В. Г. Арискин. Программно-целевой подход в решении задач научно-инновационного развития региона
В. Г. АРИСКИН
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
АРИСКИН Виталий Геннадьевич, начальник отдела экспертизы и сопровождения проектов НИОКР Министерства науки, информатизации и новых технологий Республики Мордовия.
Ключевые слова: региональное инновационное развитие, интеллектуальный потенциал, наукоемкие технологии, программно-целевой метод, инфраструктура поддержки наукоемких технологий, технопарк, научно-инновационный комплекс, инновационный потенциал, инновационная инфраструктура, региональная целевая программа
Key words: regional innovative development, intellectual potential, science-intensive technologies, programme and purpose method, infrastructure for science-intensive technologies support, technopark, scientific and innovative complex, innovative potential, innovative infrastructure, regional special programme
Преобразование экономики страны от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития является одной из основных задач развития России на среднесрочную перспективу. Ключевым аспектом этих изменений стало широкое распространение инноваций, ускоренное развитие науки, технологий и высокотехнологичных производств. Особое внимание при этом уделяется региональному инновационному развитию как наиболее эффективному варианту создания действенных инновационных кластеров и перспективных научно-технических проектов, обусловленному оперативностью регионального управления в принятии соответствующих решений в рамках региональных инновационных систем.
Очевидно, что для Республики Мордовия нет других способов достичь высоких темпов регионального социально-экономического роста, кроме привлечения имеющегося интеллектуального потенциала научных учреждений, высокотехнологичного производства, учебных заведений, малого и среднего бизнеса к развитию инновационной составляющей экономики региона.
Эффективное использование результатов научно-технической деятельности в реализуемых инновационных проектах зависит от многих факторов. Одним из основных является координация деятельности субъектов научно-технической и инновационной деятельности. На региональном уровне подобная задача решается посредством формирования региональной инновационной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие между всеми субъектами инновационной деятельности.
В то же время создание региональной инновационной системы требует комплекса мероприятий, структурированных и взаимоувязанных по видам работ, срокам их выполнения, ресурсному обеспечению, составу исполнителей в соответствии с поставленными целями. Организация такого комплекса возможна, на наш взгляд, только программно-целевым методом, в данном случае посредством разработки и реализации республиканской целевой программы научно-инновационного развития на среднесрочную перспективу.
Отсутствие программно-целевого метода в организации и развитии региональной инновационной системы Мордовии может привести к тому, что разобщенная деятельность органов исполнительной власти по внедрению передовых инновационных разработок в подведомственных отраслях, направленных на повышение конкурентоспособности и экономической эффективности выпускаемой продукции, будет ставить перед научно-технической сферой региона разнонаправленные задачи. Это негативно скажется на эффективности их реализации, приведет к увеличению импорта в регион технологий и снизит темпы развития региональной научно-технической сферы.
Уже в среднесрочной перспективе отсутствие собственной региональной инновационной системы, способной генерировать перспективные проекты и эффективно эксплуатировать ввезенные технологии, приведет к необходимости привлечения в республику квалифицированных кадров и инжиниринговых услуг по обслуживанию вводимой в эксплуатацию техники. Это потребует дополнительных расходов.
Более того, отсутствие в регионе механизмов поддержки и развития инновационной деятельности снизит общую инвестиционную привлекательность республики по сравнению с другими территориями, на которых успешно функционируют инфраструктуры поддержки наукоемких технологий.
В качестве возможных вариантов решения проблемы обеспечения инновационной направленности развития экономики Мордовии возможны три «сценария».
Первый предполагает уделять основное внимание строительству и организации деятельности технопарка в сфере высоких технологий в Республике Мордовия в ущерб развитию другим элементам инновационной инфраструктуры региона. В итоге технопарк становится единственным организационным элементом научно-инновационного комплекса Мордовии. Остальные объекты инновационной инфраструктуры (инженерно-конструкторские центры, испытательные лаборатории, система венчурного инвестирования и финансовой поддержки, маркетинговое и юридическое сопровождение проектов и т. д.) будут вынуждены поддерживаться за счет средств предприятий и организаций региона. В данном случае последним будет тяжело выдерживать конкуренцию с технопарком по кадровому обеспечению и привлечению инвестиций. В итоге это приведет к их технологическому отставанию, потере конкурентоспособности, а также невозможности реализации региональными хозяйствующими субъектами инновационных проектов, разработанных в технопарке. Таким образом, региональная инновационная система сформируется внутри технопарка и будет работать исключительно на его развитие. В этом случае Мордовия будет получать доход исключительно от налоговых и прочих платежей резидентов технопарка. Научно-инновационная сфера республики потеряет многонаправленность научно-технического поиска и будет полностью зависеть от эффективности работы технопарка.
Второй «сценарий» предполагает поддержку строительства и организацию работы технопарка, а также поддержку инновационных проектов ведущих организаций базовых секторов экономики региона. Этот «сценарий» усматривает параллельное развитие научно-технической сферы по различным направлениям для максимального развития и последующей реализации инновационного потенциала предприятий республики. В этом случае велика вероятность обособления элементов научно-технической сферы по направлениям поддержки со стороны отраслевых органов исполнительной власти (сельское хозяйство, строительство, промышленность, социальная сфера и др.), а также внутри направлений (растениеводство, животноводство и перерабатывающая промышленность, машиностроение и электротехника и т. д.). При этом в регионе будет развиваться технопарк по отраслям высоких технологий, для которого также потребуется создание соответствующих элементов научно-технической сферы. В итоге это неминуемо приведет к возникновению конкуренции за ресурсное обеспечение, в первую очередь за финансами регионального бюджета. Учитывая ограниченность бюджетных средств, параллельное развитие всех научно-инновационных проектов Мордовии приведет к замедлению темпов их развития, что в долгосрочной перспективе негативным образом скажется на конкурентоспособности реализуемых инновационных проектов.
Третий «сценарий» имеет в виду формирование региональной инновационной системы, призванной обеспечить совместное развитие технопарка и организаций базовых секторов экономики республики. Этот «сценарий» предполагает в рамках региональной целевой программы создать единую инновационную систему поддержки и реализации перспективных проектов с использованием потенциала строящегося технопарка. Использование программно-целевого метода позволит направить ограниченные бюджетные ресурсы на реализацию приоритетных мероприятий научно-инновационного развития и формирование эффективной региональной инновационной системы.
Частично элементы третьего «сценария» были реализованы в Мордовии в 2008—2009 гг. Например, «Бизнес-инкубатор» республики оказывает помощь новым развивающимся предприятиям и бизнесменам, предоставляя им рабочие площади для начала своего дела. Существенными предпосылками инновационного развития региона также является организованная работа предприятий инновационной инфраструктуры (фонд смешанных инвестиций, венчурный фонд, инжиниринго-консалтинговый центр).
Кроме того, в республике осуществляются стимулирование и поддержка создания новых инновационных предприятий: находится в разработке законопроект по сокращению налогового бремени для инновационно-активных предприятий, предприятий в сфере нанотехнологий; формируется благоприятная среда для научных исследований и разработок и т. д.
Особо следует отметить создание предпосылок для создания в республике технопарка в сфере высоких технологий. В настоящее время подписаны 45 соглашений о сотрудничестве с резидентами технопарка, 13 из них планируют осуществлять свою деятельность на площадке информационно-вычислительного комплекса, 32 — на площадке инновационно-производственного комплекса. Среди будущих партнеров можно выделить корпорации HUAWEI и IBM, сотрудничество с которыми поможет наладить и оптимизировать работу будущего технопарка.
Важным элементом инновационной системы региона должен стать создаваемый на базе технопарка Республиканский нанотехнологический центр. Основными задачами центра будут обеспечение инфраструктурной поддержкой процесса коммерциализации технологий, генерация новых проектов, а также доработка и внедрение новых технологий в области наноиндустрии на предприятиях Мордовии. В настоящее время подобран необходимый комплекс оборудования для нанотехнологического центра.
В республике разработана и утверждена «Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года», которая определяет основными целями развития региона становление инновационного сектора экономики и повышение качества жизни населения. Для достижения этой целей в республике сделан ряд шагов по поиску поддержки развивающегося регионального инновационного комплекса со стороны различных федеральных институтов. Так, были заключены соглашения о сотрудничестве между Мордовией и государственными корпорациями «РОСНАНО» и «РОСТЕХНОЛОГИИ», ММВБ, рядом крупнейших индустриальных компаний и научно-исследовательских организаций. Кроме того, готовятся к подписанию соглашения с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и РВК.
Поступила 05.08.10.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0