Ю. А. Кондратенко. Некоторые аспекты развития балетного театра Мордовии
Ю. А. Кондратенко
Некоторые аспекты развития балетного театра Мордовии
Ю. А. Кондратенко, доктор искусствоведения, доцент
В 2010 г. Мордовский музыкальный театр им. И. М. Яуше-ва открыл свой семьдесят пятый сезон, ознаменовавшийся началом подготовки творческого коллектива к переходу на новую сцену. Этому событию предшествовал продолжительный период в истории развития театра, охватывающий время с конца 90-х гг. XX в. до сегодняшнего дня. В силу неравномерности происходивших изменений необходимо обратить внимание на ряд этапов в развитии балетной труппы в этот период. На первом и втором этапах происходил качественный рост исполнительского уровня артистов, существенно увеличилась доля классических постановок в репертуаре. Труппа того времени формировалась преимущественно из выпускников Республиканской детской хореографической школы и факультета национальной культуры Мордовского государственного университета. На них ставится ряд двух- и одноактных спектаклей: Л. Делиб «Коппелия» (хореография Т. Лебедевой), А. Адам «Жизель», Л. Минкус «Гранд па из балета «Пахита» и Ф. Шопен «Шопениана» (хореография О. Васильевой). С приходом нового балетмейстера В. Миклина ускорились процессы качественной перестройки труппы. Он редактирует имеющийся репертуар и дополняет его балетом П. Чайковского «Лебединое озеро». Будучи прекрасным педагогом-репетитором, он отказывается от практики приглашения солистов для исполнения главных партий, ориентируясь исключительно на силы артистов саранской труппы. Третий этап в развитии труппы связан с определенным творческим спадом, поскольку театр покинули балетмейстер и ряд талантливых солистов, практически прекратилось возобновление репертуарных спектаклей. С приглашением нового балетмейстера А. Батракова наметилась тенденция к возвращению труппы к изначальным творческим позициям. По мере количественного увеличения состава балета был частично восстановлен старый репертуар. Сам балетмейстер ориентировался на постановки в современном стиле, например, можно отметить его балеты-миниатюры «Урод» на музыку И. Стравинского и «Корабль дураков» на музыку Р. Вагнера. Одновременно расширился классический репертуар. В 2010 г. был поставлен вечер балета «Гранд па» (хореография С. Цветкова). Однако все это не смогло остановить процесс спада технического мастерства, обусловленного отсутствием профессиональных педагогов-репетиторов, способных поддерживать должное качество спектаклей классического репертуара. Прослеживая динамику развития балета, можно предположить, что очередным этапом в развитии труппы станет переход на сцену нового театра, который потребует значительной редактуры текущих спектаклей, освоения национального материала, приглашения новых солистов, балетных педагогов и перемен в руководстве балетной труппы.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0