А. С. Тихонов. Менталитет этноса как морально-психологический фактор жизнедеятельности народа

А. С. ТИХОНОВ

МЕНТАЛИТЕТ ЭТНОСА КАК МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДА

ТИХОНОВ Анатолий Сергеевич, доцент кафедры философии Чувашского государственного педагогического университета, кандидат биологических наук.

Ключевые слова: менталитет; поведение; морально-психологический фактор; географическая среда; чувашский менталитет; самобытность; исторические корни; культура

Key words: mentality; behaviour; moral and psychological factor; geographical environment; Chuvash mentality; originality; historic roots; culture

Глобальные изменения, произошедшие в мире на рубеже XX—XXI вв., вызвали радикальные трансформации в межэтнических отношениях. Национальные проблемы приобрели особое звучание. Без четкого определения параметров развития, позитивной этнической самоидентификации, защиты историко-культурного пространства, традиций и духовных ценностей чувашей, удмуртов, марийцев, мордвы малочисленные народы перестанут быть носителями оригинальных культур. На фоне ускоряющегося процесса глобализации не только в сфере экономики и политики, но и в области культуры и образования, в условиях усиливающейся «ве-стернизации» российского образа жизни интерес к проблеме этнического менталитета, традиционным национальным ценностям, многовековому духовно-нравственному опыту этносов представляется весьма закономерным.

Память народа сохраняет знания, которые человек приобретает в своем индивидуальном опыте, дает возможность целесообразно их использовать при смене одних поколений другими в историческом процессе, принимающем у каждого народа различные формы и содержание. Впечатления о мире организуются в связные интерпретации — идеи, установки, стереотипы, ожидания, выступающие регуляторами социального поведения. Поведение народа становится предсказуемым, разумным, управляемым, т. е. ментальным. До сих пор исследователи уделяли внимание в основном описанию психического склада, характера, самосознания, чувств народа. К сожалению, менее изучались восприятие народами себя и друг друга, их историческая память и воображение, процессы опосредованного и обобщенного отражения в сознании этноса переживаемых событий, волевая активность представителей различных этносов, развитие талантов и дарований народа — все то, что включает в себя понятие этнического менталитета1.

В психологической, культурантропологической и философской литературе все реже встречаются понятия «национальный характер», «психический склад нации», «базовая и модальная личность». Для обозначения психологических и мыслительных особенностей этнических общностей удачнее подходит понятие «менталитет». Это интегральная характеристика людей, живущих в определенной культуре, позволяющей описать их своеобразное видение окружающего мира и объяснить специфику реагирования на него. Он раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающуюся на имеющихся в данном обществе знаниях, верованиях, традициях, задающую вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей и характерные для этноса убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие этнос от других народов. Психический склад этноса проявляет себя в специфических привычках, обычаях, традициях, вкусах. Понятие национального характера уже понятия национального менталитета. В понятие «менталитет» включаются элементы обыденного и теоретического сознания. Проблема влияния психического на органическое включает в себя не только «индивидуальную», но и «общественную» психологию. Такое влияние происходит не только в форме внушения одного лица другому или в форме самовнушения, но и как массовое общественное явление. Это делает трактовку понятия «менталитет» близкой к трактовке понятий «национальное самосознание» и «общественное сознание», которые понимаются как массовое сознание в определенном исторически обусловленном пространстве и времени. Но менталитет все-таки не идентичен общественному сознанию, а характеризует лишь специфику этого сознания относительно общественного сознания других больших групп людей, например, этнос или нация. Не стóит приравнивать национальный менталитет и к национальному самосознанию. Национальное самосознание определяется средой, ее установками, а не генотипом или подсознательными элементами. Его структура формируется только в процессе социализации, целенаправленного воспитания и обучения.

Знание особенностей этноменталитета и поведения людей в условиях конкретной географической среды и социально-политической обстановки абсолютно в многонациональном государстве. Исследование чувашского менталитета вызвано стремлением познать его самобытность, исторические корни и духовные основы развития.

Понятия «национальный менталитет», «менталитет народа», «этнический менталитет», «менталитет этнической общности», «этноменталитет» мы трактуем как синонимы, ибо это проблема соотношения категорий всеобщего и особенного, национального в общечеловеческом и общечеловеческого в индивидуальных формах национального. Исследования духовных основ чувашского народа, расселившегося на стыке Европы и Азии, православия и ислама во многих регионах РФ особенно актуальны, поскольку они таят в себе глубинную фундаментальную платформу общечеловеческих устоев, ценностных абсолютов и философско-этнорелигоз-ных учений о мире и обществе. Стремление любого народа познать свою историю, сохранить культуру и привычный, жизнеобеспечивающий психологический склад — естественное желание. Если в жизни человека осознание своей принадлежности к определенному этносу (иными словами, национальное самосознание или этническая идентичность), поиски специфических ценностей этноса играют важную роль и оказывают влияние на отношения между людьми (от межличностных до межгосударственных), то развитие наук, анализирующих национальные проблемы с разных сторон (этнопсихология, этнопедагогика, этносоциология, этнополи-тология, этнофилософия), безусловно, необходимо.

Многие исследователи писали об особенностях чувашского менталитета, отмечали его положительные и отрицательные черты. К отрицательным относили, например, чувашскую робость и стеснительность, чересчур сильные переживания. К страшным и недопустимым чувашским традициям относили самоубийство из-за сильной обиды. Между тем самоубийство у многих народов считается страшным грехом. К началу XX в. в чувашском характере стала проявляться отрицательная черта: некоторые чуваши считали, что все чувашское (традиции, культура, язык) не является престижным, появилось чувство стеснения своей национальности, языка. Бытовало мнение, что у чувашского народа и чувашской культуры нет будущего.

Однако исследователи народной культуры Поволжья отмечали много положительных качеств чувашских крестьян. В первую очередь ценились трудолюбие и прилежность. Чуваши считали, что человек не может существовать, если он не работает. Чуваши отличались своей неприхотливостью, они не стремились к роскоши. Среди чувашских пословиц нет ни одной, в которой высказывалось бы пренебрежение к труду. Чуваши намного запасливее русских крестьян. Тот, у кого съестной провизии заготовлено всего на один год, считался уже недальновидным крестьянином. Совершенно бедных людей между ними не было. Необходимо отметить особую привязанность чувашей к родным местам, своей семье. Эта преданность проявлялась и в российском патриотизме чувашей. Возможно, это обусловлено тем, что они не захватывали чужих территорий, веками жили компактно, на своих землях, поэтому ценили свои обычаи и язык. Чувашскому мировоззрению издавна была присуща толерантность в отношениях с другими народами и религиями. Чуваши считали, что каждый народ имеет право на свой образ жизни, религию, язык, и поэтому они всегда мирно жили с представителями любой национальности. Следует также отметить доброту чувашей, их сострадательность и отзывчивость (во многих своих молитвах чуваши просили благополучия не только для себя и своей семьи, но и для чужих людей), а также высокий художественный вкус, музыкальность, способность к искусствам и творчеству. Все, что было неестественным, чуваши считали безнравственным. Человек должен уметь управлять собой и не покоряться дурным привычкам (пьянство, курение, наркомания). Сильно осуждалось распутное поведение. Абсолютно необходимой считалась жизнь в труде, без излишеств во всем, в окружении доброжелательных людей, природы, с развлечениями и праздниками, что определило физическое и нравственное здоровье чувашей.

Социальные связи и взаимодействия людей в обществе осуществляются как конкретные общественные отношения. Поэтому психологическое воздействие на личность включает в себя не только нейрофизиологические механизмы, но и конкретное социальное содержание. В зависимости от социального содержания сознания (привычки, убеждения, характер) человека психическое влияет на соматическое по-разному. Люди, имеющие глубокие убеждения, идут на тяжелые и опасные дела, преодолевая физиологические ограничения организма. Сознание долга, предстоящее торжество справедливости воодушевляли революционеров идти на риск, мучения и физические пытки. История революционного движения знает много примеров победы сознания над соматической болью. Одним из приемов психологического воздействия на больных является словесное внушение. Здоровый образ жизни — это продукт общественных отношений, способных вырабатывать и создавать (сознательно или стихийно) психологический климат, проникнутый гуманистическими принципами.

Практическое значение проблемы этнической менталь-ности заключается в том, что она раскрывает «механизм» воздействия общественного сознания на общественное бытие. Этот вопрос имеет громадное значение в практике формирования научного мировоззрения и воспитания масс. Более того, решение этой проблемы имеет методологическое значение для разработки общественной психологии. Значение последней практики воздействия на массы для формирования здорового образа жизни трудно переоценить.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 См.: Феизов Э.З. Мозг, психика, физика. М.—Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. 285 с.

Поступила 15.07.08.

Лицензия Creative Commons
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0