Е. В. Настюшкина. Информатизация налоговых органов региона как условие их модернизации
Е. В. НАСТЮШКИНА
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕГИОНА КАК УСЛОВИЕ ИХ МОДЕРНИЗАЦИИ
НАСТЮШКИНА Елена Васильевна, аспирант кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета.
NASTUSHKINA Elena Vasilievna, Postgraduate at the Department of Finance and Credit, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).
© Настюшкина Е. В., 2015
Ключевые слова: информация, налоговые органы, информатизация, технологии, модернизация, качество, система
Key words: information, tax authorities, informatization, technology, modernization, quality, system
В статье рассматриваются исторические процессы развития информатизации налоговых органов, предполагающие постепенное внедрение различных информационных коммуникационных технологий. Ее основная цель — повышение собираемости налогов и эффективность работы кадрового состава налоговых органов.
The paper considers the historical processes of informatization development of tax authorities involving gradual introduction of various information and communication technologies. Its primary objective is to increase tax collection and efficiency of personnel of tax authorities.
Современная система налоговых органов не может существовать без использования информационных технологий. Главным направлением ее развития является разработка и внедрение передовых инновационных и информационных технологий для перехода на новый уровень развития налогового администрирования и повышения эффективности налогового контроля1.
В экономической литературе термин «информатизация» считается общепринятым, без формального определения. Информатизация была широко распространена лишь в 80—90-е гг. XX в. в России и Китае. Это было связано, во-первых, с недостаточной разработанностью информационных технологий, информационного общества, во-вторых, со специфическими особенностями развития информационно-коммуникационных технологий в этих странах. Россия и Китай характеризовались высоким уровнем развития прикладных и аппаратно-программных комплексов, но слабой телекоммуникационной инфраструктурой, которая становилась тормозом гармоничного развития информационного общества2.
В отечественной литературе понятие «информатизация» получило распространение в работах А. И. Ракитова, А. П. Ершова, Д. С. Черешкина, Д. М. Гвишиани, В. С. Ми-халевича, В. С. Семенихина и др. Например, А. И. Ракитов под информатизацией понимает «процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения, и распространения информации»3. А. П. Ершов полагает, что «информатизация — это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности»4. Осмысление понятия «информатизация» имеет почти тридцатилетнюю историю. В таблице даны его современные трактовки.
Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.
Из приведенных определений информатизации наиболее полным, на наш взгляд, является определение, предложенное И. В. Соколовой, в котором в информатизацию входят три взаимосвязанных процесса: совершенствование средств сбора, хранения и распространения информации — медиатизация; совершенствование средств поиска и обработки информации — компьютеризация; развитие знаний и способностей людей к восприятию информации, включая возможность использования искусственного интеллекта, — интеллекту-ализация14. Однако реальная порядковая шкала слагаемых информатизации такова: компьютеризация опережает по темпам развития медиатизацию и интеллектуализацию.
Первоначально процесс информатизации включал формирование и дальнейшее внедрение информационных ресурсов в деятельность налоговых органов. Начальные процессы информатизации заключались в банальных разрозненных действиях по формированию информационной базы. Но с течением времени совершенствовалось законодательство, был осуществлен переход к системной информатизации, а затем и к инновационной форме ее совершенствования.
В связи с развитием рыночной экономики постоянно увеличивается объем финансово-экономической информации, которую налоговые органы должны накапливать, обрабатывать и анализировать. Это связано с ростом числа налогоплательщиков, увеличением разнообразия форм первичной отчетности налогоплательщиков и углублением экономико-статистического анализа соблюдения ими налогового законодательства.
Информационные технологии в деятельность налоговых органов внедряются достаточно активно. Процессы информатизации неразрывно связаны с решением задач по автоматизации деловых процессов, процессов сбора, хранения и распределения информации различного характера и назначения, созданием ресурсов, образующих базис информационного обеспечения культурной, экономической, социальной, административной, правовой сфер деятельности общества. В процессе информатизации развивается автоматизация рабочих процессов.
Основными направлениями автоматизации являются: создание и совершенствование информационной системы налоговой службы; разработка и внедрение новых эффективных информационных технологий; совершенствование коммуникационной сети, которая обеспечит информационный обмен внутри системы и с информационными системами иных служб; подготовка кадров к работе в новой информационной среде.
В своей работе налоговые органы Республики Мордовия активно используют достижения передовых информационных технологий для расширения объема бесплатных услуг, организации налогового контроля в налоговых органах и качества обслуживания налогоплательщиков. Для этого необходимо наличие достаточного количества современной техники.
Отметим, что Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Мордовия (УФНС России по РМ) достаточно оснащено техникой. Численность кадров в нем составляет 111 чел., можно говорить о полной обеспеченности основными средствами, так как почти на каждого сотрудника приходится по 2 компьютера, всего основных средств — 255 ед.
В настоящее время действует система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, что открывает качественно новый этап взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, обеспечивая надежный двусторонний информационный обмен между ними.
С каждым годом количество налогоплательщиков, сдающих отчетность в электронном виде, увеличивается, что упрощает камеральные и выездные проверки, а также уменьшает количество ошибок, связанных с человеческим фактором.
В 2012 г. доля налогоплательщиков имеющих возможность доступа по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом, составляла 66,2 %, в 2014 г. она увеличилась на 11,7 % и составила 78,6 %.
По состоянию на 1 января 2014 г. в технологии сдачи отчетности в электронном виде по каналам связи задействовано более 81,0 % от всех плательщиков, которые сдают отчетность. Участниками электронного взаимодействия являются налогоплательщики, специализированные операторы связи и налоговые органы. Деятельность спецоператоров осуществляется на конкурентной основе. На этом рынке есть лидеры, есть менее успешные компании, но в целом рынок не монополизирован. Отчетность в электронном виде предоставляют порядка 80 фирм-участников. На территории Республики Мордовия осуществляют свою деятельность по передаче налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи ОАО «Ростелеком», ООО «Дартел», ЗАО «Удостоверяющий центр» (г. Нижний Новгород), ООО «Компания "Тензор"», ОАО «Центр информатизации Республики Мордовия» и др.15
Создана автоматизированная информационная система, предназначенная для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других
обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведения комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечения органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией. Формируются основы информационно-технологической инфраструктуры, организационно-методического и кадрового обеспечения эффективного использования информационных технологий.
Информационная поддержка деятельности УФНС России по РМ осуществляется информационной системой АИС «Налог», которая обеспечивает автоматизированный сбор, учет, обработку, обобщение, анализ налоговой информации и поддержку принятия решений в налоговых процессах.
АИС «Налог» строится как многоуровневая система обработки налоговой информации, включающая в качестве составных частей: корпоративные информационные системы типовых узлов местного уровня; систему обеспечения информационной безопасности (распределение прав доступа пользователей на сервере, антивирусное обеспечение); систему мониторинга и управления (осуществляется в административной части системы); систему телекоммуникаций (СТК) — сдачу налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиками через Интернет, телемосты между ФНС и инспекциями16.
Для повышения качества информационного обслуживания и повышения результативности налогового контроля используются интернет-сервисы «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Заплати налоги», «Узнай свою задолженность», «Проверь себя и контрагента» и др. Инновационные сервисы позволяют за счет сокращения количества ошибок в учете налогоплательщиков облегчить и качественно улучшить работу налоговых органов, сам учет налогоплательщиков и уплату ими налоговых платежей в бюджет, что в дальнейшем повышает выполнение контрольных показателей на уровне инспекции.
Несмотря на все положительные тенденции в процессе информатизации налоговых органов, есть проблемы, не позволяющие в полной мере достичь высокого уровня внедрения информационных технологий. К наиболее значимым следует отнести непостоянство нормативно-правовой базы в области информатизации; непрерывное увеличение налогового документооборота (средние темпы увеличения налоговой отчетности от 20 до 40 % в год); усложнение и постоянное изменение процедур налогового законодательства (по оценке аналитиков, в год меняется от 40 % алгоритмов расчета налогов); большие трудозатраты на обработку налоговых документов (только трудозатраты на ввод первичных налоговых документов от юридических лиц составляют сотни тысяч человеко-дней, по оценкам от 25 до 30 % времени работников налоговых органов тратится на ручной ввод данных налоговой отчетности); несовершенство автоматизированной информационной системы налоговых органов; трудности технического характера, связанные с приемом отчетности по ТКС; низкая эффективность контрольной работы (в течение года налоговые органы выполняют 500 тыс. выездных проверок, каждая из которых требует привлечения 8—10 специалистов на 60 дней, однако результативность поездок составляет 50 %); выделение процедур налогового администрирования на уровне инспекций (основные налоговые процедуры (учет налогоплательщиков, сбор и проверка документов, контроль лицевых счетов, выездные проверки, наложение штрафов) планируются и выполняются, такая ситуация приводит к низкому качеству и отсутствию стандартов в работе, высоким трудозатратам)17.
Для решения перечисленных проблем в структуре ФНС России созданы специализированные подразделения, занимающиеся разработкой ведомственной автоматизированной информационной системы и поддержанием ее в надлежащем состоянии, которые помогут решить ряд возникших проблем. Для внедрения новых информационно-телекоммуникационных технологий, координации деятельности налоговых органов в части обеспечения функционирования информационных систем в Центральном аппарате ФНС России было создано Управление информатизации. Вспомогательными подразделениями, занимающимися разработкой прикладного программного обеспечения, являются научно-исследовательские вычислительные центры (Московский ГНИВЦ) и два региональных вычислительных центра (РНИВЦ), расположенных в Нижнем Новгороде и Чебоксарах. В УФНС России по РМ функционирует отдел информатизации и ввода данных, осуществляющий внедрение в систему ФНС России элементов АИС «Налог», автоматизированных рабочих мест
работников Управления и инспекций ФНС России по РМ, разрабатываемых в ФНС России, организацию работ по их эксплуатации, а также техническому обслуживанию и ремонту вычислительной техники и средств телекоммуникаций; разрабатывает и реализует единую политику информационной безопасности ФНС России и УФНС России по РМ, организует работы по обеспечению ввода начисленных к уплате налогоплательщиками сумм налогов (сборов)18.
Для решения задач внедрения информационных технологий непосредственно в региональных и местных налоговых инспекциях организуются специальные подразделения по информатизации. Эти структуры занимаются разработкой автоматизированных программ информационной системы и дальнейшим внедрением специального программного обеспечения: нового системного программного обеспечения и средств электронно-вычислительной и другой офисной техники; эксплуатацией системных и прикладных программных продуктов и средств ЭВТ; информационным взаимодействием между уровнями АИС «Налог» и внешними автоматизированными системами; оказанием консультационной помощи. При этом на первый план выходят не традиционные количественные параметры информатизации (количество компьютеров, серверов), а направления создания перспективных технологий поддержки ключевых рабочих процессов налогового администрирования на основе информационного сервиса, обеспечивающего принципиально новый стиль организации труда налогового инспектора. Используемые в деятельности налоговых органов программные продукты позволяют в разы снизить их материальные и трудовые затраты, что положительно сказывается на эффективности их работы и качестве обслуживания налогоплательщиков.
Таким образом, на текущем этапе развития информационных и инновационных технологий деятельность налоговых органов переходит на новую ступень развития. Автоматизация рабочих процессов позволяет значительно упростить работу налоговых органов, в части оптимизации трудоемкости рабочих процессов, внутреннего контроля, открытости работы, комплексного использования информации. Внедрение различных программно-информационных комплексов и технологий способствует повышению эффективности контрольной работы налоговых органов и всей налоговой системы.
Реализация указанных мероприятий в настоящий момент невозможна без использования информационных технологий, поэтому главным направлением процесса модернизации налоговых органов является их информатизация, как основной фактор налогового администрирования19.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Калашникова И.Н. Налоговое администрирование в России: организация и развитие: дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2009. С. 175.
2 См.: Землянский А.А. Информационные технологии в экономике. М.: КолоС, 2013. С. 68.
3 Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Полит. лит., 1990. С. 87.
4 Ершов А.П. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1988. № 6. С. 9.
5 См.: Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 февр. 1995 г. № 24-ФЗ // Справ.-прав. система «Гарант».
6 См.: Межгосударственный стандарт — ГОСТ 7.0—99. URL: http:// www.ifap.ru/library/gost/7099.pdf (дата обращения: 10.06.2015).
7 См.: Экономический словарь. URL: http:abc.informbureau.com/html/ eioidiaoecaoess.html (дата обращения: 22.07.2015).
8 См.: Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред.
С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. С. 397.
9 См.: Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебник / под ред. В.В. Трофимова. URL: http://static.ozone.ru/multimedia/ book_file/1009531194.pdf (дата обращения: 19.08.2015).
10 См.: Материал из интернет-энциклопедии «Википедия». URL: http:// dictionary.sensagent.com/Информатизация/ru-ru (дата обращения: 19.08.2015).
11 См.: Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи / под ред. И.В. Соколова. М.: Владос, 2003. С. 55.
12 См.: Экономика и право: слов.-справ. / авт.-сост.: Л.П. Кураков,
В.Л. Кураков, А.Л. Кураков. М.: Вуз и шк., 2004. С. 80.
13 См.: Российская энциклопедия по охране труда / под ред. В.К. Ва-рова, И.А. Воробьева. URL: http://labor_protection.academic.ru/657 (дата обращения: 21.08.2015).
14 См.: Социальная информатика и социология ... С. 60.
15 См.: Жукова Л.Е. О подходе к оценке социально-экономической эффективности использования информационных технологий в налоговых органах // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 2. С. 1—5.
16 См.: Глобалистика / под ред. Б.В. Прыкина. М.: Юнити-Дана, 2007. С. 63.
17 См.: Смирнова Е.Е. О совершенствовании контрольной работы налоговых органов // Налоговый вестн. 2008. № 2. С. 3—5.
18 См.: Официальный сайт Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Мордовия. URL: http:www.r13.nalog.ru (дата обращения: 19.08.2015).
19 См.: Информационные технологии в налогообложении / под ред. А.О. Горбенко, А.В. Мамасуева. М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. С. 60. Поступила 17.09.2015.
E. V. Nastyushkina. Informatization of Tax Authorities in a Region as a Condition of Their Modernization
The paper reveals the historical aspects of the term "informatization" considered by various authors. It considers the initial processes for introduction of information resources, advanced innovative and information technologies into the activities of the tax service bodies. Automation of most routine procedures should ensure redistribution of priorities towards implementation of analytical and control functions which will allow to strengthen control over the observance of tax legislation, to ensure stable receipt of taxes and fees in budgets of all levels, and, ultimately, a significant reduction in the number of taxpayers evading fulfillment of their tax obligations. The paper addresses the issues of introduction of information technology, it reveals the main problems arising in the process of informatization, it offers main trends in workflow automation and in introduction of special software into the work of tax authorities.
In conclusion, it should be stated that at the current stage of development of information and innovative technologies, the activities of tax authorities enters the next stage of development. Therefore, the main direction of the modernization process of the tax authorities is their informatization as a key factor of tax administration.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0