А. В. Сысолятин. Маркетинговый анализ и стратегические ориентиры регионального рынка мясных изделий Кировской области

Маркетинговый анализ и стратегические ориентиры регионального рынка мясных изделий Кировской области

А. В. Сысолятин, ассистент кафедры маркетинга и стратегического планирования Вятской государственной сельскохозяйственной академии

Рыночная трансформация, развитие механизма конкуренции придает особое значение маркетинговой концепции в ориентации хозяйственной деятельности предприятий мясопродуктового подкомплекса.

Предприятия мясной промышленности Кировской области функционируют преимущественно в одном ценовом сегменте рынка, обслуживая массовый спрос потребителей мясной продукции, имеют примерно сопоставимый ассортимент продукции, ориентируются на схожий тип покупателей. Они составляют стратегическую группу предприятий с близкими позициями на рынке и схожими конкурентными возможностями.

По большинству видов продукции прослеживается тенденция к снижению объемов производства, за исключением полуфабрикатов, рост объема выпуска которых стабилен на протяжении рассматриваемого периода.

В общем объеме производства мяса и мясопродуктов области ведущими являются предприятия г. Кирова и прилегающих к нему районов. В последние годы в области сформировался небольшой отряд малых цехов переработки мяса.

Областной рынок мясных изделий характеризуется средней степенью концентрации. Три крупных предприятия обеспечивают более 50 % продаж, а на рынке полуфабрикатов этот показатель составляет почти 65 %. Возможности для дифференциации на рынке мяса и полуфабрикатов ограничены. Цены находятся примерно в одном диапазоне и не оказывают существенного влияния на маркетинговую политику операторов рынка. Индекс концентрации достаточно мал и увеличивается со степенью переработки мяса.

По оценкам специалистов, прирост мясопродуктового сегмента АПК Кировской области будет связан прежде всего с увеличением производства мяса птицы при сохранении тенденции к сокращению выработки мяса других видов животных. Подобное утверждение обусловлено тем, что в последние годы российские производители мяса птицы уверенно наращивают объемы производства.

Наиболее перспективным является сегмент полуфабрикатов, что подтверждается увеличением их производства в номенклатуре выпускаемой продукции мясокомбинатами Кировской области и высокими темпами роста данного сегмента (до 30 % ежегодно). Резкое увеличение объема производства мясных полуфабрикатов в широком ассортименте можно объяснить их популярностью у потребителей, особенно быстрозамороженных полуфабрикатов высокой степени готовности к употреблению.

В дальнейшем на рынке колбасных изделий будет наблюдаться повышение спроса на более качественную и дорогую продукцию — сырокопченые колбасы и деликатесы.

Анализ конкурентных потенциалов мясоперерабатывающих комбинатов Кировской области показал, что большинство их не соответствует потенциалу рынка. Вместе с тем формирование устойчивого, интегрированного и сбалансированного рынка мясной продукции невозможно без реализации всех составляющих конкурентного потенциала отдельных предприятий и повышения конкурентоспособности мясного сектора агропромышленного комплекса страны в целом.

 

 

Практика хозяйственной деятельности мясоперерабатывающих предприятий Кировской области показывает, что наиболее динамично развивающиеся из них ориентированы на вертикальную интеграцию с полным производственным циклом — объединение кормопроизводства, животноводства, выпуск готовых мясных изделий. Эти производители систематически расширяют ассортимент, совершенствуют упаковку, используют комплекс стимулирования и продвижения своей продукции.

Маркетинговые исследования потенциала новых рынков сбыта позволили выявить направления расширения границ рынка. Это соседние регионы: Архангельская область — разработка рынка полуфабрикатов и брендовой продукции, Пермский край — поставка сырья для переработчиков и охлажденного мяса на розничный рынок, Республика Коми — поставки продукции в широком ассортименте ввиду низкой обеспеченности собственным производством.

Дальнейшее развитие инфраструктуры на российском рынке мяса связывается с развитием региональных распределительных логистических центров и увеличением объема предоставляемых логистических услуг. Это позволит оптимизировать издержки и сроки доставки мяса потребителям, достичь согласованности всех участников товародвижения.

Предложенные направления конкурентных стратегий позволят повысить конкурентоспособность и рыночную устойчивость местных производителей на внутреннем рынке и за пределами области, активизировать конкуренцию между ними и снизить уровень потребительских цен на большинство местных мясных брендов.

Лицензия Creative Commons
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0