М. С. Лысцев. Арктическая политика североамериканских государств в XXI в.
M. С. ЛЫСЦЕВ
АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ В XXI в.
ЛЫСЦЕВ Михаил Сергеевич, доцент кафедры методологии, истории и философии науки Нижегородского государственного технического университета, кандидат политических наук.
Ключевые слова: Арктический регион, стратегии освоения Арктики, национальные интересы, международное сотрудничество
Key words: Arctic region, Arctic development strategy, national interests, international cooperation
В статье рассматриваются особенности политики североамериканских государств в Арктике в XXI в., а также военно-политические, экономические интересы США и Канады и инструменты реализации этих интересов.
The paper discusses the features of the policy of the North American states in the Arctic region in the 21st century, as well as the military, political, and economic interests of the United States and Canada, and the tools to implement them.
До начала XXI в. североамериканские государства не проявляли заметного интереса к Арктическому региону. Его росту у властей США и Канады способствовала активизация деятельности других государств: России, Дании и Норвегии. Среди американских государств первой интерес к арктической тематике стала проявлять Канада. В 2006 г. ее правительство подтвердило суверенитет над Арктикой и заявило о необходимости усиления своих вооруженных сил для осуществления контроля над этим регионом1.
В рамках освоения природных ресурсов Арктики Канада совместно с США в 2008—2009 гг. провели совместные исследования по изучению шельфа в районе к северу от Аляски до хребта Альфа-Менделеева и на восток до Канадского арктического архипелага. В марте 2009 г. властями Канады была разработана «Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее», которая содержала основные направления политики страны в Арктическом регионе. Стратегия определяет всестороннее развитие северных территорий и включает четыре аспекта политики властей, направленных на их развитие: защиту суверенитета Канады в арктическом секторе; обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона; защиту окружающей среды и адаптацию к изменениям климата; развитие самоуправления, хозяйственной и политической активности северных территорий как части политики по освоению Севера.
Стратегические планы Канады включают наращивание военного присутствия для усиления контроля над воздушным пространством, морями и сухопутными территориями Арктики. Это связано не только с демонстрацией готовности защитить суверенные права. Как отмечает премьер-министр Канады С. Харпер, «первый принцип арктического суверенитета состоит в том, чтобы его использовать, либо он будет потерян»2. Проводя политику защиты суверенных прав, власти Канады оспаривают у Дании принадлежность острова Ханс и разграничительную линию в море Линкольна. У своего южного соседа Канада оспаривает морскую границу в море Бофорта, а также статус Северо-Западного прохода. Еще с XX в. Канада настаивает на своих суверенных правах в Северо-Западном проходе, однако правительство США считает эти воды международными.
Для защиты собственных северных территорий канадские власти расширяют военно-учебную базу Резольют на острове Корноуоллис и начинают строительство нескольких арктических патрульных судов для защиты своих границ (стоимость проекта — 7,5 млрд долл.). Также в Арктике будет дислоцироваться гарнизон в тысячу арктических стрелков, а в столице северо-западных территорий (пос. Йеллоунайф) на постоянной основе будет развернуто подразделение количеством около 100 чел. из состава резерва Вооруженных сил (ВС) Канады. Эти решения были приняты после завершения крупных военных учений в Арктике «Нанук-2008» с участием около 500 военнослужащих, двух кораблей канадских ВМС и нескольких самолетов. Некоторые специалисты считают, что размещение военного подразделения в Йеллоунайф следует расценивать в качестве важного сигнала о серьезности отношения властей Канады к Арктике.
В 2009 г. проведены военные учения «Нанук-2009», на которых отрабатывались методы защиты внутренних вод Канады.
В августе 2010 г. прошли арктические учения ВС Канады с участием ВС США и Дании3. На них были направлены лучшие корабли с каждой стороны: эсминец «Портер» (США); фрегат «Вэдэрэн» (Дания), способный действовать в арктических льдах; фрегат «Галифакс» (Канада). Однако власти Канады одновременно с наращиванием своего военного потенциала выступают за демилитаризацию Арктики и укрепление международного сотрудничества.
Оттава продвигает инициативу о создании в Арктике зоны свободной от ядерного оружия. Главным препятствием здесь является позиция властей США, а также России, вооруженные силы которых продолжают патрулирование Арктики и не собираются сбрасывать со счетов ее военно-стратегическое значение. В случае достижения такого соглашения Россия попадает в невыгодные условия, так как Северный флот РФ с главной базой в Североморске оснащенный ядерным оружием, является гарантией сдерживания потенциальных противников. Кроме того, в арктической зоне России находятся предприятия и военные полигоны, на которых производят и испытывают ядерное оружие.
Внешнеполитическая стратегия Канады защиты и укрепления суверенитета над своим арктическим сектором опирается на дву- и многосторонний диалог с другими государствами и организациями. При этом политика властей Канады базируется на активном участии в международных организациях и на поддержке США.
Многостороннее взаимодействие по арктическим вопросам Канада ведет с Россией, Норвегией, Данией, Финляндией, Швецией и Исландией. Между Канадой и Россией подписаны различные договоры о эксплуатации арктических маршрутов, торговле, защите окружающей среды и т. д. Власти Канады открыты к диалогу с неарктическими государствами, но при условии признания ими суверенных прав арктических государств4. Канада активно участвует в деятельности всех рабочих групп Арктического совета, созданного в Оттаве в 1996 г. В Декларации, принятой в Илулиссате в 2008 г., Россия, Норвегия, Дания, Канада и США обязались решать все спорные вопросы мирным путем в рамках международных организаций и на основе международного права, прежде всего Конвенции ООН по морскому праву.
Канадская арктическая стратегия имеет четко выраженное социальное измерение. Правительство Канады организовывает культурный центр на р. Клайд, где студенты изучают традиционную культуру народов Севера и участвуют в различных программах. В Арктическом совете Оттава сотрудничает с 6 организациями коренных народов Севера, которые имеют статус постоянных участников.
Власти Канады создали агентство, которое содействует экономическому развитию северных территорий, разрабатывает стратегию экономического развития Севера Канады. Расширение добычи полезных ископаемых и осуществление крупных проектов — основа обеспечения устойчивого развития канадских приарктических территорий, где ежегодно добывают алмазов на 2 млрд долл. Благодаря геологическим работам, которые проводятся на суше и шельфе в море Бофорта, правительство Канады объявило о составлении карты энергетических ресурсов и минеральных месторождений на Севере, включая Арктический архипелаг. Для улучшения условий жизни и работы в Арктике создается новая и развивается имеющаяся инфраструктура путем реализации проектов «Рекреация и зеленая инфраструктура» и «Строительство рыболовецкого порта в Пангниртунге».
Арктическое направление политики играет важную роль в политической жизни Канады и активно используется во время выборов в парламент. Подавляющее большинство граждан поддерживает нынешнюю политику консервативного правительства, направленную на всестороннее освоение Арктики, включая усиление военного присутствия в регионе для утверждения суверенитета над северными территориями.
Наиболее близким союзником Канады по арктическим вопросам остаются США. Сотрудничество этих государств в Арктике имеет давнюю историю, связанную с созданием в годы холодной войны системы «НОРАД». Кроме того, у США и Канады тесные экономические и политические связи. В опубликованной в 2011 г. Национальной военной стратегии США говорится, что региональная безопасность в Арктике будет обеспечиваться совместно с Канадой.
Как уже отмечалось, до XXI в. североамериканские государства не проявляли заметного интереса к Арктике. Пересмотр позиции США начался в 2007 г. с подготовки заместителем госсекретаря Э. Блумом доклада об оценке американских интересов в Арктике и деятельности международных институтов. Особый резонанс в США вызвала российская экспедиция летом 2007 г., в ходе которой на дне океана в точке Северного полюса был установлен флаг России.
Осенью 2008 г. Сенат США принял положение об определении границ морской экономической зоны и континентального шельфа США. Была создана комиссия, которая должна составить точную карту территориальных вод США. Руководство комиссией поручено военным — ВМФ, инженерным войскам и береговой охране. В начале января 2009 г. президент США Дж. Буш-младший подписал директиву «О региональной политике в Арктике», провозглашающую регион зоной национальных интересов США. В ней подчеркивается, что «в Арктике Соединенные Штаты имеют широкие фундаментальные интересы в сфере национальной безопасности и готовы действовать независимо либо в союзе с другими государствами по защите этих интересов»5.
В то же время при президенте Дж. Буше-младшем США во время проведения арктической политики были сторонниками многосторонней дипломатии. По сравнению с Россией, Канадой, Данией и Норвегией, США имеют в Арктике самый маленький сектор и поэтому по вопросам об экономических границах американские власти хотели бы открыть дискуссию со всеми странами, имеющими выход в Арктику. Некоторые аналитики считают, что такую позицию американское руководство занимает потому, что США сильно отстали в освоении Арктического региона от конкурентов.
Власти США негативно относятся к позиции России по Северному морскому пути (СМП). Российское руководство считает, что СМП исторически использовался только российскими судами и никогда иностранными. Поэтому моря, по которым проходит морской путь, можно приравнять по статусу к внутренним морям России.
Национальные интересы США в Арктике можно сгруппировать в несколько блоков: 1) военно-стратегические интересы: ПРО, стратегическое сдерживание, присутствие военно-морских сил и проведение морских операций, свобода навигации и перелетов. При отстаивании и защите этих интересов власти США готовы действовать в одностороннем порядке; 2) обеспечение внутренней безопасности по предупреждению и предотвращению террористических атак или других действий, усиливающих уязвимость США в Арктике; 3) политико-экономические интересы, которые включают расширение присутствия и активизацию деятельности, обеспечивающие морское могущество США в Арктике. Вашингтон намерен не только защищать свои суверенные права над исключительной экономической зоной, но и осуществлять «надлежащий контроль» над прилегающей акваторией. Главным приоритетом власти США называют свободу трансарктических перелетов и свободу мореплавания по всей Арктике.
В принятой в 2009 г. директиве закреплено важное военно-политическое значение Арктики для США. Министр обороны США Р. Гейтс, выступая перед военнослужащими на Аляске, отмечал: «Соревнование за ресурсы Арктики будет усиливаться, потенциально вырастая в новую беспрецедентную экономическую и политическую проблему, и даже проблему безопасности. Я думаю, с течением времени ваша роль здесь будет возрастать»6. Об этом же свидетельствуют планы по увеличению военной спутниковой группировки, нацеленной на Арктику.
При Б. Обаме, новом президенте США, продолжен курс прежнего президента. Военное руководство США активизировало деятельность средств ПВО, нацеленных на перехват патрулирующей Арктику и Северную Атлантику российской стратегической авиации. Были проведены военные учения «Ice Exercise 2009», где приняли участие две подводные лодки США типа «Лос-Анджелес», для отработки оперативных действий в условиях Арктики и обеспечения безопасности научных исследований. Летом 2009 г. в штате Аляска силами ВМС и ВВС с участием авианосца USS «John C. Stennis», была проведена крупная операция «Northern Edge 2009». Очевидно, что руководство США вместе с руководством других западных стран планирует усиливать многостороннее военное сотрудничество в Арктике.
В октябре 2009 г. была опубликована «дорожная карта» развития ВМС США. В ней было прописано обеспечить ВС США системами оружия, обнаружения, связи и управления, адаптированными к условиям Арктики. В рамках реализации «дорожной карты» на базе в Анкоридже планируется разместить 36 истребителей F-22 «Raptor»7.
Одним из слабых мест США в арктической политике является нехватка тяжелых арктических ледоколов: в распоряжении США в настоящее время имеются всего три таких корабля, что явно недостаточно. Как отмечал адмирал Т. Аллен на слушаниях в конгрессе США, «Россия в 2009 г. завершает программу строительства национальных атомных ледоколов нового поколения, что гарантирует ей наличие нескольких тяжелых ледокольных судов после 2020 г.»8. В связи с тем, что срок эксплуатации старых ледоколов подходит к концу, США необходимо вкладывать значительные денежные средства в строительство новых.
Изменение климата постепенно открывает водные пространства Арктики не только для разработки новых ресурсов, но также для новых судоходных маршрутов, которые могут изменить глобальную транспортную систему. Об этом говорится в «Стратегии сотрудничества по военно-морским силам XXI века». Этот документ является концептуальным планом развития США как военно-морской державы в XXI в. Возможные планы развития ситуации в Арктике авторы документа включили в список «вызовов новой эры» для властей США, к которым необходимо быть готовыми.
Директива президента США, принятая в 2009 г., на данный момент определяет стратегию государства в Арктическом регионе. Она строится на том, что расширение военного присутствия в Арктике необходимо с целью обеспечения и защиты национальных интересов в этом регионе, а также гарантии свободы мореплавания в арктических водах для судов США.
Несмотря на призыв прежнего президента Дж. Буша-млад-шего, США до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву. При этом американское правительство признает ее в качестве юридической базы для развития международного сотрудничества. Большие возражения вызывает у США создание Международного органа по морскому дну, который в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву обладает правом решать международные территориальные споры. Некоторые политики считают, что в случае присоединения к Конвенции подчинение США решениям этого органа будет означать ограничение суверенитета государства. США связывают с Арктическим регионом обеспечение своей национальной безопасности и готовы отстаивать и защищать свои интересы в этом регионе, в том числе с возможным применением военных средств. Директива президента США утверждает, что роль природных ресурсов Арктики в обеспечении энергетических потребностей страны будет возрастать, так как именно здесь находится большая часть еще не открытых запасов углеводородов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Bayers M. Re-packaging Arctic sovereignty // Ottawa sitizen. August 5, 2009.
2 Fight for the Top of the World // Time. October 1. 2007. P. 31.
3 См.: Канада вновь проявила свое присутствие в Арктике. URL: http:// russian.cri.cn/841/2010/08/27/ 1s350671.htm (дата обращения: 15.02.2014).
4 См.: Statement on Canada's Arctic foreign policy. URL: http://www. international.gc.ca/polar-polaire/canada_arctic_foreign_policyla_politique_ etrangere_du_canada_pour_arctique.aspx?lang=eng&view=d (дата обращения: 17.02.2014).
5 См.: National Security Presidential Directive (NSPD-66) and Homeland Security Presidential Directive (HSPD-25). January 9, 2009. URL: http:// www.fas.org/irp/offdocs/nspd/nspd-66.htm (дата обращения: 17.03.2014).
6 См.: Baker F. Gates Stops in Alaska to Talk with Troops. URL: http:// www.defenselink.mil/news/newsarticle.aspx?id = 54584 (дата обращения: 12.03.2014).
7 См.: Conley H., Kraut J. U.S. Strategic Interests in the Arctic. An Assessment of Current Challenges and New Opportunities for Cooperation. A Report of the CSIS Europe Program. Washington: CSIS, 2010. Р. 8.
8 США готовятся к войне за Арктику. URL: http://www.dni.ru/ polit/2008/7/17/145832.html (дата обращения: 12.03.2014). Поступила 23.05.2014.
M. S. Lystsev. The Arctic Policy of the North American States in the 21st Century
The paper examines the policy of cooperation between Canada and the United States, as well as other Arctic States in the Arctic-related issues. It covers the basic components of the Arctic policy of the North American states at the beginning of the 21st century. The paper reflects the policy of the North American elites for the protection and upholding of national interests in the Arctic. The essence of the relationship between Canada and the United States, as well as protection of national interests is in the fact that in spite of proximity to the Arctic policies of these countries in key issues such as the status of the Northwest passage and arrangement of an Arctic zone free from nuclear weapons, they take opposite stands.
The relevance of this issue is in the fact that before the beginning of the 21st century, the governments of Canada and the United States rarely paid attention to the issues related to development of the Arctic region. Because of this, in the beginning of the 21st century, other Arctic countries and international organizations, such as Russia, Norway, the EU managed to seriously outperform the United States on key aspects of development of the Arctic region (absence of large nuclear-powered icebreakers, emergence and development of major infrastructure projects, etc.).
The paper provides an analysis of governmental policies of the North American countries in such areas as military and political, economic, and social ones. It also provides well-reasoned proofs of the stand of the authorities of Canada and the United States advocating their national interests in the Arctic region.
The paper concludes that the government of Canada and the United States have changed their policies towards the Arctic region. It also examines possible options for development of the situation in the region. The authorities of the North American states associate the Arctic region with national security protection and are ready to defend its interests in the region, including possible use of military means.
LYSTSEV Mikhail Sergeyevich, Candidate of Political Sciences, Associate Professor at the Department of Methodology, History and Philosophy of Science, Nizhny Novgorod State Technical University (Nizhny Novgorod, Russian Federation).
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0