М. Ю. Бареев, Р. Р. Агишев. Региональные особенности некоторых традиций и обычаев в современном исламе

УДК 39:28

DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.111.028.202002.303-321

Введение. Актуальность поднимаемых вопросов обусловлена противоречивым характером эволюции религиозных и псевдорелигиозных обрядов мусульман, а также неоднозначным к ним отношением со стороны мусульманской уммы региона. Цель статьи – на основе выполненного исследования изучить региональные особенности проведения мусульманами Республики Мордовия некоторых религиозно-этнических культовых практик.

Материалы и методы. В качестве материалов использованы данные социологического опроса «Мусульманские традиции и обряды татар региона», проведенного методом полуформализованного интервью (47 чел.), в рамках которого оценивались уровень религиозности, интенсивность религиозности; анализировались содержание и специфика отправляемых обрядов и религиозно-этнических ритуалов, каноничность ритуалов и т. д.

Результаты исследования. Проанализированы различные религиозные традиции и обряды, имеющие региональную специфику и соблюдаемые мусульманами на территории Республики Мордовия. К ним относятся: чтение дуа на воду, обряд искят, культ авлия, башкода (обряд, предшествующий бракосочетанию), поминальный обряд по умершим. Анализ религиозных обрядовых практик мусульман Республики Мордовия позволяет констатировать присутствие элементов культурной диффузии в совершении некоторых религиозных практик.

Обсуждение и заключение. Внутри региональной мусульманской уммы относительно отправления ряда религиозных обрядов сформировались некоторые разногласия, однако большинство из рассмотренных форм религиозного бытования в сознании людей неотделимы от мусульманской традиции и воспринимаются как часть самобытной мусульманской культуры. Материалы статьи будут полезны органам власти для совершенствования региональной этноконфессиональной политики.

Ключевые слова: ислам, умма, Коран, традиция, обряд, синкретизм, культурная диффузия, салафизм, дуа, искят, культ авлия

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ярлыкапов, А. А. «Народный ислам» и мусульманская молодежь центрального и северо-западного Кавказа / А. А. Ярлыкапов // Этнографическое обозрение. – 2006. – № 2. – С. 59–73. – URL: http://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/2006/no2/2006_2_Yarlykapov.pdf (дата обращения: 12.02.2020).

2. Гаязов, Л. Д. Особенности татарского традиционного ислама в постсоветский период / Л. Д. Гаязов // Россия и мусульманский мир. – 2016. – № 2. – С. 32–41. – URL: http://inion.ru/site/assets/files/4358/2016_rmm_rus_2.pdf (дата обращения: 12.02.2020).

3. Мухаметшин, Р. М. Ислам в постсоветском Татарстане: обновление и утраты / Р. М. Мухаметшин // Россия и мусульманский мир. – 2007. – № 12. – С. 20–35. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9569191 (дата обращения: 12.02.2020).

4. Идиатуллов, А. К. Эволюция религиозного синкретизма татар-мишарей Ульяновской области / А. К. Идиатуллов // Вестник Чувашского университета. – 2010. – № 1. – С. 35–42. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-religioznogo-sinkretizma-t... (дата обращения: 12.02.2020).

5. Агишев, Р. Р. «Народный» ислам в Республике Мордовия: отдельные аспекты религиозного и культурного синкретизма / Р. Р. Агишев. – DOI https://doi.org/10.21779/2077-8155-2019-10-4-101-108 // Исламоведение. – 2019. – № 4. – C. 101–108. – URL: http://islam.dgu.ru/stat/Islamoved2019-4-8.pdf (дата обращения: 12.02.2020).

6. Бареев, М. Ю. Ислам в контексте конфессиональной ситуации региона / М. Ю. Бареев // Регионология. – 2007. – № 1. – С. 231–239. – URL: http://regionsar.ru/sites/default/files/pdf/reg_2007_1.pdf (дата обращения: 12.02.2020).

7. Мартыненко, А. В. Исламское возрождение в Поволжье в конце ХХ – начале XXI в. (на материалах Татарстана, Мордовии, Чувашии, Марий Эл) / А. В. Мартыненко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2015. – № 3. – С. 62–70. – URL: https://izvuz_gn.pnzgu.ru/files/izvuz_gn.pnzgu.ru/07(2).pdf (дата обращения: 12.02.2020).

8. Maroney, Е. Religious Syncretism / E. Maroney. – New York, 2006. – 222 p. – URL: https://scmpress.hymnsam.co.uk/books/9780334040187/religious-syncretism- (дата обращения: 12.02.2020).

9. Stewart, Ch. From Creolization to Syncretism: Climbing the Ritual Ladder / Ch. Stewart // Routledge International Handbook of Diversity Studies / ed. by S. Vertovec. – New York : Routledge, 2015. – Pp. 355–362. – URL: https://www.ucl.ac.uk/anthropology/sites/anthropology/files/From_Creoliz... (дата обращения: 12.02.2020).

10. Yemellianova, G. M. Kinship, Ethnicity and Religion in Post-Communist Societies: Russia’s Autonomous Republic of Kabardino-Balkariya / G. M. Yemellianova. – DOI https://doi.org/10.1177/1468796805049926 // Ethnicities. – 2005. – Vol. 5, issue 1. – Pp. 51–82. – URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1468796805049926 (дата обращения: 12.02.2020).

11. Werth, P. W. From “Pagan” Muslims to “Baptized” Communists: Religious Conversion and Ethnic Particularity in Russia’s Eastern Provinces / P. W. Werth. – DOI https://doi.org/10.1017/S0010417500002917 // Comparative Studies in Society and History. – 2000. – Vol. 42, issue 3. – Pp. 497–523. – URL: https://www.cambridge.org/core/journals/comparative-studies-in-society-a... (дата обращения: 12.02.2020).

12. Kuliev, E. Islamic Tradition in the Caucasus: Amidst Traditionalism, Reformism, and Secularism / E. Kuliev // The Caucasus & Globalization. – 2008. – No. 3. – Pp. 112–124. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/islamic-tradition-in-the-caucasus-amid... (дата обращения: 12.02.2020).

13. Миннуллин, И. Р. Исламское возрождение в татарской деревне в советский и постсоветский периоды / И. Р. Миннуллин // Историческая этнология. – 2016. – Т. 1, № 1. – С. 116–145. – URL: http://historicalethnology.org/wp-content/uploads/2017/11/ИЭ-2016-1-116-145.pdf (дата обращения: 12.02.2020).

14. Сызранов, А. В. Культ мусульманских святых в Астраханском крае / А. В. Сызранов // Этнографическое обозрение. – 2006. – № 2 – С. 127–143. – URL: http://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/2006/no2/2006_2_Syzranov.pdf (дата обращения: 12.02.2020).

15. Селезнев, А. Г. Ислам в Сибири: некоторые направления антропологического изучения / А. Г. Селезнев. – DOI https://doi.org/10.31250/2618-8600-2018-2-160-187 // Этнография. – 2018. – № 2. – С. 160–187. – URL: http://etnografia.kunstkamera.ru/en/archive/2018_2/seleznev_a_g_islam_v_... (дата обращения: 12.02.2020).

Поступила 27.02.2020; принята к публикации 03.03.2020; опубликована онлайн 30.06.2020.

Об авторах:

Бареев Максим Юрьевич, доцент кафедры социологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6228-100X, bareevmaksim@rambler.ru

Агишев Руслан Ряфатевич, ведущий научный сотрудник ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Б. Хмельницкого, д. 39а), кандидат исторических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0179-8336, agishev2019@gmail.com

Заявленный вклад авторов:

Бареев Максим Юрьевич – постановка научной проблемы статьи и определение основных направлений ее решения; сбор материалов; структурирование и анализ полученных результатов; подготовка текста.

Агишев Руслан Ряфатевич – сбор материалов и инициация исследования; определение методологии исследования; структурирование и анализ полученных результатов; подготовка текста.

Для цитирования:

Бареев, М. Ю. Региональные особенности некоторых традиций и обычаев в современном исламе / М. Ю. Бареев, Р. Р. Агишев. – DOI https://doi.org/10.15507/2413-1407.111.028.202002.303-321 // Регионология. – 2020. – Т. 28, № 2. – С. 303–321.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Скачать статью в PDF

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная