Т. А. Кузнецова, А. А. Ташкинов, С. И. Пахомов. Межвузовская кооперация при реализации программ подготовки научных кадров

Т. А. КУЗНЕЦОВА, А. А. ТАШКИНОВ, С И ПАХОМОВ

МЕЖВУЗОВСКАЯ КООПЕРАЦИЯ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ

КУЗНЕЦОВА Татьяна Александровна, декан факультета дистанционных образовательных технологий Пермского государственного технического университета, кандидат технических наук, доцент.

ТАШКИНОВ Анатолий Александрович, первый проректор Пермского государственного технического университета, доктор физико-математических наук.

ПАХОМОВ Сергей Иванович, заместитель начальника Управления аттестации научных и научно-педагогических работников Рособрнадзора, доктор химических наук.

Ключевые слова: качество образования; научные кадры; межвузовская кооперация; компетентностная модель; эффективность образовательных программ

Key words: quality of education; scientific personnel; inter-university co-operation; competence model; efficiency of educational programme

Современному этапу развития перспективных направлений науки, техники и технологий свойственно усиление интегративных процессов, обеспечивающих решение междисциплинарных проблем. При этом традиционный подход к подготовке специалистов в рамках одного направления (специальности) становится неэффективным. Необходимое качество подготовки научных кадров может быть достигнуто за счет активизации межвузовской кооперации, обеспечивающей создание многофункциональной научно-образовательной инфраструктуры и позволяющей формировать эффективную систему подготовки конкурентоспособных научных кадров по перспективным направлениям науки, техники и технологий.

Межвузовская кооперация является формой образовательного и исследовательского взаимодействия вузов на основе объединения интеллектуальных, материально-технических и информационных ресурсов для развития образовательной, научной и инновационной совместной деятельности. Межвузовская кооперация создает условия для усиления фундаментальной составляющей образования в решении задач в смежных областях знаний и на стыках наук, где наиболее вероятно появление научных открытий и прорывных технологий; обеспечения приоритетности исследовательской и практической составляющей подготовки научных кадров, необходимых для эффективного решения научных и прикладных задач, создания и трансфера инновационных технологических разработок в производство; повышения эффективности ресурсообеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса.

Кооперирование вузов осуществляется в соответствии с принципами, принятыми Международным кооперативным альянсом (International Co-operative Alliance, ICA)1. Дополнительными принципами межвузовской кооперации в подготовке научных кадров по перспективным направлениям науки, техники и технологий являются единство образовательного, научного и инновационного процесса в вузе; обеспечение академической свободы; интернационализация образования; расширение академической и научной мобильности; поддержка долгосрочных партнерских отношений в образовательной и научной деятельности; сохранение традиций и эволюционное развитие национальной системы образования2.

Межвузовская кооперация как система обладает достаточно сложной структурой. Она может строиться по двум моделям: простой (гетерогенной, прямой) и сложной (органической, предполагающей специализацию) кооперациям. Могут быть выделены два профиля межвузовской кооперации: горизонтальная (внутриотраслевая) и вертикальная (межотраслевая). Межвузовская кооперация может разделяться по типу, определяемому объединяемыми ресурсами: материально-техническая, кадровая, структурно-организационная. Кроме того, она может различаться по виду в зависимости от характера совместной деятельности, например, образовательная, научно-исследовательская, производственная, инновационная. В рамках образовательной кооперации вузы могут реализовать совместные программы по двум и более смежным специальностям (дуальные или сопряженные), в рамках научно-исследовательской — комплексные научные проекты на стыке наук, в рамках производственной и инновационной — сотрудничать в опытно-конструкторской

и внедренческой деятельности (в том числе на созданных малых инновационных предприятиях при вузах).

В отличие от интеграции, предполагающей слияние различных организаций, сотрудничество на кооперативной основе строится на сохранении экономической и юридической самостоятельности участников кооперации.

Межвузовской кооперации присущ ряд особенностей: договорной характер кооперирования, долгосрочность установленных связей, комплексный характер сотрудничества. Основными механизмами эффективной межвузовской кооперации являются специализация (основа разделения труда), концентрация (обобществление ресурсов), диверсификация (многообразие связей). К основным методам кооперирования (формирования межвузовских связей) относят методы подрядного кооперирования, взаимной частичной специализации, программный и др. В международной практике широко применяются аутсорсинг (outsourcing) и субконтрактинг (subcontracting).

Существующий опыт российских и зарубежных вузов показал, что основная ценность межвузовского кооперирования состоит в формировании соответствующей среды для решения сложных образовательных и научно-технических проблем на стыке наук и смежных специальностей подготовки. Структурные признаки образовательной среды определяются моделями, профилями, типами и видами кооперации, а также оказывают непосредственное воздействие на структуру и содержание академического и исследовательского компонентов программ подготовки научных кадров.

Cформированная в ходе кооперирования вузов образовательная, исследовательская и инновационная среда во многом определяет эффективность и качество подготовки научных кадров. В связи с этим актуальной задачей является выявление степеней влияния тех или иных структурных признаков формируемой среды (видов и типов межвузовской кооперации) на эффективность и качество подготовки научных кадров. При этом качество подготовки определяется системой формируемых компетенций, а эффективность — степенью приближения этой системы к эталонной (необходимой и достаточной для решения определенных проблем на стыке наук).

Мы выявили уровень воздействия различных видов и типов межвузовской кооперации на качество подготовкинаучных кадров, взяв данные Пермского государственного технического университета и использовав соответствующую методику3. Обобщенная многомерная матричная модель межвузовской кооперации может быть задана двумерной моделью М1 (j,k), где j — вид кооперации, k — тип кооперации.

Компетентностная модель М2 (l,q,p), разработанная в соответствии с методикой, имеет трехмерную структуру. Элементы модели m2lqp определяют р-компоненту q-вида l-компетенции выпускника. В частности, в предложенном Макете Федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлениям подготовки (бакалавр, магистр, специалист) предлагается рассматривать компетенции двух типов: универсальные4 (или общекультур-ные5) и профессиональные, каждый из которых включает несколько видов. Для универсальных (общекультурных) компетенций — это социально-личностные, общенаучные, инструментальные виды. Для профессиональных компетенций различают общепрофессиональные компетенции, а также определяемые видом деятельности выпускников: производственно-технологические, организационно-управленческие, научно-исследовательские, проектные. При подготовке специалистов система формируемых компетенций дополняется их профессионально-специализированным видом. В свою очередь каждый вид компетенций характеризуется наличием компонентов — знаний, способностей, умений, готовностей, владений, навыков, мотиваций.

В соответствии с используемой методикой отношения элементов моделей М1 и М2 определялись количественно с применением метода экспертных оценок.

Исследование показало, что при формировании социально-личностных и общенаучных компетенций уровень влияния образовательной кооперации превышает уровень влияния научно-исследовательской (в 3 раза) и производственно-инновационной кооперации (в 1,5 раза). Для формирования инструментальных компетенций наиболее эффективны производственно-инновационная и научно-исследовательская межвузовские кооперации (уровень их влияния почти в 2 раза превышает влияние образовательной кооперации). При формировании профессиональных компетенций наибольшую эффективность имеют научно-исследовательский и производственно-инновационный виды межвузовской кооперации.

В частности, при формировании производственно-технологических и организационно-управленческих компетенций уровень влияния производственно-инновационной кооперации превышает уровень влияния образовательной кооперации в два раза, а научно-исследовательской — в 1,5 раза. При формировании научно-исследовательских компетенций наиболее эффективна научно-исследовательская межвузовская кооперация, уровень влияния которой превышает соответствующий показатель для производственно-инновационной кооперации в 1,7 раза.

Таким образом, образовательная кооперация вузов наиболее эффективна при формировании общенаучных, научно-исследовательская и производственно-инновационная — инструментальных и научно-исследовательских компетенций выпускников.

Анализ влияния типов кооперации на формирование компетенций выпускников показал, что для формирования социально-личностных и общенаучных компетенций наиболее эффективна структурно-организационная кооперация, уровень влияния которой превышает уровень влияния материально-технической кооперации в 3 раза, кадровой — в 1,4 раза. При формировании инструментальных компетенций возрастает уровень влияния материально-технической кооперации вузов (в 1,8 раза по отношению к структурно-организационной и в 1,2 раза — кадровой кооперации). При формировании производственно-технологических и организационно-управленческих компетенций более эффективна структурно-организационная кооперация, уровень влияния которой превышает соответствующие показатели для кадровой кооперации в 2 раза, для материально-технической — в 1,8 раза применительно к производственно-технологическим компетенциям и в 5 раз — организационно-управленческим. Формирование научно-исследовательских компетенций целесообразно производить на основе материально-технической кооперации, уровень влияния которой превышает уровень влияния структурно-организационной в 1,7 раза, кадровой — в 1,3 раза.

Таким образом, кадровая кооперация наиболее эффективна при формировании инструментальных, общенаучных и научно-исследовательских компетенций. Материально-техническая межвузовская кооперация эффективна при формировании инструментальных и научно-исследовательских компетенций, структурно-организационная — общенаучных и организационно-управленческих компетенций выпускников.

В целом можно сделать вывод о том, что для эффективного формирования универсальных социально-личностных компетенций следует развивать образовательную кооперацию кадрового и структурно-организационного типа, для формирования универсальных инструментальных компетенций, определяющих владение технологиями, методами профессиональной и научной многопрофильной деятельности, — научно-исследовательскую и производственно-инновационную кооперацию вузов преимущественно материально-технического типа. Профессиональные компетенции эффективно формируются на основе научно-исследовательской и производственно-инновационной кооперации структурно-организационного типа, причем для формирования производственно-технологических и научно-исследовательских компетенций велик уровень влияния материально-технической межвузовской кооперации.

Проведенное исследование показало, что обоснованный выбор тех или иных видов, типов и организационных форм межвузовской кооперации, производимый исходя из конкретных условий, позволяет эффективно влиять на формируемые компетенции выпускников вузов и, следовательно, на качество подготовки научных кадров.

Межвузовская кооперация обеспечивает необходимую среду для взаимообмена кадровыми ресурсами, методическими разработками и материально-техническими активами научно-образовательных структур. Взаимодействие вузов на основе кооперации обеспечивает условия для эффективной реализации образовательных программ на стыке областей знаний, совмещения фундаментальных и прикладных исследований, вовлечения молодых ученых к выполнению проектов по приоритетным направлениям науки, техники и технологий и тем самым способствует повышению эффективности и качества подготовки научных кадров.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: ICA International Co-operative Alliance. URL: http://www.ica.coop/ al-ica (дата обращения: 16.09.2009).

2 См.: Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях: европейское образовательное пространство: от Лиссабонской конвенции о признании до Болонского процесса / под ред. Г.А. Лукичева. М., 2004. 384 с.

3 См.: Петров В.Ю., Кузнецова Т.А. Влияние процессов интеграции образования и науки на формирование компетенций выпускников вуза // Высш. образование в России. 2008. № 10. С. 7—14.

4 См.: Макет ФГОС ВПО по направлениям подготовки (бакалавр, магистр, специалист). URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe (дата обращения: 10.08.2009).

5 См.: Проекты ФГОС высшего профессионального образования. URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo (дата обращения: 18.09.2009).

Поступила 29.09.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная