Е. Л. Николаев, И. Е. Поверинов. Специфика физической активности российских и иностранных студентов: мотиваторы, барьеры, самооценка

УДК 796.012.21-057.87

DOI: 10.15507/2413-1407.113.028.202004.843-865

Введение. Высокая физическая активность взаимосвязана с хорошим уровнем здоровья и благополучия личности, а ее проявления у студентов могут иметь гендерную и социокультурную специфику. Цель статьи – на основе проведенного исследования выявить особенности физической активности российских и иностранных студентов регионального вуза через оценку ее мотиваторов, барьеров и взаимосвязей с показателями самооценки, знание которых может быть положено в основу создания персонализированных профилактических программ по укреплению здоровья.

Материалы и методы. Проведен онлайн-опрос 423 российских и иностранных студентов регионального вуза при помощи анкеты GSLTPAQ с применением Шкалы мотиваторов и барьеров Эштона и модифицированной методики Дембо – Рубинштейн. Полученные данные статистически обработаны с вычислением t-критерия Стьюдента, хи-квадрата, линейной корреляции r Пирсона.

Результаты исследования. Выявлено, что две трети опрошенных имеют оптимальный уровень физической активности, а ее мотиваторы (стремление улучшить здоровье, физическую форму и фигуру) и барьеры (недостаток времени) носят универсальный характер. Российские студентки превосходят иностранных по продолжительности физических занятий, а иностранные девушки уступают иностранным юношам по частоте занятий. Определены специфичные для российских девушек барьеры – неподходящая погода и убежденность в том, что физическая активность не является женским занятием. Для российских юношей в качестве барьера выделен фактор отсутствия условий для занятий. Отличием российских юношей от иностранных является наличие у иностранных положительных взаимосвязей физической активности с уверенностью и физической привлекательностью.

Обсуждение и заключение. Полученные результаты могут быть востребованы в университетах специалистами кафедр физической культуры, медицинских и психологических служб, организациями студенческого самоуправления. Рекомендуется, чтобы вузовские профилактические программы носили гендерно-специфический и культурно-ориентированный характер и были направлены на нейтрализацию системы внутренних и социальных барьеров к занятиям и опирались на потенциал самооценки студента.

Ключевые слова: российский студент, иностранный студент, физическая активность, мотиватор, барьер, самооценка

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Николаев, Е. Л. Специфика физической активности российских и иностранных студентов: мотиваторы, барьеры, самооценка / Е. Л. Николаев, И. Е. Поверинов. – DOI 10.15507/2413-1407.113.028.202004.843-865 // Регионология.  2020. Т. 28, № 4. С. 843–865.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Upgrading Educational Quality through Synergy of Teaching and Research / K. G. Erdyneeva, E. L. Nikolaev, A. A. Azanova [ et al.] // International Review of Management and Marketing. – 2016. – Vol. 6, no. 1. – Pp. 106–110. – URL: https://www.econjournals.com/index.php/irmm/article/view/1747 (дата обращения: 10.07.2020).

2. Teachers Professional Competence Assessment Technology in Qualification Improvement Process / A. S. Drovnikov, E. L. Nikolaev, A. S. Afanasev [et al.] // International Review of Management and Marketing. – 2016. – Vol. 6, no. 1. Pp. 111–115. – URL: http://www.econjournals.com/index.php/irmm/article/view/1756 (дата обращения: 10.07.2020).

3. The Role of Economic Values in the System of Values and Anti-Values of High School Students / A. N. Zakharova, T. V. Talanova, E. L. Nikolaev [et al.] // Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020. – 2019. – Pp. 2702–2710. – URL: https://clck.ru/Rmanw (дата обращения: 10.07.2020).

4. Psychology of Personal Competitiveness of Students in the System of Higher Education / N. S. Morova, A. N. Zakharova, T. V. Talanova [et al.] // Proceedings of the 30th International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2017 – Vision 2020: Sustainable Economic development, Innovation Management, and Global Growth. – 2017. – Vol. 2017-January. – Pp. 4460–4468. – URL: https://clck.ru/RmbFB (дата обращения: 10.07.2020).

5. Physical Activity, Mental and Personal Well-Being, Social Isolation, and Perceptions of Academic Attainment and Employability in University Students: The Scottish and British Active Students Surveys / E. Budzynski-Seymour, R. Conway, M. Wade [et al.]. – DOI

10.1123/jpah.2019-0431 // Journal of Physical Activity and Health. – 2020. – Vol. 17, issue 6. – Pp. 610–620. – URL: https://journals.humankinetics.com/view/journals/jpah/17/6/article-p610.xml (дата обращения: 10.07.2020).

6. Физическая активность как фактор повышения качества жизни студентов / М. М. Колокольцев, С. С. Ермаков, Н. В. Третьякова [и др.]. – DOI 10.17853/1994-5639-2020-5-150-168 // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 5. – С. 150–168. – URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/1671 (дата обращения: 10.07.2020).

7. Don’t Worry, be Happy: Cross-Sectional Associations between Physical Activity and Happiness in 15 European Countries / J. Richards, X. Jiang, P. Kelly [et al.]. – DOI

10.1186/s12889-015-1391-4 // BMC Public Health. – 2015. – Vol. 15, article 53. – URL: https://bmcpublichealth.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12889-015-1391-4 (дата обращения: 10.07.2020).

8. Active Students Are Healthier and Happier Than Their Inactive Peers: The Results of a Large Representative Cross-Sectional Study of University Students in Ireland / M. H. Murphy, A. Carlin, C. Woods [et al.]. – DOI

10.1123/jpah.2017-0432 // Journal of Physical Activity and Health. – 2018. – Vol. 15, issue 10. – Pp. 737–746. – URL: https://journals.humankinetics.com/view/journals/jpah/15/10/article-p737.xml (дата обращения: 10.07.2020).

9. Pengpid, S. Sedentary Behaviour, Physical Activity and Life Satisfaction, Happiness and Perceived Health Status in University Students from 24 Countries / S. Pengpid, K. Peltzer. – DOI

10.3390/ijerph16122084 // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2019. – Vol. 16, issue 12. – URL: https://www.mdpi.com/1660-4601/16/12/2084 (дата обращения: 10.07.2020).

10. Doyle, C. B. Knowledge of Physical Activity Guidelines and Mental Health Benefits among Emirati University Students / C. B. Doyle, A. Khan, N. W. Burton. – DOI

10.1177/1757913919834060 // Perspectives in Public Health. – 2019. – Vol. 139, issue 6. – Pp. 316–319. – URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1757913919834060 (дата обращения: 10.07.2020).

11. Прохоров, П. Ю. Динамика уровня физической активности и качество жизни студентов при обучении на младших курсах медицинского института / П. Ю. Прохоров // Modern Science. – 2019. – №. 12-2. – С. 146–149. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41569484 (дата обращения: 10.07.2020).

12. Фазлеева, Е. В. Занятия физической культурой в вузе как средство адаптации иностранных студентов к обучению / Е. В. Фазлеева, Н. В. Васенков, А. С. Шалавина // Наука и спорт: современные тенденции. – 2016. – Т. 11, №. 2. – С. 31–34. – URL: https://sciencesport.ru/journals/no2-tom-11-2016-god/articles/zanyatiya-fizicheskoy-kulturoy-v-vuze-kak-sredstvo-adaptacii (дата обращения: 10.07.2020).

13. Кудрявцева, В. В. Повышение эффективности адаптационных процессов иностранных студентов средствами физической культуры и спорта / В. В. Кудрявцева, И. Л. Соловьева // Физическая культура, спорт и здоровье. – 2018. – № 31. – С. 59–61. – URL: http://i.konferencia-virtual.ru/u/7f/306d225d3311e89319e1026cca0b09/-/virtual%202018.%20%E2%84%9631.pdf (дата обращения: 10.07.2020).

14. Levels of Physical Activity, Motivation and Barriers to Participation in University Students / J. Sevil, A. Práxedes, A. Abarca-Sos [et al.] // The Journal of Sports Medicine and Physical Fitness. – 2016. – Vol. 56, issue 10. – Pp. 1239–1248. – URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/26554859/ (дата обращения: 10.07.2020).

15. Barriers for the Practice of Physical Exercise in Mexican University Athletes and Non-Athletes / J. R. B. Ornelas, M. C. S. Valenzuela, J. N. Longoria [et al]. – DOI

10.24215/23142561e087 // Educacion Física y Ciencia. – 2019. – Vol. 21, no. 3. – URL: https://www.efyc.fahce.unlp.edu.ar/article/view/EFyCe087 (дата обращения: 10.07.2020).

16. Assessment of Physical Inactivity and Perceived Barriers to Physical Activity Among Health College Students, South-Western Saudi Arabia / N. J. Awadalla, A. E. Aboelyazed, M. A. Hassanein [et al.] // Eastern Mediterranean Health Journal. – 2014. – Vol. 20, issue 10. – Pp. 596–604. – URL: http://www.emro.who.int/emhj-vol-20-2014/volume-20-issue-10/assessment-of-physical-inactivity-and-perceived-barriers-to-physical-activity-among-health-college-students-south-western-saudi-arabia.html (дата обращения: 10.07.2020).

17. Can Changes in Psychosocial Factors and Residency Explain the Decrease in Physical Activity During the Transition from High School to College or University? / D. Van Dyck, I. De Bourdeaudhuij, T. Deliens, B. Deforche. – DOI

10.1007/s12529-014-9424-4 // International Journal of Behavioral Medicine. – 2015. – Vol. 22. – Pp. 178–186. – URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s12529-014-9424-4 (дата обращения: 10.07.2020).

18. Thomas, A. M. Physical Activity, Sport Participation, and Perceived Barriers to Engagement in First-Year Canadian University Students / A. M. Thomas, K. M. Beaudry, K. L. Gammage. – DOI

10.1123/jpah.2018-0198 // Journal of Physical Activity and Health. – 2019. – Vol. 16, issue 6. – Pp. 437–446. – URL: https://journals.humankinetics.com/view/journals/jpah/16/6/article-p437.xml (дата обращения: 10.07.2020).

19. Doyle, C. B. Recreational Physical Activity Context and Type Preferences Among Male and Female Emirati University Students / C. B. Doyle, A. Khan, N. W. Burton. – DOI

10.1093/inthealth/ihz002 // International Health. – 2019. – Vol. 11, issue 6. – Pp. 507– 512. – URL: https://academic.oup.com/inthealth/article/11/6/507/5319123 (дата обращения: 10.07.2020).

20. Laar, R. A. Participation of Pakistani Female Students in Physical Activities: Religious, Cultural, and Socioeconomic Factors / R. A. Laar, S. Shi, M. A. Ashraf. – DOI

10.3390/rel10110617 // Religion. – 2019. – Vol. 10, issue 11. – URL: https://www.mdpi.com/2077-1444/10/11/617 (дата обращения: 10.07.2020).

21. Godin, G. The Godin-Shephard Leisure-Time Physical Activity Questionnaire / G. Godin. – DOI

10.14288/hfjc.v4i1.82 // The Health & Fitness Journal of Canada. – 2011. – Vol. 4, no. 1. – Pp. 18–22. – URL: https://hfjc.library.ubc.ca/index.php/HFJC/article/view/82 (дата обращения: 10.07.2020).

22. Ashton, L. M. Motivators and Barriers to Engaging in Healthy Eating and Physical Activity / L. M. Ashton, M. J. Hutchesson, M. E. Rollo. – DOI

10.1177/1557988316680936 // American Journal of Menʼs Health. – 2017. – Vol. 11, issue 2. – Pp. 330–343. – URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/1557988316680936 (дата обращения: 10.07.2020).

23. Blake, H. Predictors of Physical Activity and Barriers to Exercise in Nursing and Medical Students / H. Blake, N. Stanulewicz, F. Mcgill. – DOI

10.1111/jan.13181 // Journal of Advanced Nursing. – 2017. Vol. 73, issue 4. – Pp. 917–929. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/jan.13181 (дата обращения: 10.07.2020).

24. El Ansari, W. Country and Gender-Specific Achievement of Healthy Nutrition and Physical Activity Guidelines: Latent Class Analysis of 6266 University Students in Egypt, Libya, and Palestine / W. El Ansari, G. Berg-Beckhoff. – DOI

10.3390/nu9070738 // Nutrients. – 2017. – Vol. 9, issue 7. – URL: https://www.mdpi.com/2072-6643/9/7/738 (дата обращения: 10.07.2020).

25. Kgokong, D. Physical Activity in Physiotherapy Students: Levels of Physical Activity and Perceived Benefits and Barriers to Exercise / D. Kgokong, R. Parker. – DOI

10.4102/sajp.v76i1.1399 // South African Journal of Physiotherapy. – 2020. – Vol. 76, no. 1. – URL: https://sajp.co.za/index.php/SAJP/article/view/1399 (дата обращения: 10.07.2020).

26. Reasons and Barriers for University Studentsʼ Leisure-Time Physical Activity: Moderating / S. Sukys, V. J. Cesnaitiene, A. Emeljanovas [et al.]. DOI

10.1177/0031512519869089 // Perceptual and Motor Skills. – 2019. – Vol. 126, issue 6. – Pp. 1084–1100. – URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31407961/ (дата обращения: 10.07.2020).

27. Physical Activity Habits and Determinants, Sedentary Behavior and Lifestyle in University Students / A. Carballo-Fazanes, J. Rico-Díaz, R. Barcala-Furelos [et al.]. – DOI

10.3390/ijerph17093272 // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – Vol. 17, issue 9. – URL: https://www.mdpi.com/1660-4601/17/9/3272 (дата обращения: 10.07.2020).

28. Викторов, О. Н. Воспитательная работа в Чувашском государственном университете / О. В. Викторов // Высшее образование в России. – 2017. – №. 7 (214).  – С. 132–137. – URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1128 (дата обращения: 10.07.2020).

 

Поступила 14.07.2020; принята к публикации 19.09.2020; опубликована онлайн 30.12.2020.

Об авторах:

Николаев Евгений Львович, заведующий кафедрой социальной и клинической психологии ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова» (428034, Российская Федерация, г. Чебоксары, Московский пр., д. 45), доктор медицинских наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8976-715X, Researcher ID: P-8907-2016, pzdorovie@bk.ru

Поверинов Игорь Егорович, заведующий кафедрой философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова» (428034, Российская Федерация, г. Чебоксары, Московский пр., д. 45), кандидат социологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9077-0046, igor.poverinov@mail.ru

Заявленный вклад авторов:

Николаев Евгений Львович – постановка научной проблемы; разработка исследовательского инструментария; интерпретация и анализ полученных материалов.

Поверинов Игорь Егорович – общая концепция; подготовка тематических разделов статьи; доработка текста статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Скачать статью в PDF

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная