Г. Н. Терякова. Кредитная кооперация в системе институтов финансового обеспечения хозяйствующих субъектов сферы малого бизнеса
Г. Н. ТЕРЯКОВА
КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ СФЕРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
ТЕРЯКОВА Галина Николаевна, преподаватель кафедры кредитных и страховых дисциплин Бузулукского финансово-экономического колледжа — филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Ключевые слова: кредитование, малый бизнес, финансирование, предприниматели, финансовый потенциал, банковский риск
Key words: crediting, small business, financing, entrepreneurs, financial potential, banking risk
Проблема кредитования малого бизнеса остается нерешенной на протяжении длительного времени. Потребность в кредитах предприятий этого сектора в 2009 г. оценивалась Минэкономразвития суммой в 1,5 трлн руб., тогда как реально было выдано кредитов на сумму не более 450 млрд руб., т. е. порядка 30 %1 от необходимого объема. Нельзя не заметить одно противоречие: с одной стороны, предприниматели нуждаются в источниках финансирования, с другой стороны, по данным опросов, проведенных нами среди субъектов малого бизнеса Оренбургского региона, лишь 12 % из них регулярно пользуются банковскими кредитами.
У представителей банков есть на это свои аргументы. Для получения кредита деятельность предприятия должна быть прозрачной. В среде малого бизнеса на этот шаг готовы решиться немногие предприятия. Таким образом, низкая легитимность бизнеса, фигурирующая в бухгалтерских отчетах, становится основанием для отказа в получении кредита. Однако более высокая прибыль сопряжена с увеличением налогового бремени. Получается замкнутый круг. Для тех предпринимателей, которые хотят из него выбраться, банкиры приводят следующий аргумент: повышение легитимности бизнеса на 25—30 % дает предприятиям возможность воспользоваться кредитными инструментами, выгода от которых уже через небольшой период времени покроет увеличившуюся налоговую нагрузку2.
Предприниматели оперируют иными данными. Согласно полученным результатам исследования, проведенного нами в рамках изучения финансового потенциала предпринимателей Оренбургского региона, 36 % представителей малого бизнеса не берут кредит по причине высоких процентных ставок. Привести среднее значение ставки по кредитованию малого бизнеса достаточно сложно. В зависимости от вида кредитного инструмента, суммы кредита, периода времени, на который он предоставляется, залогового обеспечения, а также валюты, в которой выдается кредит, процентная ставка может меняться от 10 до 19 % годовых3. Другой причиной не слишком высокой популярности кредитов в среде малого и среднего бизнеса, которую назвали около 22 % предпринимателей, являются требования банка по предоставлению поручителей. Порядка четверти всех предпринимателей не прибегают к использованию кредитных инструментов из-за необходимости предоставления залога4.
По оценкам экспертов, более 80 % банков разработало свои программы кредитования малого бизнеса. При этом слабым местом этих программ является отсутствие универсальной системы оценки кредитоспособности субъектов предпринимательства. Выдача банками кредитов начинающим предпринимателям затруднена требованиями Центробанка. Кредиты этим целевым группам относятся к числу наиболее рискованных, что влечет за собой создание максимальных резервов и неоправданное увеличение стоимости микрокредитов. Для минимизации банковских рисков и повышения уровня эффективности использования всей совокупности финансовых ресурсов, направляемых на развитие хозяйствующих субъектов, необходимо развивать микрофинансирование как институт поддержки начинающих предпринимателей и самозанятости граждан. Важные поставщики финансовых ресурсов для субъектов малого бизнеса — кредитные кооперативы, деятельность которых особенно развита в Канаде, где кредитные кооперативы и народные кассы являются вторым после коммерческих банков источником финансирования малых предприятий5.
В связи с этим следует отметить факт существования «конфликта целей», который вынуждены решать в процессе своей работы кредитные кооперативы: с одной стороны, они являются финансовыми учреждениями, ответственными за свою рентабельность, с другой — у них нет ориентации на получение прибыли. Данный «конфликт целей», а также выполнение кредитными кооперативами функции по поддержке малого бизнеса обусловливают необходимость оценки результатов их работы не только на основе финансовых показателей деятельности, но и с точки зрения оказываемого воздействия на экономику, которое проявляется в изменении основных показателей, характеризующих развитие сферы малого бизнеса в стране. Показателями оценки деятельности кредитных кооперативов в сфере поддержки кредитования малых предприятий могут быть общее количество малых предприятий, рост объемов оборота, количество новых рабочих мест, рост объема инвестиций в инновационные сферы экономики.
Основными преимуществами кредитных кооперативов для предприятий малого бизнеса являются некоммерческий характер деятельности и упор на взаимное доверие и ответственность. Приоритет отдается оценке качеств владельца бизнеса и реализуемости проекта, а не обеспечению. Благодаря этим фактам у кооператива есть возможность выдавать кредит по ставке ниже банковской. Максимальная сумма займа и процент за пользование зависят от индивидуального рейтинга заемщика. Если пайщик не в состоянии вовремя вернуть кредит, то кооператив своим решением вправе приостановить начисление и выплату процентов, не применять штрафных санкций6.
Таким образом, кредитные кооперативы способны решить ряд важных и сложных задач в сфере кредитования малого предпринимательства. Это связано с преимуществами, которые имеют кредитные кооперативы: демократический стиль управления кредитным кооперативом (один пайщик — один голос); приемлемые требования по обеспечению займов, так как кредитный кооператив объединяет людей, хорошо знающих друг друга; высокая степень финансовой защищенности кредитного кооператива, поскольку высокорентабельному и достаточно рискованному вложению средств кредитный кооператив предпочитает среднерентабельные, но надежные операции; более низкий процент по займам пайщикам и более стабильный процент по сбережениям за счет того, что кредитный кооператив не стремится к извлечению прибыли; малые сроки рассмотрения заявки на заем. Кроме того, предприниматели, вступившие в кредитный кооператив, в процессе участия в нем приобретают кредитную историю. С помощью такого сотрудничества возможно решение производственных, финансово-инвестиционных и иных проблем.
Однако следует отметить, что кооперативы обладают достаточным потенциалом для решения более глобальных задач. Кредитные кооперативы за счет объединения своих ресурсов могут создать вертикально интегрированные структуры для концентрации инвестиций на региональных или общероссийском уровнях для их последующего перераспределения в пользу значительных и долгосрочных проектов.
Кооперативы первого уровня (районные, городские) являются основой системы, в которой они имеют независимость и самостоятельно решают вопросы, касающиеся внутрихозяйственной деятельности. Однако у них всегда есть финансовая поддержка со стороны регионального кооператива второго уровня, который обеспечивает их при необходимости заемными средствами. Основные задачи кооперативов второго уровня — концентрация средств кооперативов первого уровня, создание резервного и страхового фонда, перераспределение финансовых потоков между кооперативами различных организационно-правовых форм, устранение разрывов ликвидности между кредитными кооперативами, а также разработка единых нормативов и правил деятельности для всей системы7.
Банки, даже если и созданы кооперативами, являются коммерческими организациями, которые должны заботиться об увеличении своего капитала за счет максимизации прибыли и снижения рискованности операций, а не о том, чтобы кредитовать своих акционеров (пайщиков). Кроме того, банковское законодательство ограничивает выдачу банками кредитов своим акционерам. Поэтому консолидаторами и перераспределителями ресурсов кредитных кооперативов на местах должны быть не коммерческие банки, а кредитные кооперативы более высокого уровня.
Помимо помощи в формировании финансовых ресурсов малых предприятий, кооперация могла бы содействовать становлению малого предпринимательства как класса, способного отстаивать свои интересы, и тем самым стать фактором решения комплекса накопившихся проблем административного давления, коррупции, недостаточной правовой защищенности. Этому способствуют сами ценности и принципы кооперативного движения8.
Для придания импульса кооперативному движению целесообразно предоставление налоговых льгот для привлечения малых предприятий в кредитные кооперативы; субсидирование процентной ставки по банковским займам, привлекаемым кредитными кооперативами для увеличения объемов кредитования его членов; распространение действия фондов гарантий по кредитам на кредитные продукты кооперативов; предоставление центрами или фондами поддержки малого бизнеса, действующими в различных регионах России, информации из юридической, финансовой, управленческой областей, что необходимо предпринимателям для создания кредитного кооператива.
Таким образом, в результате многостороннего партнерства между федеральными, региональными и муниципальными органами власти, частным капиталом и малыми предприятиями могут сложиться эффективные структуры поддержки кредитования малого бизнеса, основанные, в частности, на деятельности гарантийных и кооперативных механизмов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Мониторинг состояния малого бизнеса. URL: http://www.opora35.ru/ news (дата обращения: 10.11.2010).
2 См.: Проект. Жизненный цикл малого предприятия, раунд 1 и раунд 2. URL: http://www.nisse.ru (дата обращения: 11.11.2010).
3 См.: Быков П.Ю., Леонов О.А. и др. Стратегия развития малого бизнеса в кризисный период: экономический атлас. URL: http://www.finistconsult.ru (дата обращения: 03.11.2010).
4 См.: Смирнов М.А., Шестоперов О.М., Шестоперов А.М., Шамрай А.А. Кредитование малого предпринимательства. Аналитическая записка. URL: www.nisse.ru (дата обращения: 11.11.2010).
5 См.: Ефремов Л.Р. Жилье в рассрочку: ссудно-сберегательная касса. 2010. URL: http://www.credits.ru (дата обращения: 02.11.2010).
6 См.: Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.11.2010).
7 Там же.
8 См.: Норов А.В. Малому бизнесу поможет кооператив. URL: http:// www.orema.ru (дата обращения: 14.11.2010).
Поступила 13.12.10.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0