А. В. Пискунов, С. И. Пискунова. Республика Мордовия как участник государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников

А. В. ПИСКУНОВ, С. И. ПИСКУНОВА

РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ КАК УЧАСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ

ПИСКУНОВ Андрей Валерьевич, заместитель начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия, полковник внутренней службы.

ПИСКУНОВА Светлана Ивановна, профессор кафедры философии Мордовского государственного педагогического института, доктор философских наук.

PISKUNOV Andrei Valerievich, Colonel of Internal Service, Deputy Head of the Federal Migration Service Directorate of Russia in the Republic of Mordovia (Saransk, Russian Federation).

PISKUNOVA Svetlana Ivanovna, Doctor of Philosophical Sciences, Professor at the Department of Philosophy, Mordovian State Pedagogical Institute (Saransk, Russian Federation).

© Пискунов А. В., Пискунова С. И., 2015

Ключевые слова: адаптация, государственная программа, соотечественники

Key words: adaptation, state program, compatriots

Статья посвящена статистике, анализу, осмыслению проблем, связанных с реализацией Республиканской программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию, и путей их решения.

The paper is devoted to statistics, analysis, comprehension of problems and their solutions related to implemen-tation of the Republican Programme to assist voluntary resettlement to the Russian Federation.

Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из приоритетных направлений совершенствования современной миграционной политики Республики Мордовия.

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637, принята в Республике Мордовия в 2011 г. (Постановление Правительства Республики Мордовия от 3 октября 2011 г. № 347 «Об утверждении программы Республики Мордовия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом») (Государственная программа). Она, являясь инновационным направлением миграционной политики, получила много откликов, аналитических замечаний, прогнозов и оценок, на ее основании в течение 2006—2007 гг. издана серия соответствующих нормативно-правовых документов. С учетом этой нормативно-правовой базы разрабатывалась региональная программа при непосредственном участии Управления Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия. Ее целью является оказание всестороннего содействия полноценному и осознанному переселению в республику соотечественников, проживающих за рубежом, способствующему решению стратегических задач социально-экономического развития региона.

Реализация Программы Республики Мордовия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (Программа), рассчитана на 2011—2012 гг., однако в связи с окончанием срока ее действия возникла необходимость разработки нового проекта Программы, которая была утверждена Постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 августа 2013 г. № 344 «Об утверждении целевой программы Республики Мордовия "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом 2013—2015 гг."».

На наш взгляд, реализация первого этапа действия Программы требует ее осмысления, научного анализа и порождаемых ею проблем не только в формате общественно-политических задач и приоритетов, но и в системе научного знания о миграции в целом.

В Государственной программе провозглашаются стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, компенсирование естественной убыли населения в стране и ее отдельных регионах. Особого внимания требуют государственные гарантии и права переселенцев, предоставляемые им в случае участия в Государственной программе. В частности, ее участник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки. Участие в Государственной программе также дает соотечественникам, не являющимся гражданами России, право на получение разрешения на временное проживание и приобретение гражданства в приоритетном порядке (что отражает основы политики натурализации в отношении соотечественников).

Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» соотечественниками являются:

— лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии;

— под соотечественниками за рубежом подразумеваются: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации; лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств1.

Согласно Государственной программе, региональная программа переселения — это комплекс социально-экономических, организационно-административных и иных мер, осуществляемых в субъекте Российской Федерации на основе сочетания национальных интересов Российской Федерации и потребностей территорий вселения, определяемых проектами переселения, при государственной поддержке, предоставляемой в рамках Программы. Участники Государственной программы осуществляют выбор территории вселения с учетом наличия места работы, предоставляемых в ее рамках гарантий, социальной поддержки, а также условий проживания. При ее составлении должны быть учтены интересы не только переселенцев, но и коренных жителей региона. Проект региональной программы переселения может быть согласован Правительством Российской Федерации при условии, что его реализация не приведет к нарушению трудовых и иных законных прав граждан, проживающих в соответствующем субъекте Российской Федерации.

С учетом этих принципов сформулированы цели и задачи региональной программы Республики Мордовия: формирование осознанного процесса переселения соотечественников, повышение миграционной привлекательности Мордовии, создание источника пополнения трудовых ресурсов региона. Ее задачами являются: а) оказание содействия добровольному переселению участников Государственной программы; б) осуществление мер по обустройству участников Государственной программы, в том числе решение вопросов трудоустройства, жилищной сферы, медицинского и социального обеспечения, предоставления образовательных услуг, обеспечения безопасной жизнедеятельности; в) выработка организационного механизма по работе с соотечественниками, выбравшими проекты переселения Мордовии (формирование системы взаимодействия различных структур — органов государственной власти и местного самоуправления, организаций бизнеса, общественных организаций, средств массовой информации; информационное обеспечение реализации Государственной программы на территории региона; создание региональной подсистемы государственного мониторинга в области отношений с соотечественниками).

Согласно концепции Н. В. Воробьева, региональная миграционная ситуация может оцениваться с позиций нескольких территориальных уровней: макросреда миграции (внешнее окружение, т. е. регионы России), мезосреда миграции (условия самого региона), микросреда миграции (состояние отдельных сфер жизнедеятельности: экономика, демография, занятость, качество жизни)2.

Придерживаясь этой схемы, отметим близость Мордовии, Приволжского федерального округа к столичному региону. Это играет важную роль в выборе места переселения для многих переселенцев, гарантирует доступ к образовательным, культурным благам, возможность участия в системе столичного рынка труда и т. д. В частности, в республике определена территория вселения — Саранско-Чамзинская агломерация, в которую вошли ГО Саранск, Инсарский и Чамзинский муниципальный районы. При выборе территорий вселения учитывались финансово-экономический и демографический потенциал, качество жизни населения, степень развития инженерной и социальной инфраструктуры, наличие жилья и перспектив его приобретения или строительства, развитие производственного и сельскохозяйственного секторов, а также реализация инвестиционных и национальных проектов.

С начала действия Программы и по состоянию на 1 января 2013 г. в УФМС поступили 54 анкеты от потенциальных соотечественников, проживающих на территории республики на законном основании, для участия в Программе, из них: по разрешению на временное проживание — 48 (88,9 %) и 6 (11,1 %) по виду на жительство. По данным представленных анкет, общее количество потенциальных переселенцев вместе с членами семьи составило 74 чел. Все анкеты были своевременно направлены в Государственный комитет по труду и занятости Республики Мордовия для принятия решения. По всем анкетам было принято положительное решение3. Это граждане Украины — 17 (32,0 %), Узбекистана — 12 (22,6), Казахстана — 6 (11,3), Армении — 5 (9,3), Таджикистана — 5 (9,3), Молдавии — 4 (7,4), Азербайджана — 3 (5,6), Грузии — 1 (1,9), Киргизии — 1 (1,9 %).

По состоянию на 1 января 2013 г. общее число зарегистрированных и поставленных на учет в УФМС России по Республике Мордовия участников Программы вместе с членами семьи составило 145 чел. Большую часть из числа участников Программы, прибывших из-за рубежа и поставленных на учет, составили граждане Узбекистана (28,1 %), Казахстана (21,8), Армении (15,6), Украины (12,5), Грузии и Таджикистана (по 6,3), Киргизии, Латвии и Литвы (по 3,1 %). По национальности русские составляют большинство (43,0 %), далее — армяне (15,1), татары (7,3), узбеки (3,5), украинцы (3,5), мордва (1,2 %) и др. Следует отметить, что в основном это люди с высшим образованием — 32 чел. (37,2 %), средним специальным — 17 (20,7), средним профессиональным — 18 (20,9), средним — 11 (12,8), неполным средним — 8 чел. (9,3 %). В ГО Саранск вселены 74 участника Программы и 41 член семьи, в Чамзинский муниципальный район — 9 и 12 соответственно, в Инсарский муниципальный район — 3 участника и 6 членов семьи.

На август 2015 г. в УФМС России по Республике Мордовия из числа участников Программы приобрели статус гражданства 249 чел. и 195 членов их семей. Число трудоустроенных участников Программы составило 48 чел. (55,8 % от числа поставленных на учет участников Программы), трудоустроенных членов семей — 10 чел. (35,7 %).

Следует отметить проблемы, возникающие при реализации Программы. Одна из них, влияющая на численность соотечественников, прибывающих из-за рубежа, — проблема жилищного обустройства участников программы и членов их семей. Несмотря на указанные переселенцами в анкетах возможности самостоятельного решения проблем, практика показала, что средств, необходимых на приобретение жилья, у них нет. Из-за отсутствия рабочих мест с высоким уровнем заработной платы, переселенцы не могут самостоятельно приобрести жилье. Сельскохозяйственный сектор экономики республики характеризуется сравнительно низким уровнем оплаты труда. Участники Программы из-за отсутствия жилья не могут встать на миграционный учет и зарегистрироваться по месту жительства. Без этого документы на получение разрешения на временное проживание и гражданство России в соответствии с нормативными актами не принимаются. Именно эта проблема наиболее остро воспринимается переселенцами, так как сдерживает дальнейшее определение их правового статуса.

При рассмотрении анкет потенциальных участников Программы вопрос трудоустройства соотечественников, прибывающих из-за рубежа, был особенно важным, так как несоответствие уровня квалификации и специальности переселенцев потребностям работодателей вызывало трудности при их трудоустройстве. Как показала практика, переселенцы не имеют необходимой квалификации по заявляемым им вакансиям, в связи с чем Государственному комитету Республики Мордовия по труду и занятости населения приходилось выносить решения об отказе в их приеме, так как работодатели не хотят иметь дело с неквалифицированными кадрами.

Кроме того, не всех потенциальных участников устраивала «привязка» к территориям вселения в течение определенного времени. Устный опрос участников программы показал, что ряд соотечественников, прибывших в рамках Программы, после получения гражданства России, намерены выехать в другие регионы, где наиболее благоприятные экономические и социальные условия для проживания, а это противоречит основным целям и задачам Программы, таким как обеспечение социально-экономического развития Мордовии, сокращение дефицита трудовых ресурсов, улучшение демографической ситуации, увеличение миграционного притока населения в республику.

Другая актуальная проблема — адаптация и интеграция соотечественников. Путь, пройденный мигрантами навстречу принимающему обществу, всегда намного больше, чем путь, пройденный местным населением навстречу мигрантам. Согласно опыту работы с соотечественниками, мигранты в разной степени нуждаются в интеграции: для одних достаточно первичной адаптации, другим нужна долгая интеграция.

Политика интеграции должна быть дифференцирована по отношению к репатриантам-соотечественникам и основываться на четких и ясных процедурах языковой, культурной, социальной, экономической адаптации и интеграции. Частичное решение этой проблемы видится в создании сети центров миграционной поддержки в муниципальных районах республики. Организация работы таких центров поможет участникам программы упростить процедурные мероприятия (получить в оптимальные сроки регистрацию по месту пребывания, временную регистрацию по месту жительства, юридические консультации, психологическую помощь, поиск работы и т. д.), а также легче пройти процессы адаптации и интеграции.

Приток соотечественников в Республику Мордовия в ближайшие годы, очевидно, будет увеличиваться. Получившая волну критики и недоверия и в то же время позитивных откликов Государственная программа вступила во второй этап реализации во всех заявленных пилотных регионах. Ее главная миссия — обозначить концепцию и сделать реальной практику возвращения соотечественников в Россию, в чем и состоят ее ценность и новизна. Проделанная работа по реализации Государственной программы обнажила проблемы, недоработки и трудности, которые открылись лишь при переходе к непосредственному осуществлению Программы. Однако полученный опыт, обмен мнений с другими регионами — участниками проекта позволяют регулировать многие вопросы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Федеральный закон Российской Федерации «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ. URL: http://www.fms.gov.ru/info/list. php?ID=50 (дата обращения: 17.03.2015).

2 См.: Воробьев Н.В. Региональная организация миграции населения в сибирских условиях. Новосиб.: Наука, 2001. С. 29.

3 Здесь и далее приведены данные Управления Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия.

Поступила 28.04.2015.

A. V. Piskunov, S. I. Piskunova. The Republic of Mordovia as a Participant of the State Programme to Assist Voluntary Resettlement of Compatriots

Assisting compatriots living abroad in their voluntary resettlement to the Russian Federation is one of the priority directions of improvement of modern migration policy of the Republic of Mordovia. In 2011, the state programme rendering compatriots living abroad assistance in their voluntary resettlement to the Russian Federation was adopted in the Republic of Mordovia. The Regional Programme was developed with direct participation of the Federal Migration Service Directorate in the Republic of Mordovia. Its purpose is to render compatriots living abroad assistance in their conscious

resettlement to the republic contributing to the strategic objectives of the region's socio-economic development.

The participants of this State Programme choose the territory of settlement with consideration for the availability of jobs, social safeguards provided within the scope of this Program, social support, and dwelling conditions. It takes into account not only the interests of immigrants, but also those of the native inhabitants of the region. With regard to these principles, goals and objectives of the Regional Programme of the Republic of Mordovia were formulated, they are: stimulation of conscious process of compatriots' resettlement; promotion of migration attractiveness of the Republic; establishment of a source of labour supply in Mordovia.

As of 1 January 2013, the total number of the Programme participants along with their family members registered by the Federal Migration Service Directorate of Russia in the Republic of Mordovia made up 145 people. The majority of the registered Programme participants from abroad were citizens of Uzbekistan, Kazakhstan, Armenia, and Ukraine.

However, the problems encountered in the implementation of the Programme should be identified. One of the most acute problems affecting the expected number of compatriots from abroad was that of providing housing for the Programme participants and their families. Employment of compatriots from abroad was another problem as there is a mismatch between professional skills and specialities of immigrants and the needs of employers. Another problem was in adaptation and integration: adaptation of migrants to the host community, knowledge and behaviour with regard to traditions and norms accepted by the local population and integration of compatriots as cross-movement of the host society cultures.

In the coming years, the inflow of compatriots in Mordovia, obviously, will increase. Having faced a wave of criticism and distrust, the Programme has also received positive feedback and entered the second phase of its implementation.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная