В. С. Святогорова. Традиция и новации в творчестве народных мастеров Мордовии
В. С. Святогорова
Традиция и новации в творчестве народных мастеров Мордовии
В. С. Святогорова, кандидат культурологии, доцент
Стремление людей к прошлому объясняется желанием приспособиться к переменам, адаптироваться, не поддаться убыстряющемуся влиянию времени, сохранить историческую и культурную преемственность.
В Республике Мордовия в октябре — декабре 2010 г. прошел XIV Республиканский фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!», посвященный главной культурно-политической идее республики — 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства. В рамках выставки «Мастерство и щедрость земли мордовской» муниципальные районы республики представили местный культурно-исторический материал, в том числе музейный и сохраняющийся в быту костюм, одеваемый во время обрядов жизненного цикла и в связи с выходом на сценические площадки.
В мифопоэтической модели мира пространство «находит себя в вещи», дает ей жизнь, освобождая места для сакральных объектов и образуя «сакральную топографию», открывает через них свою суть, направляя ее в бытие. Одной из важнейших вещей, раскрывающих суть пространства, преобразующих природное тело в социальное и делающих его более значимым, с точки зрения мифологического мышления, является костюм. Он представляет собой мифологический, эстетический и социальный код. Складываясь в течение тысячелетий, он в спрессованном виде несет в себе приметы времени. Фольклор понимается не только как искусство слова, но и в широком своем смысле является органичной частью традиционной народной культуры. Он не просто сохраняет некую культурную информацию, воспроизводит картину мира, а выполняет важную функцию воспроизведения ее в социорегулятивных целях.
Современные мастерицы продолжают создавать традиционное платье, действуя при этом преимущественно в двух направлениях: либо точно копируют костюм, бытовавший в данной местности, либо создают его интерпретацию в соответствии со своими эстетическими представлениями. Это свидетельствует о позитивной динамике в развитии мокшанского и эрзянского костюма. Народные мастерицы используют новые ткани, более яркие цвета в вышивке (черный заменяют темно-синим и зеленым, однако красный всегда остается фаворитом), разноцветные пайетки, декоративную, преимущественно золотистую, тесьму. Причем в сознании народного мастера подчас происходит настолько полное слияние традиционного и привнесенного им, что он не может отделить одно от другого, считая свое произведение цельным, продолжающим традицию предков, что поддерживается односельчанами, руководителями районных отделов культуры и ужасает музейных работников.
Свои работы авторы считают продолжением и, главное, улучшением, украшением традиционного костюма, чувствуя вполне понимаемую гордость за созданное произведение. Так яркое авторское начало уживается с традицией. Следует согласиться с тем, что воспроизведение форм народного костюма зачастую происходит без понимания свойственной ему философии и эстетики.
Если мы признаем изменение традиционной картины мира и мировоззрения и признаем, что костюм является отражением картины мира, то обязаны признать эти мировоззренческие трансформации, отразившиеся в модифицированном костюме.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0