М. А. Головчин, Т. С. Соловьева. Социальное самочувствие учителей в период реформ в системе образования (на примере г. Вологды)

М. А. Головчин, Т. С. Соловьева. Социальное самочувствие учителей в период реформ в системе образования (на примере г. Вологды)

ГОЛОВЧИН Максим Александрович, старший научный сотрудник Федерального государственного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук», кандидат экономических наук (160014, г. Вологда, ул. Горького, 56а) (e-mail: mag82@mail.ru). ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7813-5170. Researcher ID: N-1706-2015.
СОЛОВЬЕВА Татьяна Сергеевна, младший научный сотрудник Федерального государственного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук (160014, г. Вологда, ул. Горького, 56а) (e-mail: solo_86@list.ru). ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1770-7566. Researcher ID: I-8418-2016.

Ключевые слова: регион; учителя; социальное самочувствие; материальное благополучие; реформы; самоидентификация

Введение: учителя в России традиционно являются одной из наиболее уязвимых социально-профессиональных групп населения. В связи с этим исследования социального самочувствия педагогов — одно из актуальных научных направлений, так как социальное положение и психологическое самочувствие учителей во многом определяет качество образования.
Материалы и методы: в статье на примере г. Вологды представлены результаты третьей волны мониторинга (2017 г.) экономического положения и социального самочувствия педагогов Вологодской области, проводимого Федеральным государственным учреждением науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (до августа 2017 г. — Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук) с 2011 г. при непосредственном участии авторов. Для интерпретации полученных данных использовались методы анализа, синтеза и сравнения.
Результаты исследования: анализ социального самочувствия педагогов школ г. Вологды в период реформ в образовании (2010—2017 гг.) позволил выявить тенденции ухудшения социального настроения учителей и показателей самоидентификации, снижение покупательной способности, заработной платы и доверия к проводимой образовательной политике. В то же время сократилась доля педагогов, желающих оставить работу в школе ради работы в другой сфере. Учителя стали более уверенно говорить, что их труд приносит пользу обществу. В статье обозначены основные направления, способствующие улучшению показателей социального самочувствия педагогов.
Обсуждение и заключения: исследование показало, что при определенных положительных моментах сохраняются негативные тенденции в социальном самочувствии учителей. Этот вывод подтверждается другими региональными и общероссийскими исследованиями, что говорит о необходимости корректировки современной образовательной политики в направлении повышения социального статуса и престижа учительской профессии, а также уровня жизни педагогов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Авраамова Е.М., Логинов Д.М. О социально-экономическом значении повышения оплаты труда учителей // Экономика региона. 2016. Т. 12, № 4. С. 1135—1145. URL: http://economyofregion.ru/Data/Issues/ER2016/December_2016/ERDecember201... (дата обращения: 10.06.2017).
2. Головаха Е.И., Панина Н.В., Горбачик А.П. Измерение социального самочувствия: тест ИИСС // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 1998. № 10. С. 45—72. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/16742321/ (дата обращения: 10.06.2017).
3. Душацкий Л.Е. Материально-властные ресурсы россиян в самооценке и социальном самочувствии // Социологические исследования. 2004. № 4. С. 64—70. URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2004-04/dushatski.pdf (дата обращения: 10.06.2017).
4. Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 143—150. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/549/394/1217/Krupec1.pdf (дата обращения: 10.06.2017).
5. Рогозин Д. Тестирование вопросов о социальном самочувствии // Социальная реальность. 2007. № 2. С. 97—113. URL: http://corp.fom.ru/uploads/socreal/post-230.pdf (дата обращения: 10.06.2017).
6. Голованов А.В. Особенности, индикаторы и мониторинг социальной напряженности общества переходного периода в регионе // Регионология. 2008. № 3. С. 191—196. URL: http://www.regionsar.ru/ru/node/153 (дата обращения: 10.06.2017).
7. Diener E. Assessing Subjective Well-Being: Progress and Opportunities // Social Indicators Research. 1994. Vol. 31, issue 2. Pp. 103—157. DOI: http://doi.org/10.1007/BF01207052
8. Angner E. Subjective Well-Being // The Journal of Socio-Economics. 2010. Vol. 39, issue 3. Pp. 361—368. DOI: https://doi.org/10.1016/j.socec.2009.12.001
9. Dolan P., Metcalfe R. Measuring Subjective Well-Being: Recommendations on Measures for Use by National Governments // Journal of Social Policy. 2012. Vol. 41(2). Pp. 409—427. DOI: https://doi.org/10.1017/s0047279411000833
10. Campbell A. The Sense of Well-Being in America: Recent Patterns and Trends. N. Y.: McGraw-Hill Book Company, 1981. 263 р. URL: https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=mdp.39015071885714;view=2up;seq=6 (дата обращения: 20.06.2017).
11. Stevenson B., Wolfers J. Economic Growth and Subjective Well-Being: Reassessing the Easterlin Paradox // NBER Working Paper. 2008, no. 14282. P. 87. DOI: https://doi.org/10.3386/w14282
12. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 50—55. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/250/180/1217/006.PETROVA.pdf (дата обращения: 20.06.2017).
13. Бутуева З.А. Социальное самочувствие людей старшего возраста в Республике Бурятия: региональный аспект // Вестник Института социологии. 2016. № 4. С. 121—135. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.19.4.435
14. Бессокирная Г.П. Социальное самочувствие рабочих // Социологические исследования. 2008. № 3. С. 34—37. URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2008-03/bessokirnaya_wclass.pdf (дата обращения: 20.06.2017).
15. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Рабочая молодежь сегодня: образование, профессия, социальное самочувствие // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 2. С. 21—38. URL: http://jour.isras.ru/upload/journals/4/articles/2953/submission/original... (дата обращения: 20.06.2017).
16. Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Учительство как социально-профессиональная общность // Социологические исследования. 2015. № 2. С. 114—123. URL: http://socis.isras.ru/files/File/2015/2015_2/Zasipkina.pdf (дата обращения: 20.06.2017).
17. Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Реформа образования глазами учителей и преподавателей // Социологические исследования. 2014. № 11. С. 103—113. URL: http://socis.isras.ru/files/File/2014/2014_11/Khagurov.pdf (дата обращения: 20.06.2017).
18. Гаспаришвили А.Т., Кружалин В.И., Крухмалева О.В. Московские учителя о реформировании современной школы // Социологические исследования. 2013. № 9. С. 57—64. URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2013_9/Gasparishvili.pdf (дата обращения: 20.06.2017).
19. Зернов Д.В., Иудин А.А., Овсянников А.А. Социальные ориентиры и положение российского учительства // Народонаселение. 2014. № 4. С. 43—60. URL: http://www.isesp-ras.ru/images/narodonaselenie/2014_4.pdf (дата обращения: 20.06.2017).
20. Филиппов А.А. Социально-профессиональный статус школьного учителя в современном российском обществе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. № 2. С. 89—97. URL: http://izvuz.pnzgu.ru/on11211 (дата обращения: 20.06.2017).
21. Головчин М.А., Соловьева Т.С. Проблемы реформы образования: оценки педагогов // Регион: экономика и социология. 2012. № 2. С. 121—133. URL: http://www.sibran.ru/upload/iblock/cfd/cfdc980aa0bf9a35bd9a2bcb10f94486.pdf (дата обращения: 20.06.2017).
22. Cоловьева Т.С. Новая система оплаты труда в оценках педагогов (на примере Вологодской области) // Социология образования. 2016. № 4. С. 28—41. URL: http://www.edit.muh.ru/content/mag/jour3.php?link=so042016 (дата обращения: 20.06.2017).
23. Ильин В.А., Леонидова Г.В., Головчин М.А. Российский учитель в реформирующемся обществе: взгляд из региона // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 51—57. URL: http://socis.isras.ru/files/File/2017/2017_3/Ilin.pdf (дата обращения: 20.06.2017).
24. Асланова О.А. Социальное самочувствие: измерительный инструментарий, показатели и социальные критерии // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 59—63. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/2/sоciоlоgiyа/aslanova.pdf (дата обращения: 20.06.2017).
25. Хапова З.А. Основные параметры и критерии измерения социального самочувствия наемных работников в современной России // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 21, № 5. C. 249—258. URL: http://jour.isras.ru/index.php/hsr/article/view/4669 (дата обращения: 20.06.2017).
26. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение учителей: ожидания и реалии // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 100—106. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/02/23/1214891722/Ziyatdinova.pdf (дата обращения: 25.06.2017).
27. Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В. Московские учителя и реформа образования // Вопросы образования. 2012. № 4. С. 59—68. URL: https://vo.hse.ru/data/2013/11/10/1281975322/VO4_12%20Gaspar.pdf (дата обращения: 28.06.2017).

Заявленный вклад авторов:
ГОЛОВЧИН Максим Александрович — концепция и определение теоретико-методологических основ исследования, написание статьи.
СОЛОВЬЕВА Татьяна Сергеевна — определение теоретико-методологических основ исследования, написание и доработка статьи, формирование выводов.

Для цитирования: Головчин М.А., Соловьева Т.С. Социальное самочувствие учителей в период реформ в системе образования (на примере г. Вологды) // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY. 2017. Т. 25, № 4. С. 588—609.

Скачать статью в PDF