Ю. А. Меркулова. Модель реализации государственной семейной политики на уровне органов местного самоуправления
Ю. А. МЕРКУЛОВА
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ НА УРОВНЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
МЕРКУЛОВА Юлия Александровна, заместитель председателя Комитета по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области.
Современная ситуация в России характеризуется рядом кардинальных позитивных изменений в сфере национальной семейной политики. Поддержка семьи и подрастающего поколения, преодоление демографического кризиса, стимулирование рождаемости, инвестиции в человека становятся государственными приоритетами. Свидетельство тому — объявление в стране 2008-го Годом семьи и включение задачи по реализации действенной политики в интересах семьи в стратегический план развития государства до 2020 г.
Осуществление качественно новых мер национальной семейной политики сопряжено с такими общероссийскими тенденциями в государственном управлении, как административное и бюджетное реформирование, ведущее к децентрализации социальной политики, усилению роли и ответственности регионов, органов местного самоуправления за социальное благополучие населения.
Разделение полномочий между федеральными, региональными и мест ными уровнями власти позволяет по-новому взглянуть на вопросы реализации национальной семейной политики в целом, где уровни власти взаимно дополняют друг друга и несут дифференцированную ответственность. Органам местного самоуправления, ответственным перед жителями за предоставление им социальных услуг, отводится особая роль в проведении семейной политики в муниципальном образовании с учетом специфики социально-экономического развития территории, особенностей
социально-демографической, социокультурной ситуации и сложившейся практики работы.
Степень готовности муниципалитетов решать поставленные задачи различна, она обусловлена разными финансовыми возможностями и неодинаковым пониманием значимости проблем семьи и детей. И все же опыт показывает, что во многих муниципальных образованиях се ейная политика реализуется довольно успешно: созданы специальные структуры, налажено конструктивное взаимодействие между исполнительной, законодательной властью, общественными организациями, принимаются законы, разрабатываются программы.
Одним из положительных примеров подобной социальной практики может являться Самарская область, где семейная политика выделена в самостоятельное направление работы исполнительной власти. Именно в Самарской области в 2006 г. создано первое в России Министерство по вопросам семьи и демографического развития — управленческая структура, наделенная полномочиями и ответственностью за результаты проводимых реформ и начинаний в сфере семейной и демографической политики. В области функционирует мощная сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей (всего 112 специализированных учреждений), с 2005 г. законодательно урегулирована практика делегирования органам местного самоуправления полномочий в сфере социальной поддержки и социального облуживания, выделяются субвенции на их реализацию. Деятельность по опеке и попечительству с 1 января 2008 г. также делегирована муниципалитетам.
Приведем пример реализации семейной политики на опыте отдельно взятого муниципального образования — городского округа Новокуйбышевск, который насчитывает 113 тыс. жителей, из них 17,6 % детей. Это промышленный, стабильно развивающийся город, в 20 км от Самары, где действуют 5 крупных нефтеперерабатывающих и нефтехимических градообразующих предприятий. Новокуйбышевск можно отнести к стареющим городам. По остальным социально-демографическим показателям он соответствует средним тенденциям по Самарской области.
Семейно-демографическая политика многогранна и многоаспектна. В течение 16 лет ее реализации в Новокуйбышевске был выработан ряд основных положений семейной политики. Во-первых, это включенность всех служб городского округа в реализацию муниципальной семейной политики на основе межотраслевого подхода в рамках своей компетенции. В частности, Дума городского округа Новокуйбышевск задействована в осуществлении законодательных инициатив, проведении думских слушаний по социально значимым проблемам городского округа, утверждении целевых программ, направленных на поддержку социальной инфраструктуры, защиту прав детей и се мей. Исполнительные органы — службы социального блока — в рамках своей компетенции задействованы в данном процессе: управление здравоохранения — в рамках реализации национального проекта «Здоровье», управление социальной защиты населения — в части реализации комплекса материальных мер поддержки семьи и детей, комитет по делам молодежи — в рамках реализации национального проекта «Доступное жилье» в части содействия молодым семьям в получении жилищных сертификатов, управление образования — в национальном проекте «Образование» и обеспечении доступного дошкольного образования, управления культуры и физической культуры и спорта — в части создания семейной социальной инфраструктуры, содействия духовно-нравственному воспитанию, здоровому и активному семейному образу жизни. За действованы также общественность и социально ответственный бизнес: общественные организации, политические партии, религиозные объединения, благотворители (предприятия, частные предприниматели, представители коммерческих структур). И, конечно же, семьи, проживающие на территории муниципального образования.
Самостоятельным активным субъектом муниципальной семейно-демографической политики выступает служба семьи, материнства и детства. Управленческим звеном службы является комитет по вопросам семьи, материнства и детства — отраслевой орган Администрации, на который возложены функции муниципального управления в сфере семейной политики, функции органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, полномочия по социальному обслуживанию и социальной поддержке семьи и детей, по организационному обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Кроме того, комитет активно действует в муниципальной системе профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Создана сеть учреждений, призванных помочь семьям в решении их проблем и обеспечить профилактические меры, и предоставляющих услуги практически всем нуждающимся категориям семей и детей, в частности, муниципальные образования Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Светлячок» (создан в 1992 г.), Центр социальной помощи семье и детям (1993 г.), Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наш дом» (1997 г.), Центр диа гностики и консультирования (1998 г.), а также социальная гостиница с отделениями профилактики наркомании и телефоном «Доверие» (2003 г.), МУ Детский санаторный лагерь круглогодичного действия «Березки» (передан на баланс Комитета в 2000 г.), благотворительный реабилитационный центр для наркозависимых «РЕТО-Надежда» (передан на баланс Комитета в 2003 г.), ГУ СРЦ для детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей (2007 г.).
Таким образом, в городе сложилась единая система, в центре которой семья и ребенок. Эта система обеспечивает социально-правовое и медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи, в частности, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченны ми возможностями и детей с проблемами в развитии, детей и семей, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации.
Во-вторых, это практика конструктивного взаимодействия службы семьи с другими службами, которая строится не на замещении функций различных ведомств, а их дополнении. Служба семьи, которая объединяет усилия и возможности всех муниципальных субъектов семейной политики, осуществляет межведомственную координацию деятельности учреждений различного подчинения по вопросам защиты семьи, материнства, отцовства и детства. На протяжении многих лет служба семьи обеспечивает деятельность межведомственных общественных коллегиальных органов, в частности, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в состав которой входят 15 специалистов различных ведомств и организаций, Координационного совета по противодействию наркотизации населения г.о. Но-вокуйбышевск, в состав которого входят 19 специалистов различных ведомств, организаций и др. В-третьих, семейно-демографическая политика в городе осуществляется на основе социального партнерства, путем использования координацион ной системы управления с обязательным применением программно-целевого подхода.
С 1997 по 2008 г. разработаны и частично реализованы более 15 программ. Следует отметить «Обеспечение мер по улучшению положения семей и профилактике детской безнадзорности в городском округе Новокуйбышевск» на 2007—2009 гг., План мероприятий по организация отдыха и оздоровления детей и под ростков городского округа Ново-куйбышевск на 2008—2010 гг., «Пропаганда здорового образа жизни, профилактика алкоголизма и наркомании среди населения г.о. Новокуйбышевск» на 2007—2009 гг., «Интеграция детей с проблемами в развитии» на 2005—2008 гг. В 2008 г. на их выполнение выделено 5 млн руб.
Таким образом, основным механизмом реализации семейной политики на муниципальном уровне является проектно-программный метод. Сегодня в городском округе утверждено 20 целевых программ социальной направленности, из которых 4 курируются комитетом по вопросам семьи, материнства и детства. С 2000 г. активно используется метод социального проектирования в решении вопросов семейно-демографической политики. За эти годы реализовано свыше 20 проектов на сумму более 2,5 млн руб.
Важными критериями эффективности деятельности муниципального образования по реализации социальной политики в интересах семьи и детей в условиях перехода на результативную модель управления являются показатели, характеризующие состояние демографической ситуации, семейно-брачных отношений, и показатели негативных явлений в семейной и детской среде. За последние годы благодаря комплексному и системному подходу в реализации семейной политики в городе, а также объединению в одном ведомстве вопросов по опеке и попечительству в отношении несовершеннолет них и вопросов профилактики социального сиротства, безнадзорности, семейного неблагополучия в городе удалось добиться положительных результатов. Например, ликвидировать детскую беспризорность, в 4 раза за последние 5 лет снизить количество детей, направляемых в государственные учреждения (милиция, приемники-распределители и т. д.), уменьшить количество детей, находящихся в социально опасном положении; обеспечить самый высокий показатель в области охвата детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей семейными формами жизнеустройства на уровне 94,5 %, удалось уменьшить количество социальных сирот, так как снижается количество родителей, лишенных родительских прав, обеспечить защиту прав и интересов детей в судах, осуществлять контроль над совершением сделок с жильем несовершеннолетних (за последние 10 лет не зафиксировано незаконных сделок с жильем), приостановить рост «отказных» детей. В 50 % случаях удается предотвратить отказы от новорожденных, а 90 % «отказных» новорожденных усыновляются. Значительно улучшились демографические показатели: рождаемость — 9,5 ‰ (в 2006 г. — 9 ‰), младенческой смертности — 3,7 ‰, что соответствует Европейскому уровню (в 2006 г. — 3,8 ‰, в 2005 г. — 6,5 ‰); детской смертности — 0,44 ‰ (в 2006 г. — 0,5 ‰, в 2005 г. — 0,9 ‰); число разводов к зарегистрированным бракам в 2007 г. составило 48 %, 2006 г. — 67,3 %; соотношение родов и абортов — 1:0,74 (в 2006 г. — 0,8, в 2005 г. — 0,9). Число родов у несовершеннолетних — 1,2 % от всех родов (в 2006 г. — 1,9 %, в 2005 г. — 2,45 %), число абортов у несовершеннолетних — 3 % от всех абортов.
Системный и комплексный подходы к решению проблем семьи и дет ства, реализации семейной политики, которые культивируются в г.о. Новокуйбышевск, нашли признание далеко за пределами области и нередко оказываются в центре внимания Москвы, Санкт-Петербурга, других городов и регионов. За время существования службы город посетили делегации более чем из 20 субъектов РФ. Основным объектом их изучения становились вопросы формирования и реализации семейной политики в условиях муниципального образования, организация системы работы службы семьи, материнства и детства.
Таким образом, опыт работы городского округа Новокуйбышевск доказывает, что государственную и региональную семейную политику может успешно дополнять муниципальная семейная политика, эффективная реализация которой оказывает непосредственное влияние на позитивные изменения в демографической ситуации, семейно-брачных отношениях, положении семьи и детей на подведомственной территории.
Поступила 08.08.08.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная