХ в. В Британии подобной интеграцией социально-гу манитарного знания в области изучения культуры являются «Культурные ис следования» («Культуральные исследования», Cultural Studies). В 1964 г. был создан Бирмингемский центр современных культурных исследований (БЦСКИ), что положило начало развитию этого направления, ставшего одним из основных в изучении культуры в англоязыч ном мире и за его пределами.

Британские «Культурные исследования» выросли из «левого ливисизма», т. е. из теории влиятельного литературного критика, культуролога и педагога Ф. Р. Ливиса (1895—1978). В работах «Массовая цивилиза ция и культура меньшинства» (1930), «Культура и окру жающая среда» (соавт. Д. Томпсон, 1933), «Образование и университет» (1943), «Величие традиции» (1948) и др. Ливис защищал идеи либера лизма, подкрепленного протес тантской этикой, ориентируясь на британскую консервативно-просвети тель скую традицию. Он противопоставлял «культуру как органиче ское един ство людей, существовавшее в Англии при Шекспире, и «цивилизацию» как век массо вого внедрения машин и утверждения этики «бента низма» (по имени позитивиста Дж. Бентама), т. е. утилитаризма, индивидуализма, эгоизма. До индустриальной революции и почти всеобщей урбанизации XIX в. Англия имела подлинно народную общинную культуру и культуру меньшинства образованной элиты, дававшую стимул для интеллектуального развития и эмоционального наслаждения. Для Ливиса это был золотой век «органической общинности» с «живой культурой» «народных песен и народных танцев», не развращенной коммерческими интересами1.

В XIX в. происхо дит «культурный распад»: единая национальная общинная культура раскололась на культуру образованного меньшинства, во плотившую ценности и стандарты «лучшего из сказанного и задуманного»2, и распространявшуюся из-за океана, из США, массовую коммерческую культуру «стандартизации и уравни ловки с уклоном вниз», потребляе мую «необразо ванным» большинством. Согласно ливисистам, подлинная куль тура — не просто досуго-вая деятельность, прежде всего это средство формирова ния зрелых индивидуумов, осознаю щих «смысл жизни». Основные функции массовой культуры — «компенса ция», «отвлечение», психологичес кий кон троль над аудиторией.

Хотя органическое сообщество потеряно, существует возможность по лучить доступ к ценностям и стандартам высокой культуры, которая теперь сведена к литературной традиции — самой мо гущественной форме существования языка, сохраняющей культурную преемственность. В преодолении кризиса культуры XX в. Ливис отводил решающую роль литературной критике и гуманитарной интеллигенции — «универ ситетской элите». Все за нятия в университете должны быть организованы вокруг единого центра — национальной английской литературы. Не может быть великого искусства в обществе, язык которого примитивен. В условиях, грозящих языку вырождением, живая литературная традиция — гарант его сохранности. Литературную традицию Ливис противопоставляет коммуникативному языку рекламы.

После Второй мировой войны британское общество и культура претер певали глубокие изменения, что было связано, во-первых, с потерей Брита нией старой имперской идентичности и трудно стями приобретения новой культурной и национальной идентичности (происходит ее ослабление как мировой супердержавы; закрепляются осо бые отношения с США, Европой и новым содружеством наций в союзе про тив СССР, гомогенное население по полняется притоком народов из нового cодружества наций; усиливается культурное влияние США); во-вторых, с разрушением традици онной куль туры рабочего класса, обусловленным ростом уровня благосостояния рабо чих и увеличением спо собности приобретения потребительских товаров, за меной конфронтации «народа» с правящим классом посредническими орга низа-циями; реформой образования, затушевывающей классовые различия; в-третьих, с «новыми беспорядками» (движением «новых левых»), обусловлен ными социальными противоречиями, экспансией новых СМИ, крушением сталинизма в СССР и кризисом лейбори стской партии в Бри тании и т. д. Анализ этих изменений стал призванием «Культурных исследований».

Основообразующими для «Культурных исследований» стали тексты, изданные в конце 50-х — начале 60-х гг. ХХ в.: «Выгоды образованности» Р. Хоггарта (1957), «Культура и Общество» (1958) и «Долгая Революция» (1961) Р. Уильям-са, «Создание английского рабочего класса» Э. П. Томпсона (1963). Этих авторов многое объединяет: они — выходцы из социальных низов, сумевшие благодаря своим личным качествам получить университетское образование; все трое — участники Второй мировой войны, с юности связанные с левым движением. Обратившись к марксизму, они пересмотрели его и дали ему иное толкование. Главным недостатком старого марксизма они считали экономизм и недостаточное внимание к культуре. Основная задача Бирмингемского центра «Культурных исследований» на этапе становления состояла в том, чтобы инициировать широкие исследования современной британской культуры (повседневной, обыденной) с учетом социальных, политических и экономических контекстов.

Г. Р. Хоггарт (р. 1918) — один из основателей Бирмингемского центра «Культурных исследований», первый его директор, исследовал характер культуры английского рабочего класса 30—50-х гг. ХХ в.: смыслы, ценности обычных людей, живущих своей жизнью и создающих свою историю. Соединив методы социологии и ливисистских «литературных исследований», Хогарт таким образом соединил тщательное описание поведения, жилья и одежды людей с оценкой моральных и социальных ценностей, которые они воплощают. Он пытался раскрыть значения и ценности, присущие ритуалам и обычаям рабочего класса. Для Хоггарта культура рабочего класса 30-х гг. есть жизнь, отмеченная глубоким чувством общинности. Это культура, созданная людьми и для людей, более здоровая, чем наступающая из-за океана массовая культура. Массовые развлечения 50-х гг. отнюдь не просто «безответственны и чужды», они разрушают структуру городской «популярной» культуры — культуры рабочего класса. «Большинство массовых развлечений находится в той части, которую Д. Х. Лоренс описал как «антижизнь». Они полны порочной яркости, непристойных призывов и моральных уловок… они не предлагают ничего, что может действительно затронуть ум или сердце»3.

Осмысливая изменения в послевоенном образе жизни английского рабо чего класса, Хоггарт связывал духовное обеднение национальной английской культуры с американизацией и глобализацией культуры, прежде всего, с молодежным потребительством американского типа. Он критиковал популярную журналистику, реально оценивая качество «желтых» журналов и романов, построенных на сексе и насилии. Успех транслируемых по радио «мыльных опер» у представительниц рабочего класса объясняется тем, как замечательно показано в них обычное и простое. Это повторяется в газетных комиксах, отражающих жизнь «маленького человека». Хоггарт предсказывал возникнове ние общества, в котором большая часть населения будет сведена к состоянию покорно восприимчивой пассивности: «с глазами, приклеенными к телевизорам, фотографиям красоток и киноэкранам»4. Потребители этой культуры — «безволь ные и прирученные невольники класса с механическим, как у машины мыш лением», «пассивные варвары-гедонисты»5.

Предметом критики Хоггарта были главным образом производители популярной культуры, но не ее потребители. Власть «коммерческой культуры» выросла в неустанном нападении на старую традиционную культуру рабочего класса от имени нового «солнеч ного варварства». Но даже в этой «стране чудес из сахарной ваты» все еще есть признаки сопротивления. Рабочий класс живет не столь бедной духовной жизнью. Старая общинная и самодеятельная популярная культура все еще остается в манере речи, стилях пения, в существовании рабочих клубов, духовых оркестров, в старомодных журналах, групповых играх (дартс, домино). Хоггарт доверяет «значительным моральным ресурсам» представителей рабочего класса, помогающим им приспосабливать к собственным целям изделия и методы культурной про мышленности на них. Главный во прос состоит в том, как долго сохранится этот запас морального капитала и будет ли он воспроизводиться.

Литературный кри тик, социолог, культуролог Р. Г. Уиль-ямс (1921—1988) родился в Уэльсе, в семье железнодорожного рабочего в сельской местности, расположенной в промышленном районе: оживленная железнодорожная линия связывала угледобывающие и сталелитейные центры Южного Уэльса с центрами тяжелой промышленности «Черной страны» вокруг Бирмингема. В этой части Уэльса говорили на английском языке («англизиция» произошла в 40-е гг. XIX в.), но при этом считали себя валлийцами. «Ни англичанин, ни валлиец», Уильямс определил свою этническую и культурную идентичность в названии своего первого и самого известного романа «Пограничье» (1960).

В книге «Культура и общество» Уильямс попытался обосновать тезис о том, что культура обыденна и пред ставляет собой не только и не столько совокупность наи высших достижений человечества в интеллектуальной, художественной деятельности, сколько определенный «способ жизни» («way of life»). Уильямс проводил различие между буржуазной культурой как «основ ной индивидуалистической идеей со своими учреждениями, манерой поведе ния, мышлением и намерениями, которые из нее проистекают», и культурой рабочего класса как «основной коллективной идеей, со своими учрежде ниями, поведением, образом мысли и намерения-ми»6. Рабочий класс, начиная с индустриальной революции, из-за своего положения не имел возможности производить культуру в более узком смысле. Культура рабочего класса явля ется прежде всего социальной (там, где она создала учреждения), а не инди видуальной (в специфической интеллектуальной или художественной дея тельности).

«Социальное» определение культуры представляет три новых способа мышления о культуре: «антропологическое» требование: культура — это описание определенного образа жизни; культура выражает некоторые зна чения и ценности; функция культурного исследования должна состоять в разъяснении значений и ценностей, выраженных (или скрытых) в определенном об разе жизни.

Рассматривая культуру как «способ жизни» (повседневные значения и ценности являются частью выразительной цельности социальных отношений), Уильямс считает, что современное понимание термина «культура» несет на себе печать аристократических представлений, ассоциирующих ее с философией, искусством, литературой, наукой (т. е. теми сферами деятельности, где традиционно главную роль играли представители господ ствующего класса). Замкнутый в «башне из слоновой кости», интеллектуал (в том числе и марксистской ориентации) игно рирует огромный, эмоциональный и интеллектуальный опыт «масс». Он склонен считать, что ка чество жизни возрастает с углублением и развитием таких форм культуры, как театр, живопись, музыка. Между тем общее качество жизни возрастает потому, что изменяются другие сферы деятельности, также являющиеся разумными, творческими и познавательными (искусство садовников, рабочих-металлургов, ткачей, политиков, экономистов и т. д.). Уильямс фор мулирует новую задачу для интеллектуалов, работающих в парадигме «Культурных исследований»: нужно покинуть башню из слоно вой кости и попытаться приспособить свое образование и научную дея тель ность к более широкому контексту повседневной культуры, культуры народных масс. Исследователь должен отказаться от традиционных стереоти пов мышления, шаблонных делений на высокое и низкое искусство, от проти вопоставления интеллектуа ла и массы, технологии (цивилизации) и культуры.

Со временем Уильямс все больше внимания уделял политической борьбе уэльсцев и утверждал приоритет региональных, локальных ценностей в культуре.

Э. П. Томпсон (1924—1993) — один из крупнейших социальных историков, политический деятель, марксист «со-циалистическо-гуманистического» направления. Его книга «Создание английского рабочего класса» (1963) выявляет важную роль культуры в создании классовых отношений. Стремясь представить историю, которую рабочий класс создает «своими руками», он бросил вызов традиционной

марксистской интерпретации, рассматривавшей историю капитализма как предопределенную неминуемыми изменениями способов производства и общественно-экономических формаций (структурных детерминант), и уделил основное внимание роли человече ского фактора: опыту, ценностям, идеям, действиям. Считая формирование рабочего класса выдающимся фактом 1790—1830 гг., Томпсон утверждал, что культура рабочего класса является наиболее выдаю щейся популярной, которую когда-либо знала Англия. Рабочий класс был не толь ко рабочим классом Англии, но и английским рабочим классом, политические амбиции которых вырастали из веры в традиционный моральный порядок, из сознания прав «свобод норожденного гражданина Англии», понимания своей культурной укорененности, идентичности, передававшегося от поколения к поколению (в песнях, устных рассказах, в пере сказах истории и мифов, на собра ниях землячеств), а не из нового революционного мировоззрения.

Таким образом, исследования Р. Хоггарта, Р. Уильямса, Э. П. Томпсона детерминируют проблематику британских «Культурных исследований» (проблем «обычной жизни обычных людей», повседневной жизни семьи, политического противостояния в среде рабочего класса, образа жизни, специфического времяпровождения и др.), их методологию («обновленный» марксизм, переносящий акцент с экономических на культурные, человеческие факторы, антропологический подход, сравнительно-исторический метод), методику («непосредственное наблюдение», использование данных этнологии и др.) и основную парадигму (противопоставление традиционной (популярной, народной) исконно британской культуры (культуры рабочего класса) современной коммерческой, упадочной, глобальной массовой культуре, распространяющейся из США).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Leavis F. R., Thompson D. Culture and Environment. L., 1933.

2 Arnold M. Culture and Anarchy. L., 1960. P. 31.

3 Hoggart R. The uses of literacy. L., 1957. P. 340.

4 Op. cit. Р. 316.

5 Op. cit. Р. 250.

6 Williams R. Culture and Society, 1780—1950. L., N. Y., 1958. P. 313.

Поступила 30.10.08.

Лицензия Creative Commons
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0