Н. Н. Семенова. Бюджетное финансирование сельского хозяйства региона

Н. Н. СЕМЕНОВА

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА1

СЕМЕНОВА Надежда Николаевна, доцент кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

Ключевые слова: бюджетное финансирование; государственная поддержка; субсидия; сельское хозяйство; Республика Мордовия

Key words: budget financing; state support; subsidy; agriculture; the Republic of Mordovia

Бюджетная политика оказывает существенное влияние на развитие сельского хозяйства, которое в силу производственно-экономических и природно-климатических условий, сезонности производства, низкой отдачи капиталовложений не может обходиться без поддержки государства. Необходимость бюджетной поддержки сельского хозяйства обусловлена также необходимостью обеспечения продовольственной безопасности страны.

Государственная поддержка сельского хозяйства в РФ регламентируется Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», в Республике Мордовия — Законом от 26 декабря 2001 г. № 63-З «О государственной поддержке сельского хозяйства». В системе государственной бюджетной поддержки сельского хозяйства в РМ можно выделить три направления получения сельскохозяйственными предприятиями средств из федерального, республиканского и местного бюджетов (рисунок).

В оказании сельскому хозяйству Мордовии государственной бюджетной поддержки за 2004—2008 гг. очевидна тенденция роста. Государственное финансирование из различных бюджетов увеличивается с каждым годом. Так, общий объем бюджетных средств в 2008 г. по сравнению с 2004 г. увеличился на 865 576 тыс. руб., или 33,5 % (таблица).

Удельный вес финансирования сельского хозяйства из федерального бюджета за 2008 г. составил 48,2 %, что на 42,4 % выше уровня 2004 г. За последние 5 лет существенно сократилась доля регионального бюджета в финансировании отрасли (почти 2 раза). Роль местных бюджетов в финансировании сельского хозяйства мала (в среднем за 5 лет — 5,7 %). Большее количество средств в виде субсидий предоставляет федеральный бюджет. Его средства идут на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства, производства конопли, шерсти; компенсацию части затрат, связанных с удорожанием промышленной продукции и услуг (компенсацию части расходов хозяйств на дизельное топливо, приобретение химических средств защиты растений, выплаты процентной ставки по кредитам, затраты на страхование посевов и др.).

Таблицы доступны в PDF версии журнала.
Рисунок  доступн в PDF версии журнала.

Следует отметить, что уровень государственной поддержки из федерального бюджета по сравнению с 2004 г. увеличился в 11 раз. Большая часть средств федерального бюджета выделяется в виде субсидий. Их общий объем в 2008 г. составил 907 559 тыс. руб.

Анализ бюджетной поддержки развития животноводства из федерального бюджета свидетельствует о том, что пока она является недостаточной, но имеет выраженную тенденцию к росту. За период с 2004 по 2007 г. удельный вес расходов государства на мероприятия по развитию животноводства существенно не менялся (1,7 % — в 2004 г., 2,2 % — в 2005 г., 0,8 % — в 2006 г., 1,1 % — в 2007 г.). Но в 2008 г. произошло существенное увеличение бюджетного финансирования развития животноводства. Сумма средств на развитие животноводства за анализируемый период увеличилась в 56 раз (в 2008 г. были выделены 140 340 тыс. руб., что на 137 842 тыс. руб. больше, чем в 2004 г.). В 2008 г. из федерального бюджета были выделены субсидии на комбикорма в размере 120 979 тыс. руб.

Средства, выделяемые из федерального бюджета на развитие растениеводства, носят цикличный характер: 2004 г. — 13 048 тыс. руб., 2005 г. — 9 829 тыс. руб., 2006 г. — 14 064 тыс. руб., 2007 г. — 10 385 тыс. руб. и 2008 г. — 36 235 тыс. руб. За 2004—2008 гг. произошло увеличение финансирования этой статьи в 2,8 раза. Следует отметить, что величина субсидий на поддержку элитного семеноводства сократилась в 3 раза. На компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур из федерального бюджета в 2008 г. были выделены 30 549 тыс. руб., что в 18 раз больше, чем в 2004 г.

В республике действует Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», в рамках которой финансируются мероприятия по развитию газификации и водоснабжения, а также общеобразовательных учреждений в сельской местности. В 2004 г. на развитие газификации были выделены 10 700 тыс. руб., в 2008 г. — всего 5 840 тыс. руб. Расходы на мероприятия по развитию водоснабжения в 2008 г. по сравнению с 2004 г. увеличились в 2,4 раза. С 2006 г. из федерального бюджета начинают выделяться средства на мероприятия по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности и по противопожарной защите сельского хозяйства.

В 2004—2005 гг. действовала Федеральная целевая программа «Повышение плодородия почв земель на 2002—2005 гг.». В рамках реализации этой программы были выделены средства на сумму 91 138 тыс. руб. С 2006 г. начала действовать программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 гг.». Из федерального бюджета в рамках программы были выделены средства только в 2008 г. в сумме 239 029 тыс. руб.

В структуре расходов федерального бюджета на сельское хозяйство наибольший удельный вес принадлежит субсидиям на поддержку сельскохозяйственного производства (в среднем за 5 лет — 66 %).

Закон РМ «О государственной поддержке сельского хозяйства» предусматривает категорию субсидий в рамках поддержки программ и мероприятий по развитию животноводства (поддержка племенного животноводства и производства животноводческой продукции), растениеводства (поддержка элитного семеноводства и производства продукции растениеводства). Из республиканского бюджета юридическим лицам и крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставляются субсидии и на компенсацию части затрат по повышению плодородия почв, в том числе по известкованию кислых почв; проведению технических работ, агрохимического обследования почв сельскохозяйственного назначения; содержанию и ремонту внутрихозяйственных мелиоративных систем; проведению проектно-изыскательских работ.

Кроме того, следует отметить, что из республиканского бюджета предоставляется субсидия юридическим лицам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, вынужденным вести производство в относительно худших природных условиях, на компенсацию части затрат по производству и реализации сельскохозяйственной продукции. В основу расчета субсидии закладывается размер средней дифференциальной ренты с 1 га пашни по группам почв с различными агропроизвод-ственными характеристиками. При этом правом на получение субсидий обладают юридические лица и крестьянские (фермерские) хозяйства, имеющие расчетную абсолютную отрицательную массу дифференциальной ренты по сравнению с дифференциальной рентой в среднем по Мордовии.

Общий объем средств, выделенных из регионального бюджета на развитие животноводства, в 2008 г. составил 124 211 тыс. руб., что в 1,5 раза больше, чем в 2004 г. Причем удельный вес этих расходов в общей совокупности расходов регионального бюджета на сельское хозяйство за анализируемый период заметно увеличился (с 3,5 % в 2004 г. до 13,5 %> в 2007 г.). В 2008 г. произошло снижение удельного веса этой статьи расходов в расходах регионального бюджета на сельское хозяйство в целом на 6 % по сравнению с 2007 г.

Субсидии на поддержку племенного животноводства за 2004—2008 гг. заметно уменьшились: в 2005 г. по сравнению с 2004 г. — на 44 %; в 2007 г. по сравнению с 2006 г. — на 39 %. В целом за 5 лет размер субсидий на поддержку племенного животноводства увеличился почти в 1,5 раза и составил в 2008 г. 24 467 тыс. руб.

Самый высокий уровень государственной поддержки программ и мероприятий по развитию растениеводства из регионального бюджета наблюдается в 2005 г. — 43 556 тыс. руб., что в 1,5 раза больше показателя 2008 г. — 28 658 тыс. руб. и в 1,4 раза больше показателя 2007 г. — 13 516 тыс. руб. С 2004 по 2008 г. сумма субсидий на поддержку элитного семеноводства сократилась в 1,5 раза.

Из регионального бюджета наибольшее количество средств на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур было выделено в 2008 г. — 7 635 тыс. руб., что в 4 раза больше, чем в 2005 г. В 2004 г. субсидии не выделялись.

В рамках реализации программы «Социальное развитие села до 2010 г.» в 2008 г. были выделены 368 912 тыс. руб., что почти в 17 раз больше, чем в 2004 г. Значительное количество средств выделяется на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Следует отметить, что наибольшее количество средств было выделено в 2006—2007 гг. (161 367 тыс. руб. и 157 955 тыс. руб. соответственно). В 2008 г. были выделены 91 590 тыс. руб. На мероприятия по развитию газификации и водоснабжения средства выделялись только в 2008 г. в сумме 14 257 тыс. руб. и 108 895 тыс. руб. соответственно. На мероприятия по обеспечению противопожарной защиты сельского населения средства были выделены только в 2007 г. в размере 2 340 тыс. руб. За другие годы финансирование этой статьи не осуществлялось.

В рамках Федеральной целевой программы «Повышение плодородия почв земель на 2002—2005 гг.» в 2004—2005 гг. было выделено средств на сумму 69 046 тыс. руб. По программе «Сохранение и восстановление почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 гг.» из регионального бюджета были выделены средства в размере 179 937 тыс. руб. Причем объем выделенных средств в 2008 г. вырос по сравнению с 2006 г. почти в 7 раз.

В целом в структуре государственной поддержки сельского хозяйства из регионального бюджета наибольший удельный вес в 2008 г. занимают субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства (33,9 %), прочие субсидии (35,1 %) и расходы по целевым программам (30,9 %).

Помимо субсидий из республиканского бюджета, с 2002 г. в Мордовии реализуется практика финансирования сельского хозяйства за счет средств местных бюджетов. Так, из местных бюджетов республики предоставляются следующие виды субсидий:

— юридическим лицам и крестьянским (фермерским) хозяйствам (на сохранение и увеличение поголовья скота; поддержку производства животноводческой продукции, рыбы прудовой и реализацию этой продукции заготовительным и перерабатывающим организациям; компенсацию части затрат по приобретению зерновых культур, производству и реализации картофеля);

— владельцам личных подворий (за реализацию мяса крупного рогатого скота, мяса и молока, нетелей и телок для обновления дойного стада коров; содержание в личных подворьях дойного стада коров сверх установленного минимума; содержание в личных подворьях свиноматок; компенсацию части затрат граждан по приобретению зернофуража, осеменению скота, ветеринарному, зоотехническому обслуживанию скота). За 2004—2008 гг. объем средств, выделяемых сельскому хозяйству из местных бюджетов, увеличился в абсолютном значении на 15 978 тыс. руб.

Основной проблемой, связанной с распределением бюджетных средств, является определение необходимого уровня субсидирования сельского хозяйства. На наш взгляд, необходимо определять потребность в бюджетных субсидиях с учетом простого или расширенного воспроизводства по нормативу субсидий на 1 га сельскохозяйственных угодий, на поголовье или по нормативу от стоимости валовой продукции сельского хозяйства. Например, для обеспечения расширенного воспроизводства (10 %) объем бюджетного финансирования должен составлять 310—320 млрд руб., или 20 %, от стоимости валовой продукции сельского хозяйства. Фактический объем бюджетного финансирования сельского хозяйства страны составляет 60—80 млрд руб., что недостаточно для расширенного воспроизводства.

Если использовать предложенный норматив в размере 20 % от стоимости валовой продукции сельского хозяйства, то бюджетное финансирование отрасли в республике должно составлять в 2004 г. — 1,1 млрд руб., 2005 г. — 1,4 млрд руб., 2006 г. — 1,8 млрд руб., 2007 г. — 2.3 млрд руб., 2008 г. — 3,3 млрд руб. Только в 2004 г. и 2008 г. уровень бюджетного финансирования отрасли обеспечивал возможность осуществления сельскохозяйственными товаропроизводителями расширенного воспроизводства.

Таким образом, анализ уровня бюджетного финансирования сельского хозяйства в Республике Мордовия позволяет сделать вывод о том, что ситуация в регионе меняется в лучшую сторону: за последние годы увеличивается государственная поддержка. При этом в финансировании сельского хозяйства главную роль играют федеральный и региональный бюджеты. Однако государство не всегда способно вовремя и в полном объеме финансировать агарный сектор.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья опубликована при финансовой поддержке РГНФ и Правительства РМ (проект № 08-02-23211 а/В).

2 Здесь и далее используются данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.

Поступила 04.09.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная