О. Л. Панченко. Качество социального капитала региона как фактор развития гражданского общества (на примере некоммерческого сектора)
УДК 338.123.7:332.1:316.343
DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.106.027.201901.156-173
Введение. В статье рассмотрен некоммерческий сектор как важный агент формирующегося гражданского общества в современной России. Он выступает значимым игроком социального пространства гражданского общества, поскольку базируется на активности самих граждан как акторов. Цель исследования – изучить влияние социального капитала на развитие гражданского общества в региональном разрезе.
Материалы и методы. В качестве объекта исследования взяты практики предоставления социальных услуг населению социально ориентированными некоммерческими организациями. Использованы качественно-количественные методы: фокус-группа и массовый опрос получателей социальных услуг.
Результаты исследования. Выявлены признаки социального капитала в негосударственном секторе в сфере предоставления социальных услуг; главный признак – уровень доверия – выражен через намерения и действия граждан – получателей социальных услуг в отношении социально ориентированных некоммерческих организаций. На основе исследований определено, что в обществе на микроуровне существует доверие к деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций: получатели социальных услуг удовлетворены качеством их предоставления и готовы и дальше взаимодействовать с данными подразделениями.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование подтвердило авторскую гипотезу: качество социального капитала на данном этапе социальных отношений является сдерживающим фактором в институционализации практик некоммерческого сектора. Статья будет полезна целевым группам – некоммерческим организациям как агентам гражданского социума, государственным службам, оказывающим социальные услуги населению, а также всем исследователям, работающим в понятийном поле развития гражданского общества в региональном аспекте. Перспективные направления исследований – пути повышения доверия к некоммерческому сектору как транслятору ценностей гражданского общества.
Ключевые слова: социальный капитал, регион, социологическое исследование, гражданское общество, доверие, солидарность, некоммерческая организация
Благодарности. Автор выражает благодарность некоммерческим организациям Республики Татарстан, оказавшим содействие и помощь в проведении исследования, а также Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за финансовую и организационную поддержку исследования. Автор благодарит УВО «Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань) за организацию полевого этапа работ, ЧУ «Городской центр образования» (г. Казань) за предоставленные базы данных и ресурсы. Автор высоко ценит вклад кандидата социологических наук, доцента Э. М. Нуруллиной в разработку инструментария, сбор данных и помощь в обработке материалов исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гидденс Э. Последствия современности // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2010. № 6 (100). С. 169–181. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20183359 (дата обращения: 23.12.2018).
2. Beck U. World at Risk. Cambridge: Polity Press, 2010. URL: https://www.amazon.com/World-at-Risk-Ulrich-Beck/dp/0745642012 (дата обращения: 23.12.2018).
3. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122–139. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/217/076/1232/011kOULMAN.pdf (дата обращения: 03.08.2018).
4. Ларионова Н. И. Экономический подход к социальному капиталу // Экономика образования. 2014. № 4. С. 73–78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23069789 (дата обращения: 16.12.2018).
5. Столбов В. П. К вопросу о социальном капитале в городской среде // Известия высших учебных заведений. Сер.: Экономика, финансы и управление. 2016. № 4 (30). С. 71–76. URL: http://eco-fin.ru/j_ArticlesArchive.php?aidN=30 (дата обращения: 17.12.2018).
6. Руденко К. А., Федотова Е. И. Социальный капитал и его разновидности // Вестник института экономики и управления Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2016. № 2 (21). С. 60–65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27421745 (дата обращения: 19.12.2018).
7. Козленко О. Б. Управление качеством предоставления социальных услуг в государственных и некоммерческих организациях // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2008. № 2. С. 19–22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11135583 (дата обращения: 16.08.2018).
8. Андриенко А. И. Обеспечение доступа некоммерческих организаций к предоставлению услуг в социальной сфере: некоторые вопросы правового регулирования // Вестник Сургутского государственного университета. 2017. № 1 (15). С. 70–74. URL: http://www.surgu.ru/nauka/nauchnye-izdaniya-surgu1/vestnik-surgutskogo-g... (дата обращения: 26.10.2018).
9. Кулькова В. Ю. Предоставление социальных услуг населению социально ориентированными некоммерческими организациями в России // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11, № 4. С. 136–142. DOI: https://doi.org/10.12737/21328
10. Зворыкина Т. И. Перспективы и проблемы развития социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере социального обслуживания // Социальная политика и социология. 2017. Т. 16. № 5 (124). С. 73–81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32336567 (дата обращения: 16.08.2018).
11. Рштуни К. Г., Агафонова М. С. Проблемы взаимодействия государства и некоммерческих организаций // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 2. С. 177–181. URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=806 (дата обращения: 04.09.2018).
12. Шибаева М. В. Целеполагание в сфере предоставления социальных услуг и его влияние на развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций региона // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. 2014. № 2. С. 78–85. URL: http://vestnik.astu.org/Pages/Show/131 (дата обращения: 20.08.2018).
13. Малаева А. А. Место негосударственных некоммерческих организаций в сфере предоставления социальных услуг // European Social Science Journal. 2013. № 7 (35). С. 636–643. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20363302 (дата обращения: 12.09.2018).
14. Перспективы вовлечения негосударственных организаций в предоставление социальных услуг населению / Л. П. Храпылина [и др.] // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2016. № 1. С. 6–9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27294781 (дата обращения: 09.10.2018).
15. Трескин П. А. Общественные организации как социальный капитал региона // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 64. С. 263–277. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/64_2017treskin.htm (дата обращения: 05.10.2018).
16. Шилькова В. В. Оценка институционализации некоммерческого сектора в целевом формате социального капитала // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. 2016. № 7. С. 210–215. URL: http://vestnik_rus.bstu.ru/arhiv (дата обращения: 16.10.2018).
Поступила 15.11.2018; принята к публикации 17.12.2018; опубликована онлайн 29.03.2019.
Об авторе:
Панченко Ольга Львовна, доцент кафедры всемирного культурного наследия ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), кандидат социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4694-1298, kadri@bk.ru
Для цитирования:
Панченко О. Л. Качество социального капитала региона как фактор развития гражданского общества (на примере некоммерческого сектора) // Регионология. 2019. Т. 27, № 1. С. 156–173. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.106.027.201901.156-173
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная