Ю. А. Лазунина. Этнофутуризм как взаимодействие этноархаики и инноваций информационной культуры
Ю. А. Лазунина
Этнофутуризм как взаимодействие этноархаики и инноваций информационной культуры1
Ю. А. Лазунина, аспирант кафедры дизайна и рекламы Национального исследовательского Мордовского государственного университета
Рубеж веков оказался плодотворным этапом для возникновения ряда экспериментальных направлений в искусстве. Среди множества причин развития этого явления следует отметить основную, связанную со сменой парадигмы мышления. В течение XX в. быстрыми темпами распадалась моноцентрическая система восприятия мира. В подобных условиях наряду с тенденциями к глобальной унификации и универсализации в рамках художественных практик отмечались процессы поиска тех национально специфических черт, которые не только сохраняли традиционные элементы, но и позволяли включать их в контекст мировой культуры.
Во второй половине XX в. в провинции получают развитие этнофутуризм в живописи и литературе, фолк-музыка и фолк-танец — стили и жанры, с успехом конкурирующие со «столичным» искусством. Их появление нарушило традиционный механизм трансляции культурных ценностей, долгое время предполагавший движение культурных образцов из центра в регионы.
Этнофутуризм — это взгляд, согласно которому и у малочисленных народов есть возможность сохранять и развивать свою национальную самобытность. Здесь ориентация на будущее, национальная культура рассматривается как динамичная и меняющаяся во времени. Отвергается идея о том, что заимствование элементов чужой материальной культуры неизбежно должно сопровождаться заимствованием чужой духовной культуры. Сохранение этнического многообразия считается вполне возможным.
Сам термин состоит из двух составляющих «этно» и «футуро». Это не противопоставление прошлого и будущего, это соединение традиций и новаторства, статики народной культуры и устремления в будущее, использование новых средств выражения. Этнофутуризм одновременно и стар, и молод, поскольку включает в себя два взаимоисключающих понятия. Он является одним из вариантов сохранения и развития национальной традиции. Личность и ее национальная самоидентичность в универсализированном мире — главный смысловой узел этого направления, придающий ему актуальность и вместе с тем отличающий его от традиционного фольклора, смысловой единицей которого всегда служило коллективное.
Направление возникло в европейском искусстве конца XX — начала XXI в. Термин «этнофутуризм» сконструировал в 1989 г. эстонский литератор К.-М. Синиярв. В дальнейшем этот термин объединил творчество многих деятелей культуры финно-угорского мира. В России достаточно большую популярность этнофутуризм получил в Удмуртии, Марий Эл, Коми, Мордовии. Это историко-культурное и художественное явление, движение к постижению духовных основ и традиций этносов, выраженное новым языком пластики, красок, особенно знаковой системой, а также освоением новых форм для выражения пространства и времени. Мировоззрение этнофутуризма возникает именно в связи с потребностями выжить и сохраниться в условиях «ломки» прежней системы и становления новой информационной цивилизации и глобального пространства культуры. Существует также и не менее важная потребность для этноса занимать определенную нишу, место в мире, что также демонстрирует нам мировоззрение этнофутуризма, основанное на представлении финно-угорских и тюркских этносов о своем важном месте на этногеографической карте страны, да и мира в целом.
Главным языком для этнофутуризма является символико-архаический язык древности, апеллирующей к подсознанию аудитории. Путь по незримому следу предков стал своего рода брендом ряда мордовских художников А. С. Алешкина, Ю. А. Дырина, Л. Н. Колчановой-Нарбековой, Н. В. Рябова. В своем творчестве они используют знаковость и условность древней культуры, пытаясь разгадать тайны забытых предков.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Материал подготовлен при поддержке гранта РГНФ. Проект № 1233.01048.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0