Н. В. Ивашкина, Н. П. Касаткина, В. В. Козин. Комплексное взаимодействие профессионального образования с предприятиями (организациями) региона: проблемы и перспективы
Н. В. ИВАШКИНА Н. П. КАСАТКИНА В. В. КОЗИН
КОМПЛЕКСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ (ОРГАНИЗАЦИЯМИ) РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ИВАШКИНА Наталия Владимировна, заведующая сектором региональных систем образования НИИ регионологии Мордовского государственного университета.
КАСАТКИНА Наталья Петровна, старший научный сотрудник сектора региональных систем образования НИИ регионологии Мордовского государственного университета.
КОЗИН Владимир Васильевич, заместитель директора по научной работе НИИ регионологии Мордовского государственного университета, кандидат социологических наук, доцент.
Ключевые слова: профессиональное образование; образовательное учреждение; предприятие; организация; образовательно-производственный комплекс; взаимодействие; социальное партнерство
Key words: professional education; educational institution; enterprise; organisation; eductional and production complex; interaction; social partnership
Эффективное функционирование системы профессионального образования в интересах социально-экономического развития региона предполагает решение задач повышения качества подготовки кадров на основе создания единой и практико-ориентированной системы непрерывного профессионального образования, совершенствования кадрового потенциала, модернизации материально-технической базы и внедрения новейших технологий. Решение этих задач возможно при условии тесного взаимодействия между образовательными учреждениями, работодателями и отраслевыми министерствами и ведомствами.
Анализ региональных образовательных ситуаций показывает, что многие регионы решают подобные задачи путем структурирования профессионального образования в образовательно-производственные комплексы, представляющие собой интеграцию имущественного, кадрового и интеллектуального потенциала учебных заведений разного уровня, предприятий региона для достижения высокой результативности подготовки кадров.
Под образовательно-производственным комплексом мы понимаем добровольное объединение (ассоциация) образовательных учреждений различного уровня, предприятий (организаций), отраслевых министерств и ведомств с целью взаимного сотрудничества по совершенствованию системы подготовки кадров в соответствии с задачами инновационного развития экономики региона, интеграции интеллектуальных и материальных ресурсов и внедрения научных разработок в производство при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение субъектов. Таким образом, формирование образовательно-производственных комплексов является механизмом эффективного социального партнерства в сфере подготовки кадров.
Опыт по формированию образовательно-производственных комплексов реализуется в деятельности ряда предприятий и учебных заведений Республики Мордовия. Практика существующего в республике социального партнерства между профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями (организациями) показывает, что механизм создания образовательно-производственных комплексов может быть эффективным в контексте сближения интересов образовательных учреждений и работодателей и повышения эффективности подготовки кадров в целом.
На разных принципах интеграции в республике складывается ряд отраслевых образовательно-производственных комплексов: «АПК», «Электротехника», «Машиностроение и материалообработка», «Строительство и архитектура» и др. Эти комплексы имеют различную методологическую основу формирования, отличаются по уровню развития и степени интеграции.
Формируется несколько моделей образовательно-производственных комплексов, например, модель, где ведущая роль принадлежит профессиональному образовательному учреждению. Примером такой модели является образовательно-производственный комплекс в отрасли «Электротехника», где главную роль играет Мордовский государственный университет, активно сотрудничающий с предприятиями отрасли и учебными заведениями профессионального образования по совмещенным учебным планам и программам: с предприятиями ОАО «Завод „Сарансккабель"», ОАО «Электровыпрямитель», ОАО «Лисма», ОАО «Лисма-ВНИИС им. А. Н. Лодыгина», ОАО «Саранский телевизионный завод», ФГУ СПО «Саранский электромеханический колледж».
Примером другой модели с основной ролью среднего профессионального образовательного учреждения служит образовательно-производственный комплекс на базе Саранского государственного промышленно-экономического колледжа. Принципом такого комплекса является высокий уровень социального партнерства с предприятиями отрасли. Колледж активно сотрудничает с ОАО «Саранский приборостроительный завод», ОАО «Станкостроитель», ФГУП «Саранский механический завод», ОАО «Орбита», ОАО «Саранский завод автосамосвалов», ОАО «ВКМ — Сталь», ЗАО «Цветлит», ОАО «Авторемонтный завод „Саранский"», ОАО «Сарэкс», ОАО «Саранский телевизионный завод».
Примером модели с ведущей ролью предприятия может служить образовательно-производственный комплекс ОАО «Рузхиммаш». Принципом такого комплекса является объединение образовательных учреждений разного уровня с главной ролью базового предприятия. В этот образовательно-производственный комплекс входят рузаевская общеобразовательная школа № 10, рузаевские ПУ № 26, 25, 29, ПЛ № 30, Рузаевский политехнический колледж и Институт машиностроения Мордовского государственного университета. Базовым предприятием комплекса является ОАО «Рузхиммаш».
Примером модели с ведущей ролью отраслевого министерства может служить образовательно-производственный комплекс АПК. Принципом такого комплекса является ведущая роль министерства в объединении ресурсов образования и производства в подготовке кадров.
С учетом различных моделей можно определить виды образовательно-производственных комплексов. Отраслевой образовательно-производственный комплекс включает в себя предприятие (предприятия) одной отрасли, образовательное учреждение (учреждения), ведущее подготовку кадров для этой отрасли, и отраслевое министерство (ведомство). Основными направлениями деятельности этого комплекса являются привлечение ресурсов работодателей к подготовке кадров, координация целевой контрактной подготовки и стабилизация ситуации с дефицитом профессиональных рабочих кадров.
К территориально-отраслевому образовательно-производственному комплексу относится предприятие (предприятия) одной отрасли, которое активно взаимодействует с профильными образовательными учреждениями разного уровня, находящимися на данной территории. Его основной деятельностью является интеграция ресурсных потенциалов образовательных учреждений разного уровня и предприятий, находящихся на близлежащей территории.
Отраслевой научно-образовательно-производственный комплекс включает в себя образовательные учреждения, научные организации, предприятия (организации) и отраслевые министерства (ведомства). Основным направлением деятельности этого комплекса является содействие интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности прикладного характера, выполнение которой требует объединения научного потенциала образовательного учреждения, научных организаций и предприятий, создания базы для дальнейшей научной специализации интегрированной структуры, а также учебных программ, связанных с развитием указанной научной специализации. Комплекс является организационной формой территориальной научно-производственной системы, ориентированной на совместное использование научного, образовательного, производственного, ресурсного, инфраструктурного потенциала всех своих субъектов и региона в целом.
В межотраслевой образовательно-производственный комплекс входит профессиональное образовательное учреждение, которое реализует социальное партнерство по подготовке кадров с предприятиями нескольких отраслей. Основным направлением деятельности комплекса является интеграция ресурсных потенциалов образовательного учреждения и предприятий нескольких отраслей для обеспечения эффективной подготовки востребованных кадров.
Высокотехнологичный образовательно-производственный комплекс является целостной многоотраслевой совокупностью научных, образовательных, производственных, управленческих и консалтинговых структур, обеспечивающих инновационную направленность экономики региона и воспроизводящих инновации, основанных на современных достижениях в области науки и техники1.
Интеграция образовательных учреждений и предприятий (организаций) может быть различной (от ассоциативного взаимодействия до возможного слияния). Степень интеграции определяется конкретными обстоятельствами, в которых находится тот или иной субъект образовательно-производственного комплекса (состояние материально-технической базы, возможность самостоятельно формировать контингент учащихся, позиции бизнес-партнеров и т. п.)2.
Таким образом, складывающиеся в различных отраслях образовательно-производственные комплексы имеют разный уровень развития и проработанности, отличаются по механизмам формирования. Следовательно, важное практическое значение приобретает анализ положительного опыта взаимодействия образовательной и производственной сферы, его основных факторов и направлений дальнейшего развития.
Для анализа проблем и перспектив взаимодействия профессиональных образовательных учреждений и предприятий (организаций) Мордовии, основных направлений формирования образовательно-производственных комплексов в июне—августе 2009 г. НИИ регионологии Мордовского государственного университета провел социологическое исследование «Комплексное взаимодействие профессиональных образовательных учреждений и предприятий (организаций) Республики Мордовия».
В качестве методов сбора первичной социологической информации использовались экспертный опрос и социологическое глубинное интервью. Экспертами выступали руководители профессиональных образовательных учреждений и предприятий (организаций) Мордовии (объем экспертной группы составил 122 чел.). Было проведено 21 глубинное интервью. Были проинтервьюированы 11 руководителей профессиональных образовательных учреждений и 10 руководителей ведущих предприятий (организаций) республики.
Исследование показало, что степень интеграции и формы взаимодействия образовательных учреждений и предприятий определяются факторами объективного и субъективного характера, в число которых входят организационный, экономический, мотивационный и другие факторы.
С точки зрения предприятий (организаций) основными факторами и барьерами, определяющими наличие сотрудничества с образовательными учреждениями и его эффективность, являются ресурсные возможности предприятий (материальные, финансовые, кадровые и т. д.). Результаты углубленного интервью представителей предприятий (организаций) республики свидетельствуют о нескольких барьерах в сотрудничестве: недостаточность материальных средств для организации более широкого и многостороннего взаимодействия, финансовые ограничения и отсутствие финансовых стимулов для подобных вложений, отсутствие конкретных специалистов и связанные в связи с этим сложности с привлечением к наставничеству работников предприятий.
Основным фактором, влияющим на мотивацию к сотрудничеству со стороны предприятий, является низкая закрепляемость молодых специалистов на предприятиях. Многие из них проигрывают в конкуренции за специалистов не только предприятиям других регионов и крупным мегаполисам, но и успешным предприятиям республики. Из интервью руководителей предприятий: «Школа хорошая здесь у нас, специалисты отличные, но наших специалистов стали переманивать, так как сейчас в условиях кризиса мы вынуждены понижать зарплату. По результатам собеседования уже много примеров знаю, когда и в „Мордов-энерго", и на телевизионный завод и т. д. брали на гораздо более высокие должности, чем у нас. Мы готовим, а другие переманивают»; «Первый вопрос, который возникает у профессиональных образовательных учреждений, — это вопрос о зарплате будущего специалиста. В этом плане мы не можем конкурировать со многими предприятиями, банками. Невозможно же нам учить на тех же сельхозфакультетах сотрудников ГАИ, милиции, других служб. У них есть свои образовательные учреждения».
Таким образом низкая закрепляемость молодых специалистов, связанная с невысокой заработной платой, является существенным фактором в формировании мотивации у предприятий вкладывать ресурсы в их подготовку и в целом сотрудничать с образовательными учреждениями в этом направлении.
Углубленные интервью с руководителями учреждений профессионального образования позволяют дать несколько иную интерпритацию причин, обусловливающих недостаточную эффективность комплексного взаимодействия с предприятиями. К их числу относится отсутствие нормативно-правовой базы, на основе которой можно выстраивать равноправное совместное взаимодействие профессионального образования и производства. Разная ведомственная принадлежность участников партнерства, разнообразие организационных форм собственности предприятий и организаций становятся труднопреодолимым препятствием на пути развития сотрудничества. Руководителями образовательных учреждений также отмечаются проблемы, связанные с недостатком финансовых ресурсов в реализации полноценного сотрудничества.
Таким образом, точки зрения экспертов-работодателей и экспертов-представителей образовательных учреждений по многим проблемам совпадают. Аналогичны позиции экспертов и в обоюдном обвинении в отсутствии интереса к сотрудничеству и конструктивному решению некоторых вопросов. Так, с точки зрения предприятий система профессионального образования не желает более гибко и взаимовыгодно сотрудничать, у некоторых образовательных учреждений отсутствует стремление модернизировать перечень специальностей и специализаций. С точки зрения образовательных учреждений у предприятий отсутствует долгосрочный стратегический интерес в отношении налаживания конструктивного сотрудничества с учебными заведениями, у работодателей часто не бывает времени налаживать контакт, при подборе кадров они ограничиваются тем, что работают через кадровые агентства.
Также наиболее противоречивый характер имеют оценки качества подготовки выпускников. Руководители профессиональных образовательных учреждений в большей степени оценивают уровень подготовки как высокий (52,6 %). Характерно, что наиболее высоко оценили уровень подготовки своих выпускников руководители вузов (75,0 %), а как средний — большинство руководителей начального профессионального образования (86,7 %). Наряду с этим работодатели в большей степени оценивают уровень подготовки выпускников как средний. Уровень подготовки выпускников с высшим образованием оценивается значительно выше, чем с начальным и средним. Необходимо отметить, что оценку «низкий» эксперты отметили относительно только выпускников профлицеев и профучилищ (14,3 %).
Складывается противоречивая ситуация, когда, с одной стороны, руководители профессиональных образовательных учреждений иногда завышают оценку уровня подготовки выпускников, с другой — работодатели предъявляют завышенные требования к выпускникам. Однако эта ситуация характеризует актуальность конструктивного диалога бизнеса и образования.
Большинство предприятий, организаций, принимавших участие в экспертном опросе (73 %), сотрудничают с профессиональными образовательными учреждениями. К числу предприятий (организаций), которые в наибольшей степени проявляют интерес к сотрудничеству с учреждениями профессионального образования, согласно результатам исследования, относятся крупные и успешные предприятия, играющие заметную роль в экономике республики.
По данным исследования, образовательные учреждения в большей степени заинтересованы в сотрудничестве с предприятиями. В отличие от экспертов (представителей предприятий и организаций) абсолютное большинство руководителей профессиональных образовательных учреждений (96,4 %) ответили положительно на вопрос о наличии сотрудничества. Среди руководителей высшего и начального профессионального образования этот показатель составляет 100,0 %, а руководителей учреждений среднего профессионального образования — 91,3 %.
Чаще всего руководители образовательных учреждений указывали на то, что они сотрудничают в среднем с 6—7 предприятиями (организациями). Наибольшее количество предприятий (организаций), с которыми осуществляется сотрудничество, — от 20 до 25, наименьшее — 2—3. Количество партнеров зависит от специфики образовательного учреждения. Чем выше уровень диверсификации образовательной специализации у учебного заведения, тем больше партнеров, чем выше активность руководства образовательного учреждения в налаживании связей с предприятиями и организациями, тем более успешным является само образовательное учреждение и его выпускники.
Система профессионального образования Мордовии воспроизводит качественно иную, чем требуется в настоящее время, образовательную структуру кадров. Объем и перечень специальностей и профессий, по которым готовят молодых рабочих и специалистов, не отражает произошедших изменений на рынке труда и не учитывает емкости рынка трудовых ресурсов. Как следствие, часть выпускников рискует получить специальности, уже не востребованные рынком труда.
Основными причинами несоответствия профессиональной структуры выпускников образовательных учреждений и структуры спроса работодателей на рабочую силу руководители профессиональных образовательных учреждений считают низкий размер заработной платы у молодых специалистов (78,9 %), недостаточную координацию и взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг (47,4 %) и отсутствие точного прогноза по приоритетным специальностям на среднесрочную и долгосрочную перспективы (45,6 %).
Различие в оценках руководителей предприятий (организаций) и руководителей учебных заведений по этому вопросу заключается только в приоритетности расстановки причин. На первое место руководители предприятий (организаций) поставили недостаточную координацию и взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг (63,2 %), на второе — отсутствие точного прогноза по приоритетным специальностям на среднесрочную и долгосрочную перспективы (55,3 %), на третье — низкий размер заработной платы у специалистов (44,7 %). Руководители предприятий (организаций) чаще, чем руководители профессиональных образовательных учреждений, отмечали отсутствие точного прогноза по приоритетным специальностям на долгосрочную перспективу, отсутствие опыта у соискателей рабочих мест и несистематичность работы в службах информирования, консультирования, тестирования учащихся по выбору профессии.
Производственная практика — основное направление сотрудничества предприятий и образовательных учреждений. На абсолютном большинстве предприятий студенты проходят практику (90,3 %). У большинства образовательных учреждений (56,9 % экспертов) проблем с организацией практики на предприятиях не возникает. Вместе с тем 43,1 % экспертов указали на наличие определенных трудностей в этой области. Проблемы носят комплексный характер и связаны с отсутствием единой и конкретизированной основы организации и проведения практики. На базовых предприятиях практика предоставляется не всему заявленному контингенту студентов, не оплачивается преддипломная производственная практика. Как правило, практические задания, предлагаемые студенту предприятиями, не согласуются с требованиями рабочих программ производственной практики и выполняются в условиях недостаточной материально-технической базы.
Вместе с тем материально-техническое обеспечение практической подготовки и на предприятии, и в образовательном учреждении является важной составляющей практико-ори-ентированной подготовки специалистов. Большинство руководителей образовательных учреждений (77,6 %) указало на проблемы в этой сфере и, в частности, на устаревшее оборудование, технику; недостаток финансовых средств, методических материалов, компьютерной техники, мультимедийного оборудования; отсутствие тренажеров, соответствующих современным требованиям методик обучения; недостаточное количество учебных и подсобных помещений, их несоответствие современным требованиям.
Помимо производственной практики, наибольшее развитие получили такие направления сотрудничества, как заключение договоров на подготовку кадров, сотрудничество с образовательными учреждениями по договорам контрактно-целевой подготовки. Значительно меньше реализуются гарантии трудоустройства студентов-контрактников на предприятиях и участие сотрудников предприятий в оценке качества подготовки выпускников (руководство дипломами, членство в ГАК и др.).
Предприятиями сравнительно малое значение придается участию их представителей в образовательном процессе. Такие формы сотрудничества, как участие работников предприятий в образовательном процессе (преподавание дисциплин специализаций и др.) (19,4 %), участие в согласовании учебных планов и специализаций (9,7 %), участие работодателей в разработке программ и учебных планов, реализуются на предприятиях незначительно. Менее половины программ, реализуемых профессиональными образовательными учреждениями республики, прошли экспертизу, проводимую работодателями, общественными организациями, что говорит о недостаточном участии работодателей и общественности в содержательных процессах профессионального образования и пассивности самих учреждений по этому вопросу.
Между тем, оценивая наиболее эффективные формы сотрудничества, эксперты признают значимость перечисленных направлений. Так, в качестве наиболее эффективных форм сотрудничества, помимо прохождения студентами практики на предприятии (68,4 %) и заключения договоров на подготовку кадров (52,6 %), указывается на участие сотрудников в оценке качества подготовки выпускников (руководство дипломами, членство в ГАК и др.) (31,6 %), участие работников предприятий в образовательном процессе (преподавание дисциплин специализаций и др.) (31,6 %), участие в согласовании учебных планов и специализаций (21,1 %).
Позиция руководителей образовательных учреждений относительно наиболее эффективных форм сотрудничества совпадает с позицией экспертов-работодателей. По мнению руководителей образовательных учреждений, таковыми являются прохождение студентами практики на предприятиях и организациях (81,1 %), участие сотрудников предприятий (организаций) в оценке качества подготовки выпускников (руководители дипломов, члены ГАК и др.) (62,3 %), заключение договоров на подготовку кадров (54,7 %). Важное значение придается участию работников предприятий в образовательном процессе (преподавание дисциплин специализаций) (48,2 %), выполнение профессиональным учреждением отдельных заказов предприятия (изготовление изделий опытных образцов) (44,6 %) и оказание предприятиями (организациями) финансовой и материально-технической помощи профессиональному образовательному учреждению (41,5 %).
Таким образом, взаимодействие предприятий и образовательных учреждений характеризуется низким уровнем развития тех направлений, которые признаются наиболее эффективными. Развитие этих направлений представляет основной потенциал дальнейшего совершенствования комплексного взаимодействия между предприятиями и образовательными учреждениями по подготовке кадров.
Рассматривая в исследовании создание образовательно-производственных комплексов в качестве основного механизма совершенствования комплексного взаимодействия предприятий и организаций с образовательными учреждениями, было выявлено отношение к созданию подобных структур. Большинство руководителей профессиональных образовательных учреждений высказались за необходимость вхождения своего образовательного учреждения в эту структуру (66,7 %), а также указали на то, что образовательно-производственные комплексы уже начинают складываться. Так, СПО «Саранский промышленно-экономический колледж» считает целесообразным на своей базе создание образовательно-производственного комплекса по подготовке специалистов для высокотехнологичного сварочного производства, а «ПЛ № 21» отметил, что созданы элементы такого комплекса с некоторыми предприятиями. Наибольшую заинтересованность в этом вопросе высказали руководители высших профессиональных образовательных учреждений и подразделений — 88,2 %, большую долю сомнений высказали руководители средних профессиональных учреждений, среди них почти треть затруднилась ответить на этот вопрос.
Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что руководители предприятий (организаций) пока недостаточно знакомы с образовательно-производственными комплексами. На вопрос «Существует ли необходимость вхождения Вашего предприятия (организации) в образовательно-производственный комплекс?» положительно ответили 40,5 % экспертов. Более трети (35,1 %) опрошенных затруднились с ответом, а 24,3 % ответили отрицательно. На наш взгляд, это объясняется недостаточной проработкой норамативно-правового и научно-методического обеспечения формирования образовательно-производственных комплексов, а также информационного сопровождения.
Руководители профессиональных образовательных учреждений в ходе интервью поделились своими соображениями о возможной структуре и финансировании образовательно-производственных комплексов. Саранский строительный техникум («Я считаю, что могут быть два вида комплексов: образовательно-производственные и образовательно-хозяйственные»); Рузаевский политехнический техникум («Чтобы все это развивалось, надо осуществлять финансирование хотя бы 50 % на 50 % (работодатель, государство, региональные власти). Ведь развивая и поддерживая тем самым производство из регионального бюджета, мы поддерживаем и социальную сферу»); Саранский электромеханический колледж («В любом случае решение проблемы видится в создании учебно-производственных комплексов, которые можно создать двумя путями: либо ввести учебное заведение СПО в структуру предприятия с единой финансово-экономической системой и единой системой управления, либо сформировать новую структуру, обеспечивающую прямые долговременные связи с предприятиями на взаимовыгодных условиях»).
Руководителями предприятий (организаций) в ходе интервью также были высказаны предложения по созданию образовательно-производственных комплексов. ОАО «Саранский телевизионный завод» («Для этого необходимо время. Одним днем, провозгласив лозунг, ничего не создашь. Необходимо, чтобы родственные предприятия, родственные вузы понимали это и друг с другом взаимодействовали. Но механизм в каждом случае будет свой, его универсального не придумаешь. Все будет базироваться на финансовом положении предприятия, и именно оно будет вырабатывать механизм взаимодействия»); ОАО «Станкостроитель» («Объединяться действительно надо, и, возможно, лучше по профилю предприятий. Создание образовательно-производственных комплексов, например, на базе Саранского промышленно-экономического колледжа, двух училищ и предприятий нашей отрасли, вполне возможно. Естественно определить количественные показатели, какие-то плановые цифры на подготовку специалистов и распределить их потом, чтобы мы им не напоминали об этом. Договориться между собой, распределить по плановым цифрам весь процесс обучения, объем ежегодного выпуска и т. п. В созданном комплексе мы будем работать более тесно, мы будем уточнять учебным заведениям, какие специалисты требуются непосредственно на каждое из этих предприятий. Будем свои требования предъявлять к тем специалистам, которые нам нужны»); Министерство здравоохранения РМ («Минздрав РМ считает целесообразным формирование образовательно-производственных комплексов в подведомственных учреждениях, т. е. в учреждениях, относящихся к одному уровню собственности»).
В контексте создания образовательно-производственных комплексов экспертами были сформулированны предложения и пожелания по совершенствованию комплексного взаимодействия предприятий и организаций с образовательными учреждениями. Для предприятий — это финансовое стимулирование работодателей, направляющих ресурсы на обучение работников. Принудительная обязанность работодателя сотрудничать с учебными заведениями ни к чему не приведет. Системе образования следует расширить учебные программы, согласовывать их с работодателем того или иного рыночного сегмента; наладить координацию взаимодействия учебных заведений с предприятиями по переподготовке кадров на местах; снять барьеры при прохождении практики студентов на предприятиях, обеспечивая получение практических знаний и умений; включить в учебный процесс изучение дополнительных дисциплин, адаптированных под специфику производства.
Следует отметить, что руководители профессиональных учебных заведений рассматривают факторы, сдерживающие эффективные партнерские отношения, комплексно, учитывая финансовое состояние предприятия, организационно-управленческие барьеры, несовершенство законодательства в этой сфере и низкий уровень мотивации. В числе наиболее важных стимулов развития комплексного взаимодействия между профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями (организациями) большинство респондентов видит в предоставлении налоговых льгот для предприятий, старении рабочей силы, а также усилении позиции государства в этой сфере.
Анализ ответов на вопрос о заинтересованности предприятий региона в сотрудничестве с учреждениями профессионального образования показывает, что, во-первых, такая заинтересованность присутствует чаще всего у крупных промышленных предприятий, во-вторых, акцент делается на особом интересе к среднему профессиональному образованию. Однако, если говорить о заинтересованности со стороны рабо-
тодателей, то при общем выраженном интересе к подобному взаимодействию, возможности у предприятий неодинаковые. Эффективное взаимодействие работодателей и профессиональных образовательных учреждений может способствовать улучшению ситуации на рынке труда в силу приближения к большему соответствию номенклатуры специальностей и численности специалистов, выпускаемых образовательными учреждениями, потребностям работодателей.
По мнению экспертов, объемы партнерства сегодня являются недостаточными. Причины видятся в отсутствии средств, неготовности «играть» в долгую конкуренцию за специалистов, чреватую потерей средств на подготовку в отсутствии инициативности руководителей профессионального образования и предприятий (организаций). Кроме того, отмечались организационные сложности, обусловленные недостаточным информированием работодателей со стороны образовательных учреждений3.
Экономическая ситуация привела к тому, что работодатель стал предъявлять все более жесткие требования к работнику и выпускникам профессиональных учебных заведений. Работодатель стал не просто заказчиком и потребителем образовательной услуги, его заказ сейчас играет доминирующую роль. В связи с этим работодатели объективно идут на установление связей с профессиональными образовательными учреждениями в поисках нужных им работников. Меняется подход к формированию заказа: если ранее это были количественные показатели, а качественные определял государственный стандарт, то теперь заказ все более строится на основе прямых требований к качеству подготовки. Решение этой задачи невозможно без построения комплексного взаимовыгодного сотрудничества между профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями (организациями).
Таким образом, исследование показало, что выстраиваемое сотрудничество профессиональных образовательных учреждений с предприятиями (организациями) должно носить взаимовыгодный характер и основываться на общих целях и задачах удовлетворения потребности в квалифицированных и компетентных специалистах.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Фоломьев А.Н. Высокотехнологичный комплекс в экономике России // Экономист. 2004. № 5. С. 42.
2 «О ходе реформирования системы начального и среднего профессионального образования Республики Татарстан»: выступление министра образования и науки Республики Татарстан Н.М. Валеева на Всероссийской конференции по итогам реализации приоритетного национального проекта «Образование». URL: mon.tatar.ru/rus/file/pub/pub_23451.doc (дата обращения: 31.08.2009).
3 См.: Отчет по результатам выборочного исследования учреждений профессионального образования, коммерческих организаций и негосударственных некоммерческих организаций в части развития института частно-государственного партнерства, используемых форм, их эффективности и барьеров в развитии / ФГОУВПО «Финансовая академия при Правительстве РФ». М., 2008. URL: www.partner-fin.ru/u/rez-vib-issledov. pdf (дата обращения: 31.08.2009).
Поступила 23.09.09.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0