Е. Н. Песоцкая. Интеллектуальный суверенитет в сфере компьютерных коммуникаций
Е. Н. ПЕСОЦКАЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
ПЕСОЦКАЯ Елена Николаевна, доцент кафедры философии для естественно-научных и инженерных специальностей Мордовского государственного университета, кандидат философских наук.
Ключевые слова: ценности; интеллектуальный суверенитет; информационное общество; информационные коммуникации; коммуникационные технологии; информационно-компьютерная революция; национальный информационный фонд; социальные эффекты информационных технологий
Key words: values; intellectual sovereignty; information society; information communications; communication technologies; information and computer revolution; national information fund; social effects of information technologies
Изменение роли интеллектуального труда в общественном развитии, производственной сфере, а также возрастание значения электронных коммуникаций связаны с воздействием на социальную среду информационных технологий1. Виртуальная реальность стала новым объектом познания, который «значительно трансформирует мировосприятие человека и социальные аспекты его жизни», она есть «особое пространство коммуникации, необходимое условие обмена современной информацией»2. Через субъекта она усиливает интеллектуальные возможности цивилизации. В то же время техника формирует у человека сознание «пользователя», предполагающее стратегическое отношение к миру как к «иному»3. В контексте проблемы информационной безопасности «пользователи» и «потребители» рассматриваются как социокультурные типы личности соответственно постиндустриальной и индустриальной эпох, где пользователь — человек, стремящийся самоопределиться и творчески самореализоваться. Системообразующую роль в таком процессе выполняют ценности. Для пользователей и разработчиков глобальной компьютерной сети интеллектуальный суверенитет представляет собой категорию «многоаспектных ценностей», которые находятся на пересечении технологических, психологических, познавательных, этических, правовых и других проблем4. Интеллектуальный суверенитет субъекта предполагает право получать знания и решать вопрос о монопольном владении им, оценивать истинность информации и использовать для принятия решений информацию, признанную адекватной. В целом человеческое знание не является сферой интеллектуального суверенитета, и эта категория применима в основном к ограниченным областям и ситуациям. В частности, это интеллектуальный суверенитет независимого эксперта в оценке материалов, относящихся к сфере его компетенции. Гуманитарные проблемы, связанные с информатизацией общества и электронными коммуникациями, «распадаются» на множество вопросов и направлений, среди которых видное место занимают вопросы влияния информационных технологий на развитие экономической и производственной сфер, политики, культуры, науки, образования и языка информационного общества в целом. Философское осмысление проблемы субъекта в Интернете помогает найти новые грани проблемы субъекта как эпистемологической и как ценностной. Последнее открывает спектр вопросов, связанных с локализацией индивида, статусом его тела, ума и сознания. Конкретизация проблемы субъектности в сфере информационных коммуникаций сопряжена с идеями автономности мира знания, подчинения деятельности субъекта познания логике этого мира.
Новые информационные и коммуникационные технологии приводят к возникновению локальных и региональных информационных сетей и информационных фондов, работая на сохранение либо на разрушение таких ценностей, к которым относится интеллектуальный суверенитет.
Границы интеллектуального суверенитета, как правило, не устанавливаются явно и четко, однако в случае угрозы сужения привычных пределов (действительной или мнимой) возникает напряжение, побуждающее к осознанию этико-ак-сиологической значимости эпистемических возможностей5.
Этические стандарты поведения в Интернете таковы, что представления об интеллектуальном суверенитете как о ценности стало основой этико-аксиологической предпосылки дискуссий, проводимых в этом направлении и развернутых в 60-е гг. ХХ в. с момента появления нового субъекта (или квазисубъекта) мыслительной деятельности — компьютера. Сегодня, когда знание становится главным продуктом производства информационного общества, интеллектуальный суверенитет личности, группы, сообщества или народа ставится под вопрос уже действиями носителей естественного интеллекта, использующих технику в собственных интересах. Отмечается, что новая виртуальная реальность, созданная современным компьютерными технологиями, обладает беспрецедентными характеристиками. Ее основные особенности — это поливременность и полибытийность, анонимность, актуальность, интерактивность, порожденность, размывание пространственных границ коммуникации, расширение диапазона коммуникации, расширение культурного фона, уравнение статусов, расширение источников, способов получения и продуцирования информации6. Весьма показательны в этом плане ситуации, связанные с использованием компьютерных сетей и Интернета. Интернет широко используется для распространения не только научного, но и других видов информации (деловой, экономической, политической и т. п.), принцип ответственности в компьютерной и информационной этике становится неотъемлемой частью такого процесса. Кроме того, уровень развития человека все больше определяется его вовлеченностью в сетевое общество, поэтому в новых условиях опыт функционирования виртуальной реальности становится одним из основных показателей «развитости» и «современности» человека7. Следовательно, движение к удовлетворению потребностей человека в оперативном получении информации любого вида и назначения чрезвычайно расширяет сферу его интеллектуального суверенитета. При этом формы и содержание источников создают противовес манипуляции общественным мнением, в котором часто упрекают электронные СМИ.
Одна из особенностей Интернета как средства электронной коммуникации связана с предоставлением доступа к печатным текстам, вытесняемым из коммуникативной сферы телевидением и радио. В общем случае печатный текст создает более благоприятные условия для рациональной и объективной оценки содержания, чем способы предоставления информации, характерные для телевидения. Для оценки социально-политических событий особое значение приобретает вовлечение печатных текстов в электронную коммуникацию. Это относится к ситуациям, когда речь идет о соблюдении, либо нарушении норм и соглашений, зафиксированных в соответствующих документах. Интерпретация последних в собственных интересах противоборствующими сторонами лишает самостоятельных суждений читателей, радиослушателей, телезрителей, не имеющих контекста этих документов. За помещенную в Интернете информацию в результате не отвечают ни автор, ни провайдер.
В начале 90-х гг. информационно-компьютерная революция стимулировала осознание еще одной стороны проблемы интеллектуального суверенитета — интеллектуального суверенитета региона, страны, народа. В это время сложились разные типы отношения к интеллектуальному суверенитету как ценности и перспективам ограничения его сферы. Отказ от определенной доли суверенитета может рассматриваться одними как недопустимый ни при каких обстоятельствах, другими — как возможный, третьими — как необходимый в связи с экономическими, политическими или технологическими причинами. Обсуждение проблемы интеллектуального суверенитета играет интегративную роль в соотнесении самых разноплановых проблем и выявлении их общих оснований. В частности, это проблемы специфики критериев проверяемости научных результатов посредством уникального оборудования, воздействия на человеческое подсознание через СМИ, взаимодействия политического суверенитета государства и интеллектуального суверенитета нации, информационного колониализма и др.
Претворение в жизнь стратегии перехода к информационному обществу демонстрирует «определяющее влияние национальных государств»8. При формировании индивидуальных и национальных информационных фондов в условиях роста информационных ресурсов и их доступности основную роль играют две составляющие — технологическая и культурно-аксиологическая. Технологическая предполагает решение проблемы качества информации, т. е. ее прагматических и семантических характеристик. Культурно-аксиологическая связана со сложившейся традицией обсуждения социальных эффектов информационных технологий в рамках проблемы сохранения культурной идентичности. Основной угрозой для последней является «культурный империализм»9, способный вытеснить ценности национальной, региональной культуры посредством использования экономического и социально-политического могущества. Но замена ценностей
более слабой в экономическом или техническом отношении группы ценностями группы более сильной в этих отношениях не должна считаться проявлением культурного прогресса. Многообразие культур само по себе должно рассматриваться как ценность.
Этико-аксиологическую направленность получили также дискуссии о преднамеренной дезинформации. Это вопросы о способах представления и хранения в компьютерных сетях информации, которая обеспечивала бы пользователям максимальную уверенность в надежности и проверяемости информации (возможности проверки ссылок на интернет-ресурсы, мигрирующие по сети, либо исчезающие из нее). Этот аспект особо важен в коммуникациях научных сообществ. Таким образом, реакцией на дезинформацию и одновременно важной социальной проблемой является более глубокая разработка требований этических стандартов научных электронных публикаций, ответственное отношение социального субъекта к собственному информационному фонду и к последствиям своего влияния на информационные фонды других субъектов. Формированию такого отношения может способствовать только ценностное осознание проблемы интеллектуального суверенитета.
Таким образом, процесс взаимодействия современного человека как субъекта познания и виртуальной реальности как особого объекта этого познания приводит к явным изменениям в системе ценностных координат в направлении появления качественно иных видов социальных и индивидуальных коммуникативных отношений и стратегии их развития, актуальности выделения и изучения специфических видов суверенитета и его составляющих в моделях социокультурного и этнополитического взаимодействия.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Кевбрин Б.Ф., Глазков В.П. Влияние информатизационных технологий на развитии экономической сферы // Философия и современность: материалы Междунар. науч.-теоретич. конф. (Саранск, 21—22 янв. 2008 г.): в 2 ч. / ред.-кол.: Кевбрин (отв. ред) и др. Саранск: Изд-во Мордов. унта, 2008. Ч. 2. С. 3—7.
2 Немыкина О.И. Виртуальная реальность как новая коммуникативная система глобализации // Там же. С. 65.
3 См.: Казарова Т.В. Культура информационного общества в контексте аксиологии // Информационное общество в России: проблема становления: сб. науч. тр. М.: Изд-во «Эслан», 2002. Вып. 2. С. 102.
4 См.: Алексеева И.Ю. Интернет и проблема субъекта // Философия науки. Методология и история конкретных наук: учеб. пособие. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2007. С. 160—192; Ершова Т.В. Концептуальные вопросы перехода к информационному обществу ХХI века // Вестн. РФФИ. 1999. ¹ 3. С. 21—22; Колин К.К. Информационные проблемы социально-экономического развития общества // Проблемы социальной информатики. М.: Союз, 1995. Вып. 1. С. 25—31; Wechert J. What is New or Unique about Internet Activities // Internet Ethics Hondmills etc. L.: MacMillan, 2000. P. 47—64.
5 См.: Алексеева И.Ю. Интернет и проблема субъекта ... С. 184.
6 См.: Немыкина О.И. Виртуальная реальность ... С. 66.
7 Там же. С. 65.
8 Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий: Информационное общество в СМИ Финляндии в европейской перспективе. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1999. С. 87.
9 См.: Алексеева И.Ю. Интернет и проблема субъекта ... С. 190.
Поступила 15.12.08.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0