А. И. Меркушев. Факторы развития малого предпринимательства сельских территорий
Факторы развития малого предпринимательства сельских территорий
А. И. Меркушев, директор филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института (г. Киров)
Главное условие успешного развития малого бизнеса на селе — желание населения заниматься собственным делом. Так, например, социологическое исследование, проведенное ООО «БРЭЙН» в девяти сельских территориях Ростовской области среди активной части населения в возрасте от 25 до 60 лет, показало, что 20,5 % опрошенных считают развитие малого предпринимательства на селе перспективным. Еще 35,1 % населения готовы заниматься малым бизнесом. В то же время 22,8 % опрошенных оценили малое предпринимательство как бесперспективный вид деятельности, а у 11,7 % мнение о этом секторе экономики пока не сформировалось1. Таким образом, можно считать, что при определенных условиях около 70 % респондентов реально привлечь к созданию своего собственного бизнеса.
Опрос сельского населения помог выявить проблему, которая часто упускается из виду чиновниками разного уровня, но мешает развитию малого бизнеса — отсутствие информационного обеспечения о наиболее перспективных направлениях развития и финансовой поддержки малого предпринимательства. Еще одним обстоятельством, мешающим развиваться малому бизнесу, является желание наиболее предприимчивых представителей сельского населения быстро заработать, предварительно не изучив покупательской спрос.
Важным аспектом успешного развития малого бизнеса на селе является обеспеченность предпринимателей финансовыми ресурсами. Исследования показали, что первостепенной проблемой для начинающего сельского предпринимателя является наличие стартового капитала, а для действующих предпринимателей — привлечение инвестиционных и кредитных ресурсов для пополнения оборотных средств.
Затрудняет решение данной проблемы неразвитость системы кредитных организаций. Более того, во многом торможению взаимоотношений сельских предпринимателей с кредитными учреждениями, созданию сельской кредитной кооперации способствует низкий уровень экономической грамотности представителей малого бизнеса на селе.
Не менее важным аспектом развития малого бизнеса на селе является неразвитость инфраструктуры сельских поселений, то есть отсутствие складских, офисных, торговых и производственных помещений, подъездных транспортных путей, средств связи. Имеющиеся помещения, в основном принадлежащие ранее сельскохозяйственным предприятиям, в настоящее время находятся в плачевном состоянии и на их восстановление требуются значительные средства.
Следующим элементом развития сельских территорий являются кадровые ресурсы малого бизнеса. С одной стороны, в условиях высокой безработицы и низкого уровня доходов населения в сельской местности, недостатка в кадрах быть не должно, с другой — малым предприятиям необходимы уже подготовленные специалисты, которых просто нет, а учащаяся молодежь не желает возвращаться в сельскую местность. Развитие системы бизнес-инкубаторов может несколько снять эту проблему. Но в эту систему обучения начинающий сельский предприниматель может попасть, только имея определенные базовые знания и уверенность в перспективе развития своего бизнеса.
Немаловажным фактором развития сельских территорий становится координация вертикали власти в вопросах управления их социально-экономическим развитием. Ведомственная разобщенность существенно мешает этому процессу. Например, в настоящее время решение отдельных экономических задач и вопросов развития инфраструктуры в сельскохозяйственных регионах по данным Департамента развития сельских территорий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации рассредоточено по 13 федеральным программам, а между министерствами и ведомствами, ответственными за их реализацию, отсутствует должная координация2.
Таким образом, комплексный подход к решению обозначенных выше проблем и принятие во внимание выявленных факторов позволят, используя возможности малого предпринимательства, сельским территориям успешно развиваться. Главное условие успешного развития малого бизнеса на селе — желание населения заниматься собственным делом. Так, например, социологическое исследование, проведенное ООО «БРЭЙН» в девяти сельских территориях Ростовской области среди активной части населения в возрасте от 25 до 60 лет, показало, что 20,5 % опрошенных считают развитие малого предпринимательства на селе перспективным. Еще 35,1 % населения готовы заниматься малым бизнесом. В то же время 22,8 % опрошенных оценили малое предпринимательство как бесперспективный вид деятельности, а у 11,7 % мнение о этом секторе экономики пока не сформировалось1. Таким образом, можно считать, что при определенных условиях около 70 % респондентов реально привлечь к созданию своего собственного бизнеса.
Опрос сельского населения помог выявить проблему, которая часто упускается из виду чиновниками разного уровня, но мешает развитию малого бизнеса — отсутствие информационного обеспечения о наиболее перспективных направлениях развития и финансовой поддержки малого предпринимательства. Еще одним обстоятельством, мешающим развиваться малому бизнесу, является желание наиболее предприимчивых представителей сельского населения быстро заработать, предварительно не изучив покупательской спрос.
Важным аспектом успешного развития малого бизнеса на селе является обеспеченность предпринимателей финансовыми ресурсами. Исследования показали, что первостепенной проблемой для начинающего сельского предпринимателя является наличие стартового капитала, а для действующих предпринимателей — привлечение инвестиционных и кредитных ресурсов для пополнения оборотных средств.
Затрудняет решение данной проблемы неразвитость системы кредитных организаций. Более того, во многом торможению взаимоотношений сельских предпринимателей с кредитными учреждениями, созданию сельской кредитной кооперации способствует низкий уровень экономической грамотности представителей малого бизнеса на селе.
Не менее важным аспектом развития малого бизнеса на селе является неразвитость инфраструктуры сельских поселений, то есть отсутствие складских, офисных, торговых и производственных помещений, подъездных транспортных путей, средств связи. Имеющиеся помещения, в основном принадлежащие ранее сельскохозяйственным предприятиям, в настоящее время находятся в плачевном состоянии и на их восстановление требуются значительные средства.
Следующим элементом развития сельских территорий являются кадровые ресурсы малого бизнеса. С одной стороны, в условиях высокой безработицы и низкого уровня доходов населения в сельской местности, недостатка в кадрах быть не должно, с другой — малым предприятиям необходимы уже подготовленные специалисты, которых просто нет, а учащаяся молодежь не желает возвращаться в сельскую местность. Развитие системы бизнес-инкубаторов может несколько снять эту проблему. Но в эту систему обучения начинающий сельский предприниматель может попасть, только имея определенные базовые знания и уверенность в перспективе развития своего бизнеса.
Немаловажным фактором развития сельских территорий становится координация вертикали власти в вопросах управления их социально-экономическим развитием. Ведомственная разобщенность существенно мешает этому процессу. Например, в настоящее время решение отдельных экономических задач и вопросов развития инфраструктуры в сельскохозяйственных регионах по данным Департамента развития сельских территорий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации рассредоточено по 13 федеральным программам, а между министерствами и ведомствами, ответственными за их реализацию, отсутствует должная координация2.
Таким образом, комплексный подход к решению обозначенных выше проблем и принятие во внимание выявленных факторов позволят, используя возможности малого предпринимательства, сельским территориям успешно развиваться.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0