Н. Л. Новикова. Современное информационное пространство и культура
Н. Л. Новикова
Современное информационное пространство и культура1
Н. Л. Новикова - заведующая кафедрой иностранных языков для гуманитарных специальностей Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор философских наук, профессор
Бурное развитие научно-технического прогресса привело к выделению информации в качестве новой «всеобъемлющей координаты мироустройства». Отмечая неизбежность и необходимость становления информационного общества, В. В. Миронов пишет о втягивании в информационное пространство человека и культуры в целом, связывая использование термина «втягивание» с повышенной активностью нечто нового в этом процессе по отношению к традиционной культуре, «с агрессивностью ко многим традиционным элементам культуры». Активность информационных процессов обусловливает подчиненное положение традиционных элементов культуры, «изменяется и традиционная система культурной коммуникации». Именно информационно-коммуникативными системами, по мнению Е. С. Устиновича, обеспечивается «успешность коммуникации» человека в сложной «ткани» современной культуры, так как эти системы расширяют пространство культуры и раздвигают временные рамки, «приучают» человека «жить в условиях открытости и постоянных изменений, наполняя культуру общества ценностно-смысловым содержанием».
Таким образом, современное общество становится свидетелем необходимой адаптации всей системы культуры к активно развивающемуся глобальному информационному пространству. Ценности культуры не исчезли, но существенно изменились: прежняя культура видела их в трансцендентной сфере, помимо жизни; новая культура открывает их в спонтанной области биологического и понимает как витальные ценности. Поскольку философия, по словам Б. А. Маркова, перестала претендовать на управление обществом, «не дает советов, как жить и не ищет абсолютных истин», эту функцию берут на себя СМИ, которые «фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры». При этом информация становится своеобразным «социальным наркотиком».
Современная культура, претерпев существенные изменения, во многом определяется новым мировосприятием, которое присуще современному человеку. Постмодернизм объявил некогда незыблемые каноны западной демократии, выраженные в понятиях «человек», «разум», «цивилизация», «прогресс», несостоятельными в нравственном и интеллектуальном смысле. Не случайно Б. А. Марков, размышляя о «кризисе идеи человека, кризисе ориентирования», «кризисе культуры», с сожалением констатирует, что человек, наделенный «волей» и «сущностью» и ориентированный вечными идеями и ценностями, стал стремительно «закатываться за горизонт», а взамен его взошло нечто новое, «что уже и светилом назвать нельзя», ибо это «нечто аморфное, незаметное и всепроникающее», как сама повседневность. Конечно, глубокие изменения в мышлении, происходящие в жизнедеятельности современного человека, вызваны социальными и гносеологическими причинами. Осмысливая эти глобальные интеллектуальные трансформации, постмодернистская философия встает в оппозицию к существующей социальной действительности и ее ценностям.
Итак, компьютерная революция, порожденная возникновением высоких и, прежде всего, информационных технологий, оказалась не этапом в поступательном развитии глобальной сверхсистемы, а, как точно замечает А. И. Ракитов, суммарным индикатором перехода к принципиально новому цивилизационному состоянию, следовательно, и к изменению содержания и статуса этнических, профессиональных, локальных и региональных культур всех уровней, притом в глобальном масштабе.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Статья подготовлена при поддержке фонда РГНФ. Проект № 11-03- 00040а.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0