Р. Ш. Садыкова. Влияние корпораций на экономику региона ресурсного типа
Влияние корпораций на экономику региона ресурсного типа
Р. Ш. Садыкова, доцент кафедры экономики и управления нефтегазодобывающими предприятиями Альметьевского государственного нефтяного института
Согласно данным Госкомстата, в России действуют немногим более 250 промышленных предприятий, занимающих долю свыше 35 % рынка соответствующего товара и при этом производящих около 20 % продукции от общего объема промышленного производства страны. Впервые составлен рейтинг, позволяющий делать сравнительные оценки степени их влияния на экономику. В пятерку компаний, оказывающих наибольшее влияние на экономику страны, вошли ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», нефтяные компании «ЛУКОЙЛ» и «ЮКОС», ОАО «ГМК „Норильский никель”».
Среди первой сотни наиболее влиятельных корпораций в России шесть — Республики Татарстан. Татнефть занимает 12-е место, Нижнекамскнефтехим — 20-е, КамАЗ — 28-е, Татэнерго — 32-е, Казаньоргсинтез — 38-е, Нижнекамскши-на — 63-е. При этом Нижнекамскнефтехим среди нефтехимических предприятий страны занимает первую позицию, за ним следует Нижнекамскшина. В химической отрасли страны первым также является Казаньоргсинтез. Четвертые позиции в своей отрасли занимают Татнефть, КамАЗ, Татэ-нерго. На наш взгляд, процессы возникновения и развития корпоративного управления в республике оказывают в целом существенное влияние и на развитие российской экономики. Необходимо отметить, что обозначились и существенные отличия в формировании татарстанской модели корпоративного управления.
Анализ динамики приватизации свидетельствует об увеличении активности в период с 1992 по 1995 г.: на 1 января 2000 г. образовано 783 акционерных общества и 92 общества с ограниченной ответственностью, общее число приватизированных предприятий составляет 1 162, или свыше 61 % от общего количества государственных предприятий по состоянию на начало приватизации, в том числе по отраслям.
Приватизированными предприятиями промышленности производится около 82 % продукции, в строительном комплексе выполняется 80 % строительно-монтажных работ. При этом государство сохраняет контрольные пакеты акций и продолжает играть ведущую роль в топливно-энергетической, нефтехимической и некоторых других отраслях. В 2000 г. приватизация объектов государственной собственности продолжилась, что позволило привлечь инвестиций на сумму около 300 млн руб. Эти цифры сопоставимы с размерами дивидендных выплат. Общий размер дивидендов, начисленных на государственную долю акций по итогам деятельности в 2000 г. предприятий Татарстана, составил 310 млн рублей.
Схема, по которой в Татарстане проводилась приватизация, существенно отличалась от федеральной. Продать акции граждане Татарстана не могли: местное законодательство запрещало отчуждение акций стратегических предприятий, купленных работниками предприятий за счет приватизационных вкладов.
Особый порядок обращения акций был введен в декабре 1997 года. Акции предприятий делились на 2 категории — «А» и «Б». Категория «А» присваивалась акциям, которые в период приватизации передавались преимущественно членам трудового коллектива предприятий Татарстана. Эти акции закреплялись за акционером и не могли быть проданы до истечения срока ограничений, который указом президента устанавливался на 3 года. В июле 1999 г. другой указ продлил ограничение на неопределенный срок. Обойти их могли только лица, заключившие агентские договоры с органом, уполномоченным правительством республики, а также коммандитные товарищества, создаваемые при эмитентах. Ограничения, закрывавшие местный рынок для инвесторов, объяснялись кризисом на международном и российском фондовых рынках и соображениями экономической безопасности республики.
И лишь весной 2000 г. республиканская комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку объявила о готовности разморозить «голубые фишки». Комиссия объявила, что неравные права для владельцев акций одного выпуска противоречат федеральным законам. В 2001 г. акции 21 компании вышли на рынок ценных бумаг «в связи с упорядочением ситуации на фондовом рынке». Это Альметьевский насосный завод («Алнас»), Альметьевский трубный завод, «Вакууммаш», Казанская городская телефонная сеть, Казанский вертолетный завод, Казанский завод компрессорного машиностроения, Казанский медико-инструментальный завод, Казанское моторостроительное ПО, Нижнекамский завод технического углерода, «Нижнекамскнефтехим», «Ниж-некамскшина», «Органический синтез», «Татнефтепром», «Татнефть», «Холдинговая компания „Татархлебопродукт”», «Холод», «Татэнерго», Казанский международный аэропорт, Миннибаевский газоперерабатывающий завод, Казанский оптико-механический завод, «Татнефтепродукт-холдинг».
Отмена запрета на обращение акций компаний республики не означает отстранения государства от проблем корпоративного управления. В настоящее время существует перечень из 24 хозяйственных обществ, имеющих особо важное значение для экономики республики. Перечень утверждает Президент Татарстана.
К регулированию деятельности корпораций можно отнести также систему индикативного планирования, которая активно развивается в РТ в последние два года, т. е. получение достоверной информации об эффективности развития экономики республики и формировании целевых установок для решения поставленных задач.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0