Е. А. Вдовин. Социокультурная адаптация мордвы в процессе христианизации
Е. А. ВДОВИН
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ МОРДВЫ В ПРОЦЕССЕ ХРИСТИАНИЗАЦИИ
ВДОВИН Евгений Александрович, аспирант кафедры этнокультуры Мордовии Мордовского государственного университета.
Ключевые слова: присоединение; вхождение; христианство; язычество; мордва; миссионерство; культура; язык; мировоззрение
Одной из важнейших проблем соци-ально-политиче ской истории мордовского народа является вопрос о фор мах и сроках его присоединения к Русскому государству. Начало массового перехода мордовских феодалов на сторону Москвы датируется 20—40-ми гг. XVI в. В это время братья Гиреи признают верховную власть султана Ос манской Порты, что привело к новому сплочению тюркско-исламских сил от Урала до Дуная под эгидой последнего. Мощь этого союза, к которому присоединились многие князья поволжских народов, в том числе и часть мордов ских, ярко продемонстрировал объединенный крымско-ка занский поход 1521 г, когда полному разгрому подверглась вся центральная русская область от Тулы до Владимира и Нижнего Новгорода. Сильно пострадали и мордовские зем ли. Только общими политическими интересами русских и мордовских феодалов можно объяснить факт быстрого появления после этого на обширной территории Мордовского края многочисленных крепостей. Строятся Васильсурск, Мокшанск, восстанавливаются Темников (на но вом месте), Шацк, Курмыш, Наровчат. Так постепенно государством мордовского народа стала Московское царство. Однако мордва продолжала оставаться свободной, исповедующей свою религию, со своими традициями и сложившейся социально-государственной структурой на ее территории, вошедшей в состав России не в резуль тате завоевания, а на договорной основе. Но объединение мордвы с Россией было длительным процессом, растянувшимся на века. Начиналось оно в пору, когда Русь еще не представляла собой единого целого, а завершилось, когда было создано единое централизованное Российское государство. Присоединение мордвы к России, включение в единый российский «организм» имели позитивное значение не только для социально-экономического и политического, но и для этнического развития мордвы. Это стимулировало ее консолидацию.
Одной из важнейших составляющих процесса вхождения мордвы в состав Российского государства является христианизация. Процесс христианизации мордовского народа, отмечает Н. Ф. Мокшин, был сложным, длительным и противоречивым, сопряженным с другим исторически гораздо более широким и многозначительным процессом присоединения мордовского народа к Российскому государству и последующего его развития в составе России. «Обращение в христианство было одной из важных мер национально-колониальной политики царского самодержавия, предпринятой для укрепления власти среди народов Поволжья, ее идеологического обоснования»1.
Христианизация мордвы как полноценный процесс началась в XVI в. Началом этого века датируются первые письменные свидетельства о проникновении христианства в среду мордовского народа. Приобщение мордвы к христианству было сопряжено с рядом трудностей.
Христианство в ряде случаев вводилось насильственными методами: «водружение здесь (среди народов Поволжья) креста, особенно же привитие православия к коренным не может свершиться вдруг, тем более без сопротивления и борьбы со стороны недавно покоренных буйных иноверческих племен»2. Эта борьба была интенсивной (волнения, восстания). Интенсивное заселение русскими мордовских земель, изменение хозяйственного уклада мордвы способствовали ассимиляционным процессам, что оказывало существенную помощь в деле ее христианизации3. Политика христианизации осуществлялась более гибкими методами.
Нельзя не отметить коммуникативные трудности христианизации. Из-за плохого знания мордвой русского языка «христианизация шла медленно и трудно, что, естественно, не радовало миссионеров, по этой причине они склонялись к необходимости для более основательного внедрения в мордовскую среду православия использовать родной язык»4. Создавались миссионерские школы, в которых обучались представители нерусских народов, в частности, мордва. Задачей этих школ было воспитание миссионеров из мордовского народа. Эта мера была более действенной для развития мордовского народа, его культуры и языка, так как стали составляться мордовские словари, грамматики мордовского языка, многие библейские книги были переведены на мордовские языки («Евангелие от Матфея», «Евангелие от Луки» и др.), а затем появились книги на мордовских языках, которые сыграли большую роль в приобщении мордовского народа к культуре и образованию («Букварь для мордвы-эрзи» с присоединением молитв и русской азбуки (1884, 1892, 1894), «Букварь для мордвы-мокши» (1892, 1897) и др.). Это не только укрепило православие среди мордовского народа, но и способствовало его просвещению, повышению ее общей культуры, формированию мордовских литературных языков, развитию национального самосознания.
В Среднем Поволжье Русской православной церкви приходилось соперничать с мусульманством, проникшим на эту территорию еще в начале XIII в. Обращению мордвы в христианство в тот период помешало монгольское нашествие. Это историческое событие повлекло за собой принятие ислама отдельными мордовскими поселениями: «После установления экономического и политического господства над значительной частью мордовского народа золотоордынские феодалы начали усиленно оттеснять мордовскую культуру, язык, насильственно распространять ислам»5. Но ислам не был воспринят мордовским народом. Гораздо большее воздействие на мировоззрение мордвы оказало православие, которое «приблизилось» к мордовскому народу именно через переход на его родной язык. «Закрепление православия в мордовской среде падает на вторую половину XVIII — начало XIX века, когда оно проникло в быт, стало составной частью уклада»6.
На ранних стадиях развития сознания единственно возможным универсальным способом духовного освоения мира была мифология, которая синкретически соединяла реалистические знания, художественные образы, религиозные верования, социальные нормы и образцы. В рамках первобытного мифологического комплекса возникали и развивались верования и связанные с ними ритуалы, образовывавшие своеобразную проторелигию. Воздействие христианства обусловливало деградацию язычества. Однако под влиянием христианства древняя традиция не только разрушалась, но и эволюционировала: христианство способствовало трансформации языческого пантеона, внедряло новые идеи или подавало стимул к переосмыслению старых. Русское язычество после христианизации не только не деградировало, но и в отдельных частях, способных к сосуществованию с христианством, развивалось. Взаимовлияние христианства и русского язычества привело к возникновению религиозного синкретизма, вере народной, синкретичной по своей сущности. Одним из видов народной религии является народное православие, которое, бытуя на той или иной территории, возникая на той или иной национально-культурной почве, приобретает особые, специфические черты, которые восходят к верованиям и культуре каждого отдельного народа. Так, свою специфику имеет и мордовское народное православие, что прослеживается через историю христианизации мордвы.
Следует отметить, что православие как универсалирующее начало окончательно не побеждает. Языческие элементы остаются в мордовском народе, возникает некое «двоеверие», происходит смешение дохристианских и христианских религиозных представлений. Это повлекло за собой определенные изменения в культуре мордвы. Мордовские дохристианские верования и обряды более тесно связаны с окружающим миром, трудовой, общественной и семейной жизнью народа, чем христианская религия. Мордва с большой охотой и без принуждения со стороны официальных властей заимствовала, например, многое их дохристианских верований и обрядов русского народа, что вполне естественно, так как эти верования и обряды были сходны с мордовскими, приспособлены к хозяйственно-бытовому укладу русского крестьянина, похожего на уклад мордовского. Этим и объясняется переосмысление, видоизменение и приспособление христианской религии и обрядов в сознании мордвы с точки зрения дохристианских верований. Миссионеры Русской православной церкви, отмечает Н. Ф. Мокшин, понимали это и в целях быстрейшей христианизации стали действовать иным путем. Этот путь выразился в стремлении приспособить христианское вероучение и обряды к мордовским верованиям и обрядам, производственно-бытовым условиям и общинно-семейным традициям мордовского народа7.
Таким образом, итогом длительного взаимодействия христианства с дохристианскими верованиями и обрядами явилось возникновение мордовского варианта православия, представляющего собой русское православие, адаптированное к дохристианским верованиям и обрядам мордвы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1998. С. 144.
2 Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1940. Т. 1. С. 241.
3 См.: Мельников И.П. (Андрей Печерский) Очерки мордвы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. 248 с.
4 Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. С. 238.
5 Юрченкова Н.Г. Трансформация мифологических представлений мордвы под воздействием мировых религий. Саранск: МГУ, 2005. С. 470.
6 Там же. С. 472.
7 Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. С. 176.
Поступила 06.06.08.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0