А. В. Вайсбург. Проблемы профессиональной социализации социологов в регионе
А. В. ВАЙСБУРГ
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОЦИОЛОГОВ В РЕГИОНЕ
ВАЙСБУРГ Александра Владимировна, старший преподаватель кафедры социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета.
Ключевые слова: социализация; профессиональное образование; квалификация; социологическое сообщество; работодатель
Сложные и противоречивые процессы трансформации всех сфер жизни российского общества постсоветской эпохи, часто возникающие ситуации риска и неопределенности предъявляют особые требования к качеству прини маемых управленческих решений. Большое влияние на обоснованность таких решений оказывает эмпирическое и теоретическое изучение социальной реальности. В этих условиях возрастает значение профессии социоло га. Профессиональная культура специалиста-социолога является продуктом процесса его профессиональной социализации. Характер профессиональной социализации обусловливает возможности социолога на рынке труда. Все это предопределяет научный интерес к феномену профессиональной социализации социологов, пока изученному весьма мало.
В современной науке профессиональная социализация рассматривается как многопараметральное и социетальное явление, включающее в себя социальные взаимодействия, связанные с профессиональными отношениями и профессиональной деятельностью. Этот вид социализации осуществляется на трех уровнях: институциональном, групповом и личностном. Институциональный уровень формирует профессиональные качества социолога, обусловливает его жизнеспособность. Групповой уровень определяется социокультурной средой, окружающей человека. Профессиональная группа, к которой принадлежит социолог, воздействует на него, оказывая влияние на его дальнейшее профессиональное поведение. Личностный уровень связан с формирова нием собственного профессионального опыта индивида, включенного в сферу профессиональной деятельности.
На профессиональную социализацию социологов оказывает влияние ряд факторов1. В ходе анализа механизмов профессиональной социализации социологов особое внимание следует уделить изучению институтов и агентов профессиональной социализации. Особую роль среди них играют высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов; организации, в которых в дальнейшем трудоустраивается социолог; профессиональная среда. Особенности профессиональной социализации социологов в современ ной России более заметны при изучении опыта производственной социологии в СССР2.
В СССР этап получения социологами профессионального образования в соответствии со своим профессиональным выбором отсутствовал. В 1979 г. в организациях только 5,1 % социологов имели высшее социологическое или психологическое образование, 91,6 % не имели базового образования вообще. В советский период социологи, будучи достаточно востребованными, работали на многих промышленных предприятиях в отделах планирования, научной организации труда, службах социального развития.
В постсоветское время процесс профессиональной социализации социологов трансформировался под влиянием изменений, проходивших в социологической науке и образовании. Если в 1989 г. лишь 6 вузов осуществляли подготовку социологов (из них только 2 вуза располагали факультетами, 2 — имели отделения и 2 — кафедры социологии), то в настоящее время 105 вузов России готовят социологов. Более 20 тыс. выпускников за эти годы получили социологическую специальность3. Социологическое образование получило общественное признание и институциональное оформление, стало ведущим фактором профессиональной социализации социологов.
Эксперты отмечают недостаточный уровень квалификации преподавателей, коммерциализацию социологического образования, слабую кооперацию и координацию международного социологического сообще ства, низкий уровень учебной литературы. Это приводит к тому, что выпускники социологических отделений зачастую слабо владеют практическими навыками, не умеют трансформировать полученную информацию в рекомендации и решения, согласую щиеся с типом управления организации4.
Масштабы профессиональной подготовки социологов расширяются, это образование считается социально значимым, однако профессия социолога на рынке труда остается недостаточно востребованной в силу отсутствия знаний у руководи телей о возможностях и функциях социологов в современной организации. Вследствие этого, переходя от этапа социологического образования к трудоустройству и самостоятельной профессиональной деятельности, на чинающие специалисты сталкиваются с рядом социальных барьеров. К ним относятся необходимость доказательства своей полезности в организациях; недоверие к результатам проведенных социологических и маркетинговых исследований; отсутствие заинтересованности руководителей в развитии социологических подразделений; игнорирование рекомендаций уже проведенных социологических исследований.
Существенно отличается профессиональная социализа ция социологов, проживающих в мегаполисах и регионах России. На профессио нальную социализацию региональных социологов влияют специфические фак торы, к которым относятся поколенческая принадлежность социолога, обу словленная этапами развития социологии в России; доступность и качество профессионального социологического образования в регионах; емкость ло кального рынка труда для социологов; характер профессиональной деятель ности социолога; характер социальных сетей, в которые включен тот или иной профессионал (связи с заказчиками, властями, ведущими социологическими сообществами России и зарубежья)5.
В крупных центрах (Москва, Санкт-Петербург) существуют более благоприятные условия для успешной профессиональной социализации социологов. Специалисты отмечают достаточно высокий уровень профес сиональной подготовки, востребованность социологов на рынке труда, широ кие возможности трудоустройства.
Следует отметить, что определенная часть выпускников региональных вузов стремится трудоустроиться в столичные организации, большинство из них начинает работать в смежных с социологией сферах деятельности (маркетинг,пиар, реклама, менеджмент и т. д.). Вследствие этого профессиональная социализация социолога в регионе несколько меняет свою направленно сть в соответствии с местом работы. Наибольшее развитие получа ют те компоненты профессиональной культуры специалиста, которые важны для выбранного вида деятельности. Все это в полной мере касается профессиональной социализации социологов Тверского региона.
С целью изучения проблем профессиональной социализации социологов в регионе в 2006—2007 гг. нами были проведены социологические исследования среди выпускников специальности «Социология» Тверского государственно го технического университета (ТГТУ) и Тверского государственного университета (ТвГУ), а также работодателей, представляющих государственные и коммерческие организации региона.
В опросе приняли участие 34 % всех выпускников очной, заочной и заоч ной сокращенной форм обучения ТГТУ, и 50 % выпускников очной формы обучения ТвГУ в возрасте 21—38 лет. Согласно полученным результатам, пла нировали или, скорее всего, планировали трудоустроиться по профессии 58,8 % опрошенных, 41,2 % выпускников предположили возникновение проблем при трудоустройстве, связанных с приобретенной ими профессией социолога. Среди таких проблем основными были названы невостребованность социо логов на рынке труда (58,3 %) и отсутствие стажа работы (16,8 %). В то же вре мя около 85 % участников опроса полагали, что социолог обладает или скорее обладает всеми необходимыми знаниями и навыками для работы в современ ной организации. Это свидетельствует о достаточно высокой оценке выпускниками своего профессионального уровня. Среди недостатков вузовской профессиональной подготовки были названы плохое знание SPSS, иностранного языка и недостаточная подготовка в области прикладной социологии.
Выпускники считают, что для большего соответствия требованиям, предъявляемым современными организациями к молодым специалистам-социологам, необходимо усилить подготовку по ряду дисциплин (68,8 %). Это прежде всего иностранный язык, маркетинг, компьютерные технологии, реклама, пиар, деловое общение, организация прикладных исследований.Чуть более половины выпускников (56,2 %) оценивают спрос на социо логов-выпускников в организациях Тверского региона как низкий, 21,9 % — как средний и 6,3 % — как высокий. Динамику спроса в перспективе выпускники видят достаточно оптими стично. Более половины (66,7 %) опрошенных считают, что спрос в будущем на выпускников-социологов возрастет, из них 51,5 % предположили, что он возрастет незначительно, 15,2 % ответили, что он возрастет значительно и останется преж ним соответственно.
Для повышения эффективности про цесса профессиональной социализации, по мнению выпускников, желательно в рамках учебного процес са проводить исследования для конкретных организаций Тверской области. Это позволит увеличить степень информированности потенциальных рабо тодателей о возможностях профессиональных социологов и наладить сотруд ничество социологических факультетов и кафедр с предприятиями и органи зациями еще на стадии обучения специалиста с перспективой дальнейшего трудоустройства.
Опрос работодателей проводился методом глубинного интервью. В нем принял участие 41 работодатель из государственных и коммерческих организаций Тверского региона, относящихся к сферам управления, промышленности, торговли, здравоохра нения, образования, туризма и связи (25 организаций г. Твери и 16 Тверской области (Торжок, Максатиха, Конаково, Калининский район, Кувшиново, Кашин, Кимры, Ржев)). В качестве интервьюеров выступили лица, за нимающие руководящие должности организаций и их заместители, руководители отделов, кадров, по работе с персоналом, маркетинга, пиар, по развитию организации, рекламы.
Выяснилось, что лишь две организации (5,1 %) имеют в штате социолога, 16 организаций не видят такой необходимости (41 %) и 21 организация хотела бы иметь в своем штате социолога (53,8 %). При этом 78 % работодателей заявили, что знают, в чем заключается работа социолога, хотя на деле многие имеют довольно туманное представление об этом. Основными видами дея тельности для социолога в своей организации интервьюеры назвали работу с коллективом (14,8 %), кадровую политику (11,1 %), связь с общественностью (11,1 %), прогнозирование рынка товаров, услуг (9,3 %), проведение социологических и маркетинговых
исследований (9,3 %) и анали тическую работу в организации (7,4 %). Таким образом, спрос на социологические услуги достаточно низок. Более того, существуют возможности для работы в смежных с социологией отраслях.
Уровень заработной платы для молодых специалистов-социологов в Тверском регионе был определен работодателями в диапазоне от 2 до 15 тыс. руб. в месяц (наиболее распространенный вариант — 5 тыс. руб.). Однако ответы выпускников-социологов свидетельствуют о том, что они рассчитывают на более высокооплачиваемую работу. Следовательно, материальный фактор также накладывает отпечаток на процесс профессиональной социализации со циологов в регионе. Из-за отсутствия профессионального опыта выпускники не могут сразу устроиться на высокооплачиваемую работу по специаль ности. В силу этого многие из них вынуждены идти в смежные и новые для себя сферы деятельности, менять направленность сво ей профессиональной социализации после вуза.
Более половины работодателей (63,9 %) оценили спрос на специалистов-социологов на Тверском рынке труда как низкий, 36,1 % — как средний. Это го ворит о том, что выпускникам-социологам сложно устроиться по специально сти в регионе. Более половины работодателей (64 %) прогнозируют возрастание спроса. Из них 52 % считают, что в ближайшие три года спрос на социологов в Тверском регионе возрастет, но не значительно, 12 % — значительно возрастет, 32 % — он останется прежним, 4 % — несколько уменьшится. Следует отметить, что мнения выпускников-социологов и работодателей по этому вопросу практически совпадают.
По мнению работодателей, основными проблемами, затрудняющими процесс профессиональной социализации молодых социологов в период тру доустройства, являются отсутствие опыта работы (26,1 %), небольшой спрос на социологов (21,7 %), незнание работодателями функций и возможностей социолога в организации (17,4 %), отсутствие вакансий в штатном расписании организации (8,7 %), узкий спектр возможностей социологов (8,7 %), высокий уровень притязаний молодых специалистов (6,5 %).
Работодатели Тверской области высказали ряд пожеланий, реализация которых позволит создать более благоприятные условия для профессиональной социализации социологов в регионе: усилить практическую направленность социологического образования (21,4 %), усилить рекламу специальности (16,7 %), содействовать распространению и популяризации социологи ческих знаний (14,3 %), обеспечить прямое взаимодействие учебных заведений с работодате лями (11,9 %), способствовать накоплению профессионального опы та работы по специальности еще в период обучения в вузе (11,9 %). Очевидно, что устойчивое развитие экономики и социальной сферы рос сийских регионов невозможно без полноценной социологической поддержки. Рост профессионализма региональных социологов, формирование социологи ческой культуры населения представляются актуальными задачами, решению которых будет способствовать взаимодействие всех участников профессионального сообщества.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Мудрик А.В. Социализация как социально-педагогическое явление // Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. 1999. ¹ 4. С. 142—148.
2 См.: Величко А.Н., Подмарков В.Г. Социолог на предприятии. М.: Моск. рабочий, 1976. 240 с.; Герчиков В.И. Роль социологических служб предприятий в управлении социальными факторами производства, формированием и социальным развитием коллективов: (основные результаты исслед. и предложения) / АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. Препр. Новосибирск: ИЭИОПП, 1986. 47 с.; Громов И.А. Социологическая лаборатория на предприятии. Из опыта работы лаборатории социологических ис следований Кировского завода. Л., 1972. 152 с.; Зайцев А.К. Социолог на предприятии: пособие практику. Калуга: Малое ред.-изд. предприятие Упринформпечати, 1993. 206 с.; Самодрин В.Д. Социолог на предприятии // Советские профсоюзы. 1987. ¹ 19. С. 8—9; Собко В.Н. О месте социолога на промышленном предприятии // Социол. исслед. 1982. ¹ 4. С. 135—137; Чичилимов В.В. Заводской социолог в системе управления коллективом // Социол. исслед. 1982. ¹ 2. С. 85—92; Шкаратан О.И. Промышленное предприятие: социологические очерки. М.: Мысль, 1978. 263 с.
3 См.: Добреньков В.И. Социологическое образование и общество // Тезисы III Всерос. социол. кон гресса. URL: http://www.lib.socio.msu.ru/l/library
4 См.: Добреньков В.И., Зборовский Г.Е., Нечаев В.Я. Социологическое образование в России. М., 2003.
5 См.: Тартаковская И. Жизненный путь и карьера социолога // Поволжский региональный семинар «Жизненный путь социолога: образование, практика, карьера». НИЦ «Регион». 1997. URL: http://region.ulsu.ru/books/ drugoe_pole/appendix2
Поступила 01.09.08.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0