О. Н. Тюлякова. Медиапредпочтения студенческой молодежи региона
О. Н. ТЮЛЯКОВА
МЕДИАПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА
ТЮЛЯКОВА Олеся Николаевна, аспирант кафедры социологии Мордовского государственного университета.
Ключевые слова: медиаиндустрия, медиапредпоч-тения, медийная напряженность, телекоммуникация, радиопродукция, чарт, студенческая молодежь, медиапространство, стереотипизация, медиатизация общества, рейтинг, массмедиа, информационная культура
Key words: media-industry, media-preferences, media tension, telecommunication, radio-production, chart, students youth, media-space, representativeness, mediatisation of the society, rating, mass media, informative culture
Массовая коммуникация давно и прочно вошла в повседневную жизнь молодежи. Зачастую единственным источником информации являются визуальные средства СМИ. Одно из самых доступных из них — это телевидение. Телевизионные программы оказывают непосредственное влияние на студенческую аудиторию. По опросам социологов, российская молодежь предпочитает жанр «ток-шоу» с участием известных людей. Новостные программы смотрят крайне редко или не смотрят вообще. Из радиопродукции студенческая аудитория отдает предпочтение развлекательным программам: хит-парадам, радиошуткам. Из «печатных» предпочтений на первом месте стоят молодежная периодика, периодика с сенсационными событиями.
В рамках общероссийского опроса молодежи в возрасте 16—26 лет в сентябре 2009 г. Фонд «Общественное мнение» провел исследование медиапредпочтений молодых граждан РФ «Источники информации, которые выбирает молодежь, и индекс доверия к ним»1.
В апреле 2010 г. мы провели собственное социологическое исследование по заданной тематике, чтобы выяснить, какие источники информации выбирает студенческая молодежь Республики Мордовия, и определили индекс доверия к ним. Объем выборной совокупности составил более 400 чел. Возраст опрашиваемых — от 15 до 35 лет. В опросе участвовали студенты Мордовского государственного университета, Мордовского педагогического института, Саранского кооперативного института (филиала Российского института кооперации).
Результаты исследования показали, что юноши Мордовии в возрасте 16—20 лет из телевизионных каналов смотрят Муз-ТВ (86 %), ТНТ (70 %), НТВ (63 %), MTV (58 %), Первый канал (50 %), ТелеСеть Мордовии (41 %), СТС (32 %). Девушки в возрасте 16—20 лет предпочитают смотреть МTV (80 %), Муз-ТВ (69 %), НТВ (51 %), ТелеСеть Мордовии (47 %), СТС (32 %), ТНТ (27 %), Первый канал (16 %).
Девушки в возрасте от 20 до 26 лет из телевизионных программ выбирают «Дом-2» (63 %) (ТНТ), «Испытание верности» (41 %) (Муз-ТВ), «Звезда в клубе» (36 %) (MTV), «Блондинка в шоколаде» (30 %) (Муз-ТВ), «Максимум» (25 %) (НТВ), «Русские сенсации» (20 %) (НТВ), «Субботний вечер» (2 %) (Россия). Юноши этого же возраста предпочитают смотреть «Ты не поверишь» (84 %) (НТВ), «Максимум» (52 %) (НТВ), «Субботний вечер» (49 %) (Россия), «Блондинка в шоколаде» (34 %) (Муз-ТВ), «Русские сенсации» (29 %) (НТВ), «Звезда в клубе» (21 %) (МTV), «Дом-2» (ТНТ) (11 %).
Та же возрастная группа юношей и девушек отдает предпочтение таким телесериалам, как «Клуб» (71 %) (MTV), «И все-таки я люблю» (56 %) (Первый канал), «Огонь любви» (46 %) (Первый канал), «Медвежий угол» (39 %) (Россия), «Агентство „Лунный свет"» (31 %) (Саранское телевидение), «Женщина без прошлого» (23 %) (Россия), «Папины дочки» (9 %) (СТС).
Юноши в возрасте от 26 до 35 лет из радиопродукции предпочитают слушать «Программы по заявкам» (98 %), «Хит-парады» (75 %), «Радиошутки» (60 %), «Радиоочерки» (25 %), «Художественные программы» (22 %), «Новостные выпуски» (10 %), «Радиорекламу» (1 %). Девушки в этом же возрасте слушают «Радиошутки» (80 %), «Программы по заявкам» (72 %), «Новостные выпуски» (68 %), «Хит-парады» (52 %), «Художественные программы» (41 %), «Радиорекламу» (27 %), «Радиоочерки» (4 %).
Девушки в возрасте от 26 до 35 лет отдают предпочтение таким периодическим изданиям, как «Жизнь» (80 %), «Столица С» (75 %), «Вечерний Саранск» (67 %), «Голос Мордовского университета» (53 %), «Комсомольская правда» в Саранске (49 %), «АиФ» в Саранске (40 %), «ТВнеделя Мордовии» (21 %). Юноши этого же возраста читают «Жизнь» (91 %), «Столицу С» (82 %), «Голос Мордовского университета» (59 %), «Комсомольскую правду» в Саранске (41 %), «Вечерний Саранск» (32 %), «ТВнеделю Мордовии» (19 %), «АиФ» в Саранске (17 %).
Таким образом, студенческая аудитория Мордовии, как и российская, предпочитает развлекательный жанр. Телевизионная палитра представлена тремя лидирующими каналами: Муз-ТВ, ТНТ, НТВ. Телепередача «Дом-2» лидирует во всех чартах и рейтингах страны.
Сфера радиопродукции представлена программой развлекательного жанра — «Программой по заявкам». Из печатной продукции первое место отдано наиболее «сенсационной» газете — газете «Жизнь».
Основным источником информации у студентов по-прежнему остается телевидение в силу своей распространенности и доступности. Радио доверяют меньше, очевидно, из-за того, что студенты предпочитают слушать «легкие», неновостные музыкальные радиостанции, где подача информации минимальна и не настолько полна, как у информационных станций. «Кроме того, чем старше респондент, тем выше его потребность составить собственное мнение о происходящем и тем меньше его интерес к мнению знакомых и родственников, ниже и индекс доверия к нему»2. Опрос показал, что студенческая молодежь мало читает прессу, делая ставку на аудио- и видеоинформацию. Возможно, это продиктовано информационным веянием времени и всепоглощающим влиянием медиапространства, что говорит о медийной напряженности, глобальном влиянии СМИ на сознание молодежной аудитории регионального социума.
На телеэкранах российского телевидения почти ежедневно подробно освещаются происшествия с несчастными, трагическими последствиями. Отрицательная информация регулярно «вводится» почти в каждую семью. Такая информация вызывает у студенческой молодежи сильное душевное волнение, беспокойство. Эмоции, возникающие при просмотре видеосюжетов, повышают уровень тревожности, способствуют развитию психических расстройств.
Можно отметить ряд тенденций, характерных для современной студенческой молодежи: американизация культурных потребностей, приоритет потребительских ориентаций над «креативными», избирательность и стереотипизация культуры, внеинституциональная культурная самореализация, отсутствие этнокультурной идентификации. Как показывают наши наблюдения, значительную часть досуга студенческая молодежь посвящает электронным СМИ (телевидение, видео, радио, Интернет). В настоящее время с их помощью формируется ее внутренний мир: медиапредпочтения, ценностные ориентации, культурные установки, профессиональные стратегии. При этом контакты со СМИ носят для большинства студенческой молодежи не познавательный, а развлекательный характер3.
Как следствие, начало XXI в. вместе с последними десятилетиями ХХ в. называют «веком информации», «веком коммуникаций» и даже предполагают, что мы стоим на пороге появления молодых людей с новой парадигмой восприятия окружающего мира, т. е. так называемых «молодых людей с „компьютерной психологией"». Первый революционный переворот был связан с переходом от восприятия реальности, основанного на наблюдении, к восприятию, опосредованному носителем информации (преимущественно бумажной). Сегодня совершается переход к аудио- и видеовосприятию4.
Социальные последствия подобного перехода многообразны и отнюдь не однозначны. Исследователи отмечают, что молодежь проводит перед телевизором и компьютером от 4 до 9 ч в сутки. Медиавыбор программ, содержание фильмов и компьютерных игр имеют большое значение в процессе социализации студенческой молодежи. Л. Б. Зубанова подчеркивает, что «выбор печатных средств массовой информации во многом предопределен сформировавшейся в России традицией восприятия прессы, характерной для некогда „великой читающей нации". Пресса как средство передачи информации обладает рядом значимых характеристик воздействия на потребителя: обеспечивает целенаправленность и сосредоточенность восприятия, которое подкрепляется длительностью контактов, возможностью повторного обращения; сам характер информационного оформления события убеждает в большей мере, чем ускользающая эфемерность однажды произнесенного слова. Именно пресса, становясь запечатленной „историей одного дня", оставляет фиксируемый „след в истории"»5.
В новых социально-информационных условиях организации современного общества наблюдается тенденция регионализации СМИ. Молодежная зрительная аудитория обращается к массмедиа, которые ближе ей в социальном и психологическом планах. Эта тенденция становится характерной не только для отдельных регионов, но и для многих стран.
С точки зрения реализации функций СМИ — развивающей, воспитывающей и развлекательной — преобладает последняя. Из телевизионных передач, просмотр которых, по нашим наблюдениям, составляет 1/3 от объема досуга студенчества, предпочтение отдается американским боевикам и латиноамериканским сериалам, концертам звезд эстрады, а также демонстрируемым по музыкальным каналам видеоклипам. Контакты с радио ограничиваются исключительно целенаправленным прослушиванием коммерческих FM-стан-ций, в которых новостные выпуски и реклама перемежаются с популярной музыкой. Выход в Интернет зачастую сопряжен с посещением чатов, просмотром рейтингов, поиском информации. Следовательно, интерес к художественной литературе у студенческой аудитории существенно снизился6.
Говоря о непосредственном влиянии СМИ на студенческую молодежь, следует отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря которым приобретаются разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в разных социальных слоях, регионах, странах. Особенно важно это иметь в виду еще и потому, что СМИ представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. У студенческой аудитории под сильным влиянием информационного воздействия формируется «компьютерная психология»7.
Необходимо отметить агрессивное влияние информационных сайтов экстремистского толка. К социальным проблемам можно отнести новые психические заболевания, которые возникли с появлением социальной сети. Все больше студентов уходит от проблем реальной жизни в виртуальную. Социологи, психологи и педагоги с тревогой отмечают, что у нового поколения возникают трудности при общении со сверстниками, так как Интернет не требует собеседников.
Появилась мода на шокирующие видеоролики: некоторые представители студенчества ищут славы, снимая на мобильные телефоны жестокие сцены избиения, издевательства над своими сверстниками.
Одним из определяющих факторов современного информационного общества является массовость. С появлением газет, журналов, телевидения молодые люди отдают предпочтение медиаобщению. Теперь собеседника ему заменяет свежая новость в Интернете или телепередача, в готовом виде преподнося ему то, в чем он нуждается. А. Нестеренок в ответ на это предлагает, на наш взгляд, мудрое решение: «Несколько лет назад „Комсомольская правда" изрекла: „У нас половина молодежи — хорошая, половина — плохая". О плохой половине центральные и местные каналы вещают каждый день в сводках происшествий. А о хорошей мы много говорим? КВНы, часто с сусальными шуточками, положение не спасают, так же как и музыкальные выпуски. По-моему, на одном из центральных каналов нужно открыть передачу о студентах, которые не только живут от сессии до сессии весело, но и серьезно занимаются наукой, ездят в стройотряды, поют, танцуют, наконец, воспитывают детей. Пока же об успехах и проблемах молодых можно узнать только из новостей, да и то изредка»8.
Как правило, студенты подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное воздействие. Сегодня неизменную симпатию студенческой аудитории вызывают смелые, волевые, находчивые люди. Молодой человек XXI в. живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания и реальность современной культуры. СМИ не только проникли во все сферы жизни, но и стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом9.
В практике современных СМИ широко используются методы подсознательного воздействия на студенческую молодежь, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток информационных сообщений, в медиапространство, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие10. Задача прессы в процессе убеждения — создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе молодые люди подвержены внушению, восприятию, подражательности. Проще всего внушить молодому студенту то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако что-то внушить можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступков, возможно, далеко не следующих из принимаемых им норм и принципов поведения11.
Большинство исследователей указывает на связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением. Так, в настоящее время неким стереотипом становится молодой целеустремленный человек, рассчитывающий на собственные силы.
СМИ приучают студенчество мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень медиасообщений. Этому прослужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании — повторение. П. Н. Киричек отмечает, что «информационный процесс имеет свои количественные (нормативные) и качественные (культурные) параметры, которые поддаются измерениям как в единичном, так и в мониторинговом режимах. Основные механизмы информационного процесса наполняют различными сведениями, по возможности, ведущие ниши социума страны (региона) и создают когнитивный (некогнитивный) фон, или медийную напряженность, отражающую степень вовлеченности (предрасположенности) граждан в общественную жизнь с первоочередной помощью печатных массмедиа. Как известно, человек читающий (размышляющий) считается более склонным к продуктивной рефлексии, культивирующей высокое сознание и разумное поведение, нежели человек смотрящий (переживающий), способный к импульсивным всплескам и нелогичным поступкам. Это состояние информационного процесса определяется понятием „информационный фон (напряженность) социума", регулярные замеры которого позволяют выявить тенденции прогресса (регресса) обслуживающей его прессы на основе определения ее проникающих свойств. Измерить их точно в условиях информационного рынка прежними показателями деятельности, к примеру, редакции газеты — розничным тиражом, количеством подписчиков, числом читательских писем — уже невозможно»12.
В настоящее время не следует искать новости в непосредственном общении, достаточно просто нажать на кнопку компьютера. Молодого человека избавят не только от необходимости искать информацию, но и давать свою оценку тому или иному событию. Таким образом, понижается интеллектуальный уровень отдельно взятой личности, и студенческая аудитория становится частью толпы. Обратной стороной этого процесса является тот факт, что в таких условиях молодые люди подвергаются манипулированию. Телевидение, газеты, все СМИ в целом не ориентируются на конкретного человека. Они нацелены на массу (сам термин «средства массовой информации» говорит сам за себя).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Медиапредпочтения молодежи: радио доверяют в 10 раз меньше, чем Интернету. URL: http://rumetrika.rambler.ru/review/0/4138?article=4138 (дата обращения: 10.04.2010).
2 Там же.
3 См.: Игумен Михаил (Крастелев). Путь к сердцу молодежи. URL: http://bogoslov.spassmon.ru/index.php?option=com_content&view=article&i-d=74&Itemid=118 (дата обращения: 11.04.2010).
4 См.: Павлычева Е.Д. Влияние электронных масс-медиа на социальную идентификацию подростков: дисс. ... канд. социол. наук. М., 2006. URL: planetadisser.com/see/dis_170652.html (дата обращения: 12.05.2010).
5 Зубанова Л.Б. Действительность в суждениях медийных лидеров мнений // Социс. 2009. № 10. С. 110.
6 См.: URL: http://revolution.allbest.ru/sociology/00185077_0.html (дата обращения: 10.04.2010).
7 См.: URL: http://revolution.allbest.ru/sociology/00115777_0.html (дата обращения: 10.04.2010).
8 Нестеренок А. Чача для «Поля чудес» // Журналист. 2009. № 11. С. 51.
9 См.: Баранов О.А., Пензин С.Н. Медиа, современная семья и школьник. URL: edu.of.ru/attach/17/25002.doc (дата обращения: 10.10.2010).
10 См.: URL: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00041214_0.html (дата обращения: 10.04.2010).
11 См.: Пивков В.А. Особенности влияния средств массовой информации на студенческую молодежь. URL: http://referat.ru/referats/view/27131 (дата обращения: 10.04.2010).
12 Киричек П.Н. Информационная культура общества: моногр. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 125—126.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0