Р. Р. Горчакова. Формирование имиджа современного руководителя
P. P. ГОРЧАКОВА
ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ГОРЧАКОВА Рената Рафаэлевна, аспирант кафедры менеджмента Мордовского государственного университета.
Ключевые слова: имидж, внутренний имидж, внешний имидж, процесс построения имиджа, структура имиджа
Key words: image, internal image, external image, image creation process, image structure
На эффективность работы организаций оказывают влияние множество факторов, среди которых, на наш взгляд, наибольшую роль играет имидж. В связи с этим проблема формирования имиджа весьма актуальна и своевременна. Имидж должны формировать как организации, так и руководители. В настоящее время менеджеру важно уделять внимание своему имиджу в силу ряда обстоятельств: во-первых, правильно сформированный имидж позволит руководителю быть успешным в делах; во-вторых, правильно построенный имидж помогает менеджеру улучшить отношения с персоналом (если это требуется), общественностью; в-третьих, имидж первого лица организации — один из ключевых факторов формирования корпоративного имиджа.
От того, насколько удачен имидж руководителя, во многом зависит и то, как организацию будут воспринимать сотрудники, СМИ, инвесторы и другие заинтересованные лица.
В литературе существует множество подходов к определению понятия «имидж», с которым большинство из нас встречались не раз. Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой определяет его как представление о чьем-нибудь внутреннем облике, образе1. А. Ю. Панасюк считает, что имидж (от англ. image — «образ», «изображение») — это мнение о менеджере. У людей формируется образ человека, возникший вследствие прямого их контакта с ним или полученной об этом человеке информации от других людей2.
По мнению О. В. Лысиковой и Н. П. Лысиковой, имидж — это определенный образ, который личность, его «Я» представляет окружающим; своего рода форма самопрезентации, при которой подчеркиваются сильные стороны и скрываются недостатки3. И. Сохина считает, что имидж (подражание) — это какая-то картинка или «рисунок» внешности, созданный под определенную задачу4. По мнению С. Ф. Алиповой, имидж — это публичное «Я» человека, это то, чем и кем кажется человек в своем окружении, это символическое преломление его «Я» в сознании окружающих5. Л. Стил считает, что имидж — специально формируемый образ, который психологически и эмоционально воздействует на окружающих. Он позволяет достичь определенного эффекта в общении с другими людьми, помогает окружающим создать определенное впечатление о менеджере6.
На наш взгляд, имидж — это образ, который формирует и развивает руководитель. Он должен соответствовать нормам, ценностям и требованиям, предъявляемым к менеджеру. Структура имиджа руководителя представлена на рис. 1, из которого видно, что имидж руководителя включает различные компоненты. Кроме того, этот перечень может быть продолжен.
Рисунок доступен в полной PDF - версии журнала.
Таблица доступна в полной PDF - версии журнала
Формула доступна в полной PDF - версии журнала.
Таким образом, имидж играет важную роль для менеджера. Каждый руководитель должен заботиться о своем имидже, использовать различные методы и инструменты его построения. Это поможет менеджеру наладить процесс эффективной работы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. 4-е изд., допол. М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. С. 245.
2 См.: Ушакова Н.В., Стрижова А.Ф. Имеджеология: учеб. пособие. М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2009. С. 5.
3 См.: Лысикова О.В., Лысикова Н.П. Имиджеология и паблик рилейшинз в социокультурной сфере. М.: Флинта: МПСИ, 2006. С. 5.
4 См.: Женский клуб. URL: http://www.womenclub.ru/style/661.htm (дата обращения: 14.10.2010).
5 Алипова С.Ф. Имидж и образ лидера: воздействующее поведение // Бизнес-образование. 2008. № 2. С. 77.
6 См.: Стил Л. 365 имиджей на каждый день. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. С. 7.
7 См.: Деревлева М., Ульянова М. Формирование имиджа руководителя. URL: http://www.uprav.biz/materials/lich/view/4449.html?next=1 (дата обращения: 15.04.2011).
8 См.: Халан И.С. Управление временем / пер. с англ. СПб.: «Издательство „Диля"», 2006. 96 с.
9 См.: http://website-seo.ru/05800101152.html (дата обращения: 15.04.2011).
10 См.: Конспект экономиста homo-economikus. URL: http://konspekts.ru/ category/delovoj-etiket/page/4 (дата обращения: 15.04.2011).
Поступила 17.05.11.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0