Н. В. Зубкова. Формирование оперативно- производственных планов на предприятиях автомобильной промышленности
Н. В. ЗУБКОВА
ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПЛАНОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ЗУБКОВА Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры экономической и управленческой подготовки Тольяттинского государственного университета.
Ключевые слова: автомобильная промышленность, производство, подготовка производства, планирование, оперативно-производственное планирование, нормы и нормативы
Key words: automobile industry, production, production preparation, planning, operative production planning, norms and standards
Основой экономики любого развитого государства и его регионов являются крупные предприятия, корпорации и компании, активно сотрудничающие с предприятиями малого и среднего бизнеса. В Самарской области к таким предприятиям относятся «АВТОВАЗ», «Куйбышевазот», «Самароэ-нерго», «Тольяттиазот» и др. В современных экономических условиях только крупный капитал способен обеспечить применение новейших технологий и обусловленную ими высокую эффективность хозяйствования. Поэтому для регионов выгодно иметь стабильно работающее крупное предприятие, образующее вокруг себя отраслевой кластер. Есть несколько отраслей, которые можно отнести к крупным: строительство, транспорт, пищевая промышленность и машиностроение.
Одна из крупнейших отраслей машиностроения — автомобильная промышленность, которая может взять «сырой товар», довести его до высочайшего уровня переработки и отдать покупателю. Это позволяет развивать экономику региона и страны в целом. Автомобильная промышленность вбирает в себя десятки других отраслей, проявляя тем самым интеграционные процессы в ней. Поэтому управление предприятиями, относящимися к автомобильной промышленности, в современных условиях требует системного решения проблем и напрямую зависит от качества планирования, обеспечивающего принятие оптимальных управленческих решений.
Создание эффективного механизма управления в автомобильной промышленности невозможно без четкой организации планирования и, прежде всего, оперативно-производственного планирования, поскольку оно обеспечивает реализацию планов при определенной тактике и стратегии. Зависимость качества планов от множества факторов доказывает сложность выбора оптимального направления развития оперативно-производственного планирования и его особенностей на предприятиях автомобильной промышленности. Опыт зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка оперативно-производственного планирования, игнорирование, некомпетентное или ограниченное его осуществление приводят к неоправданным экономическим потерям. Таким образом, оперативно-производственное планирование создает упорядоченность и пропорциональность развития в достижении цели и позволяет сократить перерывы в движении предметов труда по отдельным стадиям производства и воспроизводства; обеспечить равномерность и комплектность загрузки оборудования и площадей; четко реагировать на любые отклонения, возникающие в ходе производственного процесса, и тем самым создать предпосылки для ритмичной и эффективной работы предприятия и его подразделений с минимальными затратами.
Основу оперативно-производственного планирования на предприятиях автомобильной промышленности составляет программа производства или объем готовой продукции, планируемый к производству. Для этого проводят подготовку производства, обеспечивающую формирование и ведение конструкторско-технологической нормативной базы предприятия, предназначенной для использования в конструкторских, технологических службах предприятия, а также в службах нормирования трудовых и материальных ресурсов и в отделах главного механика. Подготовка производства обеспечивает формирование и ведение номенклатуры деталей и сборочных единиц, которые изготавливаются на предприятии; ведение справочников материалов и покупных комплектующих изделий, инструмента, оборудования и т. д.; создание конструкторских спецификаций на сборку изделий; создание технологических процессов изготовления деталей и сборочных единиц; нормирование расхода основных и вспомогательных материалов на детали и сборочные единицы; ведение базы данных пооперационных трудовых нормативов.
Таким образом, подготовка производства позволяет получить сводные расчеты по стоимости основных и вспомогательных материалов для деталей и изделий, расчету норм времени и расценок на изготовление изделий, калькуляции нормативной себестоимости изделия и спецификации-рас-цеховки для сборочных единиц. Сводными расчетами материальных и трудовых затрат на изделие пользуются все подразделения предприятия, связанные с производством и обеспечением ресурсами.
В автомобильной промышленности в процессе подготовки производства применяют различные методы плановых работ, которые по характеру подразделяются на три последовательно выполняемых блока: объемное планирование, календарное и текущее (оперативное) планирование. Основная задача объемного планирования — распределение выполняемых работ по подразделениям и плановым периодам с учетом загрузки оборудования и площадей. Календарное планирование предполагает определение сроков начала и окончания работ в цехах и сроков передачи их продукции другим цехам, при необходимости — с корректировкой результатов объемных расчетов. Оно осуществляется как для предприятия в целом, так и для отдельных его цехов. В качестве планового периода при календарных расчетах чаще всего выбирается месяц или квартал. Задача текущего (оперативного) планирования состоит в разработке конкретных производственных заданий по номенклатуре работ и исполнителей на короткие плановые периоды (декаду, неделю, сутки, рабочую смену и час).
Оперативно-производственное планирование на предприятиях автомобильной промышленности рассматривается как многоуровневая, структуризуемая на разные блоки и стадии плановая работа. Различают три уровня оперативно-производственного планирования: заводской (межцеховой), цеховой и участковый.
Оперативно-производственное планирование на предприятиях автомобильной промышленности осуществляет производственно-диспетчерский отдел (ПДО), возглавляемый начальником производства. Структура этого отдела и его количественный состав определяются структурой предприятия, объемом производства, номенклатурой выпускаемых изделий, численностью промышленно-производственного персонала. ПДО является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется заместителю директора по производству (начальнику производства). В некоторых случаях в производственно-диспетчерских отделах создаются бюро по планированию отдельных производств: механосборочного, металлургического, сварочного и т. д.
На уровне предприятия центральный производственно-диспетчерский отдел решает совокупность задач межцехового оперативно-производственного планирования, располагая для этого рядом бюро: сводного планирования и технико-экономических расчетов, календарного планирования цехов, оперативной подготовки производства, календарно-плановых норм, заказов и др. и группами диспетчерования. Объектом межцехового оперативно-производственного планирования являются цеха основного производства. Цели — слаженная, ритмичная работа в цехах основного производства, а также их бесперебойное снабжение ресурсами и услугами вспомогательных цехов и служб предприятия. Предметом межцехового планирования служат производственно-хозяйственные связи между цехами основного производства, а исходными данными — показатели плана производства и реализации продукции предприятия.
На внутрицеховом уровне производственно-диспетчерское бюро (ПДБ) цеха, имея группы планирования и диспетчеро-вания, осуществляет планирование и регулирование деятельности участков, бригад, линий и т. д. На уровне участков их начальники, старшие и сменные мастера, бригадиры, распределители работ (учетчики) проводят внутриучастковое планирование, обеспечивают движение предметов по рабочим местам, ведут оперативный учет, контроль и регулируют производство.
В процессе оперативно-производственного планирования подразделения предприятия, службы, отдельные должностные лица обмениваются необходимой информацией. Стороны предоставляют сведения в соответствии с установленными на предприятии плановыми периодами обеспечения информацией (на начало и конец года, квартала, месяца и т. д.)
Таблица доступна в полной PDF - версии журнала.
Представленные в таблице этапы разработки производственной программы цехов позволяют сформировать план производства всего предприятия, который включает в себя формирование заказов производствам на изготовление товарной продукции по номенклатуре договоров с потребителями; формирование заказов на восполнение необходимого уровня запасов на складах готовых деталей, а также на заделы будущих периодов; учет производственных заказов на выполнение гарантированного и постгарантийного ремонта выпускаемых изделий; учет возврата готовой продукции со складов отдела сбыта в цеха, а также учет переоценки готовых изделий в отделе сбыта2.
На основании плана производства формируются основные расчеты: графики межцеховых передач деталей и сборочных единиц, подетальный план межцеховых передач на программу текущего месяца и будущих периодов, сводка текущего выполнения товарного плана и плана межцеховых передач, планы выпуска товарной продукции завода и цехов, экономические показатели плана производства в разрезе всех служб предприятия.
Формулы доступны в полной PDF - версии журнала.
Таким образом, оперативно-производственное планирование подразделяется на стадии предварительных расчетов и разработки планов. На пересечении структурных образующих формируется целостная система оперативного планирования производства, включающая совокупность основных элементов: выбор и обоснование планово-учетных единиц, расчеты загрузки оборудования и производственных площадей, разработка календарно-плановых нормативов, разработка цеховых и внутрицеховых производственных программ (объемные расчеты), формирование меж- и внутрицеховых производственных графиков (календарные расчеты) и оперативных заданий (сменно-суточных, часовых и др.)4.
Значение объемных расчетов в оперативно-производственном планировании состоит в определении возможностей оборудования, площадей, трудовых коллективов по выполнению производственных заданий в плановом периоде с учетом скорости движения производства, которая определяется в блоке календарного планирования. Однако громоздкие расчеты, проводимые без календарного обоснования производственного процесса, носят лишь предварительный характер и не могут заменить или компенсировать отсутствие календарного планирования.
Суть установления календарно-плановых нормативов (объемов партии изделий; длительности производственных циклов, опережений, заделов и др.) состоит в нормировании хода дискретного производственного процесса во времени. В качестве критерия экономичности используются различные показатели: наименьшее количество переналадок оборудования (либо время наладки); максимальная загрузка оборудования и минимальная длительность производственного цикла; наименьший объем незавершенного производства либо совокупных производственных издержек. Содержание календарного планирования предполагает определение на основе календарно-плановых нормативов сроков выполнения производственных заданий на планируемый период в разрезе установленных планово-учетных единиц при соблюдении объемной разгрузки подразделений.
Таким образом, в процессе формирования оперативно-производственных планов в автомобильной промышленности увязываются все элементы предприятия (техническая подготовка производства, материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции и т. д.) в единый производственный «организм», что позволяет говорить о них как о приоритетных и интегрирующих при управлении предприятиями. При этом от качества составления оперативно-производственных планов и организации произ водственного процесса зависит не только работоспособность самого предприятия, но и благосостояние юридических лиц, граждан, организаций, государственных учреждений, органов управления и власти, т. е. охватываются практически все компоненты социально-экономической, технологической и природной среды региона и России в целом.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Курочкин А.С. Оперативный менеджмент. URL: http://biglibrary.ru/ category38/book116 (дата обращения: 15.09.2010).
2 См.: Зубкова Н.В. Применение экономико-математических моделей при формировании затрат машиностроительного предприятия на стадии планирования // Вектор науки Тольят. гос. ун-та / Тольят. гос. ун-т. 2010. № 2. С. 166—170.
3 Там же.
4 См.: Планирование и учет производства. URL: http://www.olimp.udm.ru/ Solutions/planing.html (дата обращения: 24.10.2010).
Поступила 29.12.10.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0