И. Б. Назарова. Сфера развлечений в российских регионах: структура, факторы и предпочтения
https://doi.org/10.15507/2413-1407.129.033.202502.354-368
EDN: https://elibrary.ru/zzsbn
УДК / UDC 379.82:394
Аннотация
Введение. Развлечения играют большую роль в современном образе жизни, выступая важной составляющей досуга и благополучия. Несмотря на их значимость, комплексные исследования потребления развлечений в России остаются ограниченными. Данная работа призвана восполнить этот пробел. Проанализирована структура предпочтений в сфере развлечений среди жителей страны с акцентом на социально-демографических и региональных различиях.
Материалы и методы. В исследовании использованы сведения Комплексного наблюдения условий жизни населения (КОУЖ) за 2022 г., проведенного Росстатом, с охватом 117 634 респондентов в возрасте от 15 лет и старше. Для анализа тенденций и взаимосвязей применялись статистические методы, включая корреляцию Спирмена. Сравнение данных за 2018 и 2020 гг. позволило оценить восстановление после пандемии и долгосрочные изменения в потреблении развлечений.
Результаты исследования. Наиболее популярные виды развлечений: посещение ресторанов/кафе (48 %) и кинотеатров (37 %). Гендерные и возрастные различия значимы: молодежь чаще выбирает кино (73 %), женщины – театры (21 %), мужчины преобладают среди зрителей на спортивных мероприятиях (24 %). Городские жители активнее участвуют в культурной жизни (ходят в театры, музеи) по сравнению с сельским населением. Ярко выражены региональные различия: Чукотка (62 % посещаемости кино) и Санкт-Петербург (33 % посещаемости театров) представляют крайние значения.
Обсуждение и заключение. Выводы работы свидетельствуют о влиянии цифровизации, урбанизации и социально-экономических факторов на выбор развлечений. Если городская инфраструктура поддерживает разнообразие досуговых возможностей, то сельские районы сталкиваются с проблемами доступности. Результаты подчеркивают необходимость целенаправленной культурной политики для устранения региональных диспропорций. Ограничения связаны с исключением некоторых видов развлечений из набора данных КОУЖ и отсутствием данных качественных исследований.
Ключевые слова: развлечения, досуг, региональные различия, культурное потребление, КОУЖ, Россия
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания «Трансформация социальной структуры российского общества в условиях неопределенности и рисков».
Для цитирования: Назарова И.Б. Сфера развлечений в российских регионах: структура, факторы и предпочтения. Регионология. 2025;33(2):354–368. https://doi.org/10.15507/2413-1407.129.033.202502.354-368
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Bains G., Berk L., Lohman E., Daher N., Miranda B. Decrease in Inflammation (CRP) and Heart Rate through Mirthful Laughter. FASEB Journal. 2017;31(S1). https://doi.org/10.1096/fasebj.31.1_supplement.697.7
2. Емельянова Т.П., Тарасов С.В. Досуг в структуре жизнеспособности двух поколений москвичей. Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2021;(4):41–49. URL: https://clck.ru/3M3uJq (дата обращения: 10.10.2024).
Emelyanova T.P., Tarasov S.V. Leisure in the Structure of Viability of Two Generations of Muscovites. RSUH/RGGU Bulletin: “Psychology. Pedagogics. Education” Series. 2021;(4):41–49. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://clck.ru/3M3uJq (accessed 10.10.2024).
3. Григорьева И.А., Бершадская Л.А., Дмитриева А.В. На пути к нормативной модели отношений общества с пожилыми людьми. Журнал социологии и социальной антропологии. 2014;17(3):151–167. https://elibrary.ru/item.asp?id=22400401
Grigoryeva I.A., Bershadskaya L.A., Dmitrieva A.V. On the Way to the Normative Model of Relationships between Society and Older People. The Journal of Sociology and Social Anthropology. 2014;17(3):151–167. (In Russ.) https://elibrary.ru/item.asp?id=22400401
4. Кравченко М.В. Культурный досуг людей старшего возраста, проживающих в Калининграде. Дайджест социальных исследований. 2021;(1):52–55. https://elibrary.ru/pdpdsy
Kravchenko M.V. [Cultural Leisure of Older People Living in Kaliningrad.] Digest of Social Studies. 2021;(1):52–55. (In Russ., abstract in Eng.) https://elibrary.ru/pdpdsy
5. Кравченко А.И. Досуг, отдых и свободное время. Социально-гуманитарные знания. 2025;(1):326–332. https://elibrary.ru/item.asp?id=80335460
Kravchenko A.I. Leisure, Recreation and Free Time. Sotsialno-gumanitarnye znaniya. 2025;(1):326–332. (In Russ., abstract in Eng.) https://elibrary.ru/item.asp?id=80335460
6. Андрианова Е.В., Давыденко В.А. Социология кино: нарративные оценки зрительских практик. Вестник РУДН. Серия: Социология. 2024;24(3):824–839. URL: https://journals.rudn.ru/sociology/issue/view/1794 (дата обращения: 10.10.2024).
Andrianova E.V., Davydenko V.A. Cinematic Sociology: Narrative Assessments of the Audience Practices. RUDN Journal of Sociology. 2024;24(3):824–839. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://journals.rudn.ru/sociology/issue/view/1794 (accessed 10.10.2024).
7. Болотских Л.В., Дьячкова Ю.В. Развитие развлекательной инфраструктуры водных аттракционов в малых городах России. Строительство и недвижимость. 2020;2(6):7–10. https://elibrary.ru/item.asp?id=43862541
Bolotskikh L.V., Dyachkova Y.V. Development of Entertainment Infrastructure for Water Attractions in Small Cities of Russia. Stroitelstvo i nedvizhimost. 2020;2(6):7–10. (In Russ., abstract in Eng.) https://elibrary.ru/item.asp?id=43862541
8. Бигвава А.С. Музейный менеджмент: социологические аспекты. Вестник РУДН. Серия: Социология. 2024;24(3):861–865. URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/41189/23964 (дата обращения: 10.10.2024).
Bigvava A.S. Museum Management: Sociological Aspects. RUDN Journal of Sociology. 2024;24(3):861–865. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/41189/23964 (accessed 10.10.2024).
9. Васильева Т.Е. Региональный музей как центр духовной жизни. Регионология. 2009;2(67):351–357. URL: https://regionsar.ru/sites/default/files/pdf/reg_2009_2.pdf (дата обращения: 10.10.2024).
Vasilyeva T.E. [Regional Museum as a Center of Spiritual Life.] Russian Journal of Regional Studies. 2009;2(67):351–357. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://regionsar.ru/sites/default/files/pdf/reg_2009_2.pdf (accessed 10.10.2024).
10. Стальная В.А. Индустрия развлечений в мировой экономике: современные тенденции и перспективы развития. Российский внешнеэкономический вестник. 2009;(2):17–24. URL: https://clck.ru/3M4w7Y (дата обращения: 10.10.2024).
Stalnaya V.A. [Entertainment Industry in the Global Economy: Modern Trends and Development Prospects.] Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik. 2009;(2):17–24. (In Russ.) Available at: https://clck.ru/3M4w7Y (accessed 10.10.2024).
11. Макаревич Э.Ф., Карпухин О.И. Духовное потребление: культура и рынок. Ученый совет. 2020;(10):11–17. https://doi.org/10.33920/nik-02-2010-02
Makarevich E.F., Karpukhin O.I [Spiritual Consumption: Culture and the Market.] Uchenyi sovet. 2020;(10):11–17. (In Russ.) https://doi.org/10.33920/nik-02-2010-02.
12. Калинкина Д.К. Тематизация понятия «развлечение» в исследованиях медиа. Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2017;(2):154–161. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29822743
Kalinkina D.K. The Thematization of the Concept of Entertainment in Media Studies. The Caspian Region: Politics, Economics, Culture. 2017;(2):154–161. (In Russ., abstract in Eng.) https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29822743
13. Richards G., Colombo A. Rethinking the Eventful City: Introduction. Event Management. 2017;21(5):527–531. https://doi.org/10.3727/152599517X15053272359004
14. Птичникова Г.А., Антюфеева О.А. Архитектура «глобальных зрелищ» как катализатор городского развития. Социология города. 2022;(3):34–48. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49972596
Ptichnikova G.A., Antyufeeva O.A. Architecture of “Global Events” as a Catalyst for Urban Development. Urban Sociology. 2022;(3):34–48. (In Russ., abstract in Eng.) https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49972596
15. Горелова О.А. Российская семья: интересы, ценности, досуг, туризм. Социальная политика и социология. 2024;23(4):29–37. https://doi.org/10.17922/2071-3665-2024-23-4-29-37
Gorelova O.A. Russian Family: Interests, Values, Leisure, Tourism. Sotsialnaya politika i sotsiologiya. 2024;23(4):29–37. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17922/2071-3665-2024-23-4-29-37
16. Латова Н.В. Досуговые предпочтения российских специалистов как фактор наращивания человеческого потенциала. Социологический журнал. 2022;28(1):80–100. https://doi.org/10.19181/socjour.2022.28.1.8839
Latova N.V. Leisure Preferences of Russian Specialists as a Factor of Human Potential Building. Sociological Journal. 2022;28(1):80–100. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.19181/socjour.2022.28.1.8839
17. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения / Пер. О.И. Кирчик. Экономическая социология. 2005;6(3):25–48. URL: https://ecsoc.hse.ru/2005-6-3.html (дата обращения: 10.10.2024).
Bourdieu P. [Distinctions: A Social Critique of Judgement of Taste.] Economic Sociology. 2005;6(3):25–48. (In Russ.) Available at: https://ecsoc.hse.ru/2005-6-3.html (accessed 10.10.2024).
18. Ермилова В.В., Кротова Е.Е. Особенности зрелищности в спорте и их трансформация в условиях современного общества. Общество. Среда. Развитие. 2015;(2):100–103. URL: https://clck.ru/3M4wik (дата обращения: 10.10.2024).
Ermilova V.V., Krotova E.E. [Features of Spectacle in Sports and Their Transformation in the Conditions of Modern Society.] Obshchestvo. Sreda. Razvitie. 2015;(2):100–103. (In Russ.) Available at: https://clck.ru/3M4wik (accessed 10.10.2024).
19. Рынок торговых центров Санкт-Петербурга сменил тренд: хлеба вместо зрелищ. Логистика. 2022;(1):8–9. URL: http://www.logistika-prim.ru/archive/2022/1 (дата обращения: 10.10.2024).
[The St. Petersburg Shopping Center Market Has Changed the Trend: Bread Instead of Shows.] Logistics. 2022;1(182):8–9. (In Russ.) Available at: http://www.logistika-prim.ru/archive/2022/1 (accessed 10.10.2024).
20. Zhao Ch. The Future Landscape of Live Entertainment in the PostPandemic Era. Communications in Humanities Research. 2024;24(1):150–156. https://doi.org/10.54254/2753-7064/24/20231638
21. Lee S., Lee J. “Ju. T’aime” My Idol, My Streamer: A Case Study on Fandom Experience as Audiences and Creators of VTuber Concert. IEEE Access. 2023;(11):31125–31142. https://doi.org/10.1109/ACCESS.2023.3252563
22. Chen Z. A Study on Influencing Factors of Audience Satisfaction with Online Concerts. Journal of Economics, Trade and Marketing Management. 2024;6(1):22–50. https://doi.org/10.22158/jetmm.v6n1p22
Об авторе:
Назарова Инна Борисовна, доктор экономических наук, заведующая лабораторией исследования здоровья населения и системы здравоохранения, главный научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (117218, Российская Федерация, г. Москва, ул. Большая Андроньевская, д. 5. стр. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8086-1617, Researcher ID: M-7786-2016, Scopus ID: 7004074079, SPIN-код: 5172-5164, inna-nazarova@mail.ru
Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у автора по обоснованному запросу.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Поступила 20.10.2024; одобрена после рецензирования 13.03.2025; принята к публикации 19.03.2025.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная