Н. П. Касаткина, Т. Н. Суконкина. Институциональные аспекты развития этнокультурного образования в регионах России
Н. П. КАСАТКИНА Т. Н. СУКОНКИНА
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ
КАСАТКИНА Наталья Петровна, старший научный сотрудник сектора региональных систем образования Научно-исследовательского института регионологии Мордовского государственного университета.
СУКОНКИНА Татьяна Николаевна, научный сотрудник сектора социально-экономических программ Научно-исследовательского института регионологии Мордовского государственного университета, кандидат философских наук.
Ключевые слова: культура, этнокультурное образование, национальная школа, родной язык, социальный институт, поликультурное общество, идентичность
Key words: culture, the ethno-cultural, education, national school, native language, social institution, poly-cultural society, identity
В настоящее время усилились тенденции этноцентризма. Так, национально-этническая, религиозная, социальная мозаичность обстановки современного поликультурного общества с особой актуальностью ставит проблему поиска эффективных средств достижения стабильности. В большинстве случаев национальные и этнические характеристики оказываются связаны с поляризованными идеологическими определениями. Идея этноцентризма соединяется с идеей исключительности в области экономики, культурной традиции или интеллектуального богатства. Избежать кризиса межнациональных отношений и этнокультурной самоидентификации индивидов призвана реализация принципов этнокультурного образования.
Этнокультурное образование наиболее часто рассматривается как целостный процесс изучения и практического освоения ценностей этнокультуры во всем их многообразии, становления и воспитания личности на традициях культуры этноса. Этот процесс сочетает в себе моноэтническую глубину постижения родной культуры и полиэтническую широту1, что позволяет интерпретировать этнокультурное образование в качестве такой социокультурной функции института образования, как воспроизводство социальных групп, слоев, типов культуры, общественного интеллекта и т. д. Однако, на наш взгляд, эта точка зрения несколько сужает рамки анализа этого феномена.
Институциональный подход к проблеме этнокультурного образования расширяет возможности изучения с позиции его места и роли в современном обществе, взаимосвязей с элементами социальной структуры. Он позволяет рассматривать этнокультурное образование не только как механизм передачи знаний, но и как культуросообразующий институт общества с функциями сохранения и развития национальной самобытности, формирования гражданско-национальной идентичности.
Анализ институциональных аспектов этнокультурного образования предполагает рассмотрение потребности в этом институте и признание его значимости в обществе, нормативной структуры функционирования, материальной базы.
Содержательную сторону этнокультурного образования определяет феномен этнокультуры, представляющий собой совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса. Исходя из этого, целевым предназначением этнокультурного образования как социального института является воспроизводство этнических культур общества посредством овладения индивидами культурой собственного народа как обязательного условия интеграции в иные культуры, формирования представлений о многообразии культур в мире и воспитания положительного отношения к культурным различиям2. Общественная потребность в институте этнокультурного образования характеризуется данными социологических исследований. В частности, мониторинги развития, сохранения и изучения национальных языков и литературы, проводимые в национальных республиках Российской Федерации, свидетельствуют о потребности общества в этноязыковом и этнокультурном образовании. По данным исследования «Этнокультурные потребности участников образовательного процесса», проведенного в мае — июне 2010 г. в образовательных учреждениях Удмуртской Республики, большинство опрошенных преподавателей и родителей выразили потребность в сохранении родного языка и культуры посредством полифункционального национального образования, предполагающего изучение языка, литературы, краеведения и истории3.
Потребности общества удовлетворяются посредством функциональной структуры образования, имеющей системный характер и реализуемой на всех уровнях общественной жизни (индивидуальном, групповом, социетальном) благодаря разветвленной сети взаимосвязанных формальных организаций, в рамках концепции организации образования, сформулированной обществом и государством, и имеющихся для развития ресурсов. А. М. Осипов определяет функции образования в обществе (производственно-экономическую, социальную, культурную, политическую) как устойчивые направления его воздействия на основные сферы общественного развития4. Основная функция этнокультурного образования — этнокультурная социализация молодежи, результатом которой является этнокультурная компетентность индивида, способствующая формированию адекватных моделей поведения, которые характеризуются толерантным отношением к людям, и интегрирующая общество5.
Таким образом, этнокультурное образование как социальный институт выполняет три группы функций: социальные (удовлетворение потребностей и интересов индивидов, регулирование социальных отношений, устойчивость общественной жизни, интеграция действий и интересов людей, осуществление социального контроля); культурные (культурно-познавательная, пропагандистская, рекреацион-но-оздоровительная); воспитательные (формирование этнической идентификации, сохранение «этнической традиции» и создание новых культурных образцов).
Правовые основы государственной политики в сфере этнокультурного образования заложены в Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах ее субъектов, Федеральном Законе «Об образовании», иных федеральных и региональных правовых актах. В ст. 2 Федерального закона «Об образовании» закреплены принципы государственной политики в области образования, среди которых следует назвать защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, а также демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
В числе принципов правового регулирования отношений в образовании, закрепленных в проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который представлен на общественное обсуждение, указывается на единство федерального культурного и образовательного пространства; защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; включение российского образования в мировое образовательное пространство. Согласно п. 6 ст. 9 гл. 1 проекта этого закона, субъекты РФ вправе разрабатывать и осуществлять реализацию региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей субъектов РФ6.
Организационной основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 гг. (ФЦПРО), которая определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры по ее реализации. В ее рамках предусмотрено мероприятие по распространению на территории РФ современных моделей успешной социализации детей во всех субъектах РФ, в рамках которого предполагается распространение интегрированных моделей общего и дополнительного образования, в том числе инновационные воспитательные модели, обеспечивающие формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества. При распространении этих моделей будет выполнен комплекс мероприятий по Своеобразным проявлением реализации принципов этнокультурного образования в РФ стал принятый в 1996 г. Федеральный закон «О национально-культурной автономии», цель которого — сохранение самобытности, языка и культуры на уровне федерации и регионов. Закон дал право на национально-культурное самоопределение общественным объединениям граждан, «относящих себя к определенным этническим общностям», включая «право создавать негосударственные образовательные учреждения (общеобразовательного, начального, среднего и высшего профессионального образования) с обучением на родном языке, а также право вносить предложения в органы исполнительной власти всех уровней о создании государственных, муниципальных образовательных учреждений с обучением на русском языке и углубленным изучением языка, национальной истории и культуры»8.
В Концепции национальной образовательной политики РФ (2006 г.) указывается, что «к приоритетам такой политики принадлежат удовлетворение этнокультурных и языковых образовательных потребностей народов России в сопряжении с сохранением единства федерального культурного, образовательного и духовного пространства, консолидация многонационального народа России в единую политическую нацию, формирование в корреляции с этнической самоидентификацией общероссийского гражданского сознания»9.
Таким образом, место, которое этнокультурное образование занимает в современной социальной политике РФ, определяет значение четкого и эффективного нормативно-правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений. Система внутригосударственных источников, регулирующих отношения в сфере образования, формируется на федеральном, региональном и местном уровнях, что вызывает необходимость в устранении противоречий законодательных актов всех уровней для предотвращения дискриминации различных национальных меньшинств.
Этнокультурное образование реализуется в детских садах, школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Обязательным условием служит изучение родного и государственного языков. В России функционирует два типа
национальных школ: школы с обучением на родном языке, где все предметы изучаются на родном языке, а русский язык изучается как предмет; школы с обучением на русском языке, в которых родной язык и литература изучаются как предметы10. В местах компактного проживания этнических групп создаются наряду с основным типом школ национальные школы с преподаванием предметов на родном языке и обязательным глубоким изучением с первого по выпускной классы государственного языка.
По данным О. И. Артеменко, из более чем 239 языков и диалектов, существующих в России, в школах изучаются 89, из них на 39 ведется обучение. Количество школ, где обучение ведется на родном языке, больше всего в республиках Татарстан, Башкортостан, Якутия, Тыва. В последние годы наблюдается тенденция увеличения таких школ, особенно в городах. Если в начале 90-х гг. ХХ в. их было в среднем по России около 13 %, то в 2011 г. — 45 %11.
Необходимо отметить, что школа с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения имеет свою специфику: по своим базовым характеристикам она продолжает оставаться в структуре российской образовательной системы особой моделью образовательного учреждения, требующего отдельного подхода и самостоятельных решений. Эта школа имеет потребность в отдельных разработках и по функциональности родного и русского языков, и по сопряжению культурных составляющих содержания гуманитарного образования12.
Зачастую этнокультурные школы позиционируются как русско-этнические и, по идее теоретиков школьного образования, должны способствовать формированию «бикультурной личности». Предполагается, что учеба в таких школах позволяет лучше узнавать «другую» культуру, сравнивать и критически осмысливать ценности каждой из них и в итоге формировать свою собственную культурную идентичность. Однако в большинстве бикультурных школ не решен ключевой вопрос, касающийся иерархической структуры формирующейся системы ценностей13. В большинстве случаев этнокультурное образование предстает в качестве важного, однако не главного элемента образования. На уровне начального и среднего образования этнокультурный элемент включен в состав так называемого «школьного компонента», содержание которого определяется самой школой и охватывает не более 1/5 всего учебного времени.
Наряду с этим школы с этнокультурным компонентом должны представлять учащимся возможность самоопределиться (самоидентифицироваться) в качестве той или иной этнической группы, обеспечить этим группам равноправный диалог с инокультурным окружением, помочь им включится в развитие социума14.
В национальных государствах, имеющих национальные меньшинства, когда одна община находится в привилегированном положении по отношению к остальным, целью институтов образования должно быть воспитание граждан плюралистического и толерантного государства, где объектом толерантности является индивидуальный выбор каждого в плане отождествления себя с той или иной культурой15. Поэтому национальный (этнический) компонент образования опирается на идеи полилога культур, полилингвизма. Современные ценностные ориентации личности и общества позволяют в случае их реализации жить и развивать свою культуру представителям всех этносов. В этом случае идея «полилога культур» в образовании была понята как внедрение в сферу образования принципа культурного плюрализма, культурной сообразности содержания образования16.
Этнокультурное образование в российских условиях может быть определено как приобщение подрастающего поколения к малоэтнической, русской, общенациональной (российской) и мировой культуре с целью духовного обогащения, а также как развитие планетарного сознания и формирование готовности и умения жить в многокультурной среде. Подобное понимание этнокультурного образования совпадает с общемировыми трактовками, которые предполагают, что содержание воспитания и обучения черпается одновременно из культуры малого этноса, доминирующей нации и мировой культуры17.
Таким образом, этнокультурное образование востребовано в обществе, поскольку выполняет ряд важных социокультурных функций. Уровень развития его нормативной, материальной базы и идеологической составляющей свидетельствует о необходимости дальнейшей институционализации для решения задач интеграции современного российского общества и формирования национально-гражданской идентичности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Афанасьева А.Б. Совершенствование этнокультурного образования современных педагогов // Академ. вестн. ин-та образования взрослых Российской академии образования. 2008. № 4. С. 34.
2 См.: Кузнецова В.В. Этнокультурное образование в условиях межкультурного общения. URL: www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n20/3 (дата обращения: 14.09.2011).
3 См.: Ураськина Н.И. Отчет о научно-исследовательской работе ГУ НИИ НО УР за 2010 г. URL: http://udmniino.narod.ru/otchot.html (дата обращения: 15.09.2011).
4 См.: Осипов А.М. Социологические предпосылки развития образования // Вестн. Новгород. гос. ун-та. 1998. № 6. URL: http://www.admin. novsu.ac.ru/uni/vestnik.nst (дата обращения: 05.10.2011).
5 См.: Зритнева Е.И., Милованова С.Е. Этнокультурная обусловленность профессионального образования бакалавров социальной работы // Вестн. Северо-Кавказ. гос. техн. ун-та. 2010. № 2. URL: http://science.ncstu.ru (дата обращения: 14.09.2011).
6 См.: Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://mon.gov.ru/dok/proj/6649 (дата обращения: 14.09.2011).
7 См.: Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 гг. URL: http://www.fcpro.ru/program/program-text (дата обращения: 16.09.2011).
8 Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ (ред. от 1 декабря 2007 г.) (принят ГД ФС РФ 22 мая1996 г.) // Рос. газ. 1996. 24 июня. С. 3.
9 Вендина О.И. Культурное разнообразие и «побочные» эффекты этнокультурной политики в Москве. М.: Три квадрата, 2009. С. 125—126.
10 См.: Хайруллин Р. Состояние и перспективы развития национальных систем образования в России. URL: http://tatar-history.narod.ru/federal. htm (дата обращения: 15.09.2011).
11 См.: Эксперт: сохранение национальных языков в России должно опираться на разные образовательные модели. URL: http://finugor.ru/node/20542 (дата обращения: 16.09.2011).
12 См.: Артеменко О.И. Полиэтничность России: государственная образовательная и языковая политика // Вестн. образования. Темат. прил.2008. № 2. С. 11.
13 См.: Вендина О.И. Культурное разнообразие ...
14 См.: Следзевский И.В. Формирование этнокультурного образования в Москве, модернизация столичного образования и вызовы современного мультикультурализма. М.: Ин-т Африки РАН, 2008. С. 82—85.
15 См.: Уолцер М. О терпимости. М.: Идея-пресс, 2000. С. 88—89.
16 См.: Следзевский Н.В. Формирование этнокультурного образования ...
17 Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом. М.: Просвещение, 2002. С. 104.
Поступила 25.10.11.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0