Е. О. Колоколова. К вопросу о понятии «кооперация»: социально-философский анализ
Е. О. КОЛОКОЛОВА
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «КООПЕРАЦИЯ»: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
КОЛОКОЛОВА Елена Олеговна, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Саранского кооперативного института (филиал) Автономной Некоммерческой Организации Высшего Профессионального Образования Центросоюза РФ «Российский Университет Кооперации».
Ключевые слова: кооперация, понятие, диалектика, социально-философский анализ, общество, синергетический анализ, самоорганизация
Key words: co-operation, notion, dialectics, social and philosophic analysis, society, synergetic analysis, self-organisation
Сложность определения понятия «кооперация» заключается в том, что его содержание составляет совокупность признаков, которые выделяют и обобщают мыслимые в понятии предметы, т. е. появляется возможность извлечения из первоначальной совокупности признаков (кооперация в переводе с латинского означает сотрудничество) новых признаков предметов. Таким образом, понятие «кооперация» трансформируется в систему знаний по мере выявления признаков, которые составляют его фактическое и логическое содержание.
Понятие «кооперация» как система знаний об определенном объекте или явлении представляет собой совокупность всех известных нам основных и производных признаков, которые мы мыслим в данном понятии, а также совокупность знаний о том, в каких конкретных формах существуют в действительности эти обобщаемые в понятии предметы и явления. Расчленение и усложнение содержания понятия «кооперация» происходило не путем прибавления новых признаков, а посредством разрешения противоречий. В зависимости от вехи истории познания объекта или явления данное понятие приобрело множество определений в силу решения гносеологических задач. Таким образом, понятие «кооперация» эксплицируется на широкий спектр объектов познания.
Содержательное значение слова «кооперация» проявлялось и ранее в близких по смыслу понятиях, таких как «соборность», «артельность», «общинность», «всеединство». В их основу заложены идеи гармонии и равновесия, согласованности и поддержки, которые обеспечивают порядок, солидарность и единодушие, что и делает их синонимами понятия «кооперация» в общем их значении.
В. Н. Махов утверждал, что кооперация — это общественное явление; Ф. Штаудингер, К. Пааво, С. В. Бородаевский называли кооперацией объединение людей для совместного хозяйственного предприятия; для Н. В. Фомина кооперация являлась своеобразным методом социализации народного хозяйства; Р. Айсон трактовал кооперацию противоположностью конфликтов; Х. Холай видел в кооперации одну из сфер общественной жизни; А. В. Чаянов, В. К. Наумов определяли кооперацию не только как организационно-хозяйственную форму, но и как широкое социальное кооперативное движение; М. И. Туган-Барановский утверждал, что кооперация является средством преобразования существующего социально-экономического строя; В. Ф. Пекарский определял кооперацию как самостоятельную экономическую систему и т. д.1
Кооперация рассматривалась Р. Оуэном, Ш. Фурье как явление, связанное с товарно-денежными отношениями, экономическая категория, позволяющая преобразовать социум. Ж. Бюшэ понимал кооперацию как средство освобождения рабочего класса в целом. В. Кинг пытался теоретически обосновать кооперацию как самостоятельное движение рабочих масс2. К. Маркс и Ф. Энгельс воплощали в кооперации идею разделения труда3. Кооперативные процессы в природе и обществе, вопросы коэволюции природы и общества, идеи кооперативности в самоорганизации общества, рассмотренные с синергетических позиций, получили свое обоснование и нашли отражение у А. И. Субетто, А. Д. Урсула, Л. Г. Антипенко, Г. И. Рузавина и др.4
Во всем множестве категориального аппарата понятие «кооперация» представляет собой сложное системное явление, посредством которого многие ученые пытаются объяснить различные (отдельные) стороны факторов общественного устройства и развития. Однако круг проблем, к обсуждению которых привлекается понятие «кооперация», настолько широк, а его структура настолько сложная и неоднозначная, что возникают гносеологические задачи разъяснения источников и причин различий в определении кооперации как фактора развития общественной жизни.
Употребление понятие «кооперация» в нашем понимании предполагает отождествление различных состояний этого явления в его развитии. Однако большинство используемых слов приобретает определенные значения только при использовании в практической деятельности людей и передается из поколения в поколение. Слова не закреплены априори за предметами и явлениями, они могут употребляться по-разному.
Одно и то же понятие может играть различную роль в теориях, обнаруживая разные свои грани. Так, если иметь в виду под словом «кооперация» организационно-правовую форму хозяйствования или подразумевать под ним организационную концепцию, то это не означает неверное представление понятия «кооперация». Просто одно и то же слово в разных случаях может быть связано с разной основой обобщения класса признаков, являющихся содержанием данного понятия.
Можно утверждать, что в понятиях синтезируется эмпирически получаемые знания и их теоретическое обоснование, т. е. происходят два противоположных процесса: от чувственного конкретного к общему абстрактному и, наоборот, через систему понятий и определений. Понятия во всей своей сложной природе являются важнейшими формами воспроизведения действительности в ее сущностных проявлениях. С учетом этого можно сказать, что кооперация в широком смысле этого слова поддается лишь указанию и описанию, но не определению, так как все, посредством чего она могла бы дифференцироваться, уже содержит в себе смысл кооперации, включая и сам процесс определения.
Однако без полного понимания понятия невозможно в достаточной степени изучить ни одно явление. Поэтому необходимо полностью охватить весь спектр значений понятия «кооперация» и дать его определение с позиции социально-философского анализа.
Кооперация — это взаимодействие некоторого числа элементов социальной системы для достижения общей цели, реализации определенной потребности или решения конкретной задачи, детерминированной внешней и внутренней природой этих взаимодействующих элементов, которые обобщаются по определенным существенным признакам, в зависимости от контекста предмета или явления.
Различия в определении понятия «кооперация» обусловлены еще и тем, что развитие знаний всегда сопровождается развитием понятий, одни знания нередко переносятся в область исследования другой науки, что связано с увеличением объема и содержания понятий, т. е. с их развитием. Следовательно, анализ содержания понятия «кооперация» требует выявления его общедиалектических характеристик.
Практическое употребление категории «кооперация» говорит о том, что необходимо комплексное изучение кооперации как свойства всеобщих связей (детерминантов). Предметная область понятия «кооперация», определенная этими детерминантами, может включать в себя несколько определений, иметь как широкую, так и относительно узкую трактовку. Таким образом, под современным понятием «кооперация» понимается категория, которая включает в себя довольно разветвленную совокупность определений, отражающих многообразные модификации взаимоотношений в различных сферах жизнедеятельности общества, личности и всего миропорядка, т. е. можно говорить о системе.
Кооперация в зависимости от объекта изучения и интегрирующего свойства может рассматриваться как всеобщее свойство мира, процесс, хозяйственно-экономическая система связей, организационно-правовая форма хозяйствования (кооператив), организационная концепция (способ преобразования общества и кооперативное движение).
Для раскрытия вышеперечисленных системных связей вполне успешно могут быть применены принципы и средства синергетики. Так, на начальном этапе относительно стабильное понятие «кооперация» как сотрудничество, совместное действие утрачивает устойчивость вследствие изменения внешних обстоятельств. Характерной причиной этой неустойчивости является появление нового течения, идеологии, например, стремление преобразовать социально-экономический строй. Этот новый элемент приводит к
потере устойчивости состояния. Возникшая неустойчивость, связанная с новым элементом в системе понятия «кооперация», обусловливает определенный динамический процесс, который приводит к дальнейшей самоорганизации системы, но уже с новыми упорядоченными структурами. После завершения процесса самоорганизации система переходит в новое эволюционное состояние, и начинается новый эволюционный цикл, обусловленный появлением нового элемента в системе. Таким образом, кооперация представляется нам хозяйственно-экономической системой связей. И эволюционные циклы могут быть по своему характеру весьма разнообразны. В данном контексте имеет место практическая реализация диалектического закона отрицание отрицания. Прослеживается связь между выводами синергетики и законами диалектики.
В связи с этим для более полного раскрытия понятия «кооперация» представляется целесообразным проводить его исследование как сложноорганизованной системы в соответствии с синергетической парадигмой. В данном контексте процессы кооперации происходят на трех уровнях движения материи: неживой, живой природы и социума. Причем сложность раскрытия кооперативности в социальной системе заключается в том, что эта система носит двойственный характер в связи с наличием в ней материального и идеального. С одной стороны, общество — это материальный объект, с другой — в него включается элемент разума, сознания, целеполагания и т. д.
Эволюционное развитие кооперации приводит к ее трансформации во внутренний, необходимый и всеобщий механизм социального развития. Присутствуя на всех уровнях существования материи, кооперация обогащает совокупность своих «онтологических» качеств, изменяются ее функции, роль, значение и влияние на развитие социума. Кооперацию можно назвать древнейшей формой институционализации общественного бытия.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Кооперация. Теория, история, практика: избранные изречения, факты, материалы, комментарии / автор-сост. К.И. Вахитов. М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 560 с.; Чаянов А.В. Избранные произведения: сб. / сост. Е.В. Серова. М.: Моск. рабочий, 1989. 386 с.; Его же. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М.: Наука, 1991. 456 с.; Его же. Краткий курс кооперации. 4-е изд. М.: Кооперат. изд-во, 1925. 77 с.; Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М.: Экономика, 1989. 496 с.
2 См.: Линтварев В. Ш. Фурье, В. Кинг, Ж. Бюше и Л. Блан о кооперации. Очерки из истории кооперации. Вып. II. Издат. Кооперативный Союз «Кооперация», Л.; М., 1926. 36 с.
3 См.: Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О кооперации. М.: Политиздат, 320 с.
4 См.: Субетто А. И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия. СПб.: ПАНИ, 2000. 827 с.; Кооперация. Страницы истории: в 3 т. Т. 1. Избранные труды российских экономистов, общественных деятелей, кооператоров-практиков: в 3 кн. Кн. 1. 30—40-е годы XIX — начало XX в. М.: Наука, 1999. 768 с.; Рузавин Г. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззрения // Свободная мысль. 1993. № 17/18. С. 51—62.
Поступила 20.04.10.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0