Г. А. Хорохорина, Е. В. Глухова. Толерантность в поликультурном учебном коллективе: социальная адаптация в условиях современного вуза.

УДК 316.354:378

Г. А. Хорохорина, Е. В. Глухова. Толерантность в поликультурном учебном коллективе: социальная адаптация в условиях современного вуза.

ХОРОХОРИНА Галина Анатольевна, доцент кафедры иностранных языков № 2 Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, кандидат исторических наук (117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., 36) (e-mail: galinakh2015@gmail.com). ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9978-2900

ГЛУХОВА Елена Владимировна, научный сотрудник Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, кандидат географических наук (119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, 1) (e-mail: evglukhova@gmail.com). ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6386-3378

Ключевые слова: регион; толерантность; вуз; поликультурное образование; самоидентификация; этнос; конфессия; социальная адаптация

Введение: глубоко полиэтничное население Российской Федерации в условиях глобализации постиндустриального периода развития общества неизбежно переживает период распадения его населения на ряд ингрупп и аутгрупп. Дисгармония во взаимодействии между «принимающей» частью населения и маргинализированными группами во многом определяется различными принципами самоидентификации, превалирующими в их среде, неприятием толерантности в качестве императива.

Материалы и методы: в статье представлены материалы анкетирования, проведенного в 2016 г. в городах Москва, Саранск, Сургут. Для выявления превалирующих в студенческой среде принципов самоидентификации и локализации их структурных компонентов использовались свободный ассоциативный эксперимент и модифицированный тест М. Куна — Т. Мак-партленда. Для систематизации полученных в ходе анкетирования данных применялись методы анализа, синтеза и сравнения.

Результаты исследования: анализ полученных в ходе исследования данных позволил констатировать разные принципы самоидентификации для основных групп респондентов, условно разделенных на «носителей исламского вероучения» и «носителей иных вероучений и атеистов». Анализ восприятия феномена «толерантность» продемонстрировал его понимание испытуемыми в качестве «терпимости», обусловленной нуждами государства, а не личным выбором.

Обсуждение и заключения: предложенное социолингвистическое исследование позволяет практически в режиме реального времени локализовать назревающие в полиэтничном образовательном коллективе противоречия по этноконфессиональному признаку и своевременно нивелировать ситуацию. Региональная выборка показала типичность полученных результатов, что опровергло гипотезу о возможной региональной обусловленности специфики взаимодействия в полиэтничных социумах. Возможность гармонизации сосуществования различных поликультурных групп требует переосмысления сущности феномена «толерантность», оптимальное формирование которого мыслится в условиях поликультурного образования в ситуации внимания к ценностным установкам, присваиваемым каждой конкретной личностью, развития ее комплексного мышления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Тихонова Е.В. Стереотипизация и дискриминация этнокультурных групп: «отмывание информации» и «язык вражды» новых медиа // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: инновации в коммуникации: сб. науч. тр. М.: РУДН, 2015. С. 485—503. URL: http://imfl.sci.pfu.edu.ru/wp-content/uploads/2017/05/1.pdf (дата обращения: 01.12.2016).

2. Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М.: Наука, 2001. 240 с. URL: http://www.valerytishkov.ru/engine/documents/document895.pdf (дата обращения: 03.01.2017).

3. Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии / Рос. акад. наук. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2003. 542 с. URL: http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/knigi/rekviem_po/rekviem_p... (дата обращения: 03.01.2017).

4. Тихонова Е.В. Этнический и религиозный компоненты идентичности в поликультурных обществах: опыт социопсихолингвистического исследования // Коммуникация в современном поликультурном мире: прагматика лингвистического знака: сб. науч. тр. / под общ. ред. Т.А. Барановской. М.: Pearson, 2015. С. 136—164. URL: http://imfl.sci.pfu.edu.ru/wp-content/uploads/2017/05/2.pdf (дата обращения: 05.01.2017).

5. Тихонова Е.В. Психолингвистический анализ концепта «толерантность» в контексте «диалога культур» современных «мозаичных» социумов // Язык, литература и культура как грани межкультурного общения: Материалы междунар. науч. семинара / отв. ред. О.Д. Вишнякова. М.: Градиент, 2015. С. 278—288. URL: http://imfl.sci.pfu.edu.ru/wp-content/uploads/2017/05/3.pdf (дата обращения: 15.01.2017).

6. Мубинова З.Ф. Определение понятия «поликультурное воспитание» в российской педагогике: основные теоретические подходы // Образование и наука. 2011. № 1. С. 13—21. URL: http://archive.edscience.ru/sites/default/files/2011/1final_180.pdf (дата обращения: 25.01.2017).

7. Хорохорина Г.А. Поликультурный плюрализм учебной аудитории как фактор образовательного процесса // Инновационность и мультикомпетентность в преподавании и изучении иностранных языков: сб. науч. тр. / отв. ред. Н.М. Мекеко. М.: РУДН, 2015. С. 261—270. URL: http://imfl.sci.pfu.edu.ru/wp-content/uploads/2017/05/4.pdf (дата обращения: 27.01.2017).

8. Hakobyan K.B., Mekeko N.M., Khorokhorina G.A., Smygunova E.A. The effectiveness of building a culture of linguistic self-education among students in learning a foreign language in high school // The Proceedings of the 9th International Technology, Education and Development Conference. Madrid, 2015. Pp. 5587—5595. URL: https://library.iated.org/view/HAKOBYAN2015EFF (дата обращения: 27.01.2017).

9. Kuhn M.H., McPartland T.S. An Empirical Investigation of Self-Attitudes // American Sociological Review. 1954. Vol. 19, no. 1. Pp. 68—76. DOI: https://doi.org/10.2307/2088175

10. Хорохорина Г.А. Методы психолингвистического исследования в образовательном пространстве вуза // Коммуникация в современном поликультурном мире: прагматика лингвистического знака: сб. науч. тр. / под общ. ред. Т.А. Барановской. М.: Pearson, 2015. С. 470—476. URL: http://imfl.sci.pfu.edu.ru/wp-content/uploads/2017/05/6.pdf (дата обращения: 29.01.2017).

11. Мосунова Т.Г. Толерантность и личностная самоидентификация молодежи // Научный диалог. 2013. № 2. С. 76—86. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-i-lichnostnaya-samoidentif... (дата обращения: 29.01.2017).

12. Tikhonova E., Kudinova N. Sophisticated thinking: lower order thinking skills // SGEM-2015: Proceedings of the 2nd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. Book 1. Vol. 2. Bulgaria, Albena: STEF92 Technology Ltd, 2015. Pp. 911—918. DOI: 10.5593/SGEMSOCIAL2015/B12/S3.117

Заявленный вклад авторов:

ХОРОХОРИНА Галина Анатольевна — концепция и инициация исследования, подготовка начального текста с последующей доработкой.

ГЛУХОВА Елена Владимировна — сбор материалов по теме исследования, определение методологии исследования.

Для цитирования: Хорохорина Г.А., Глухова Е.В. Толерантность в поликультурном учебном коллективе: социальная адаптация в условиях современного вуза // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY. 2017. Т. 25, № 2. С. 231—248.

Скачать статью в PDF

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная