B. А. Ломшин. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы

В. А. ЛОМШИН

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1947 г. И ОТМЕНА КАРТОЧНОЙ СИСТЕМЫ

ЛОМШИН Владимир Александрович, заместитель директора Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве РМ, кандидат исторических наук, доцент.

Ключевые слова: деньги, реформа, карточная система, налоги

Key words: money, reform, card system, taxes

Денежная реформа из-за последствий войны была вынужденной мерой. Во время войны хозяйство воюющей страны, особенно когда на ее территории ведутся боевые действия, приходит в упадок, ее валюта обесценивается в силу упадка товарно-денежных отношений, существенного увеличения спекуляции, отсутствия товаров гражданского назначения и инфляции. К тому же гитлеровская Германия в небывало широких масштабах использовала против Советского Союза эмиссию фальшивых советских денег, пытаясь тем самым подорвать советскую экономику. Война приносит ущерб троякого рода. Одни ее последствия можно изжить сравнительно быстро, восстановив, например, разрушенную дорогу или дом. Другие ликвидируются гораздо медленнее. Чтобы избавиться от них, требуется длительное время. Третьи вечны — это человеческие жертвы. Расшатанность товарно-денежных отношений относится к последствиям второго рода. Нельзя сразу поставить под контроль вышедшую из-под него денежную массу. Xарактерной чертой того периода является то, что взносы и платежи населения по налогам и займам, сложившиеся во время войны, были чрезмерно высокими. Выросшее денежное обращение вело к обесцениванию рубля.

Одним из важных последствий войны стало расстройство финансовой системы. Инфляционные процессы, усугубляемые критической ситуацией на потребительском рынке, расширение зоны натурального обмена свидетельствовали о прогрессирующем обесценивании рубля и ставили под угрозу срыва программу восстановления экономики. Наряду с инфляцией на состоянии государственной казны сказывалось постепенное сокращение источников денежных поступлений от населения: с окончанием войны был отменен военный налог, сократилось перечисление компенсации за неиспользованные рабочими и служащими отпуска в качестве специальных вкладов в сберкассы, прекратилось добровольное поступление средств в фонд Красной Армии.

Важной мерой финансовой стабилизации экономики стала денежная реформа 1947 г. Война привела к невиданному росту расходов на оборону страны, и одним из способов покрытия этих расходов стала эмиссия денег: с начала войны по январь 1946 г. в обращение было выпущено 55,4 млрд руб. (денежная масса по сравнению с предвоенным периодом увеличилась в 4 раза). Власть прекрасно понимала, что денежная реформа должна быть приурочена к полной отмене карточной системы, чтобы упразднить множественность цен, так как в стране действовали низкие пайковые цены на товары, выкупаемые по карточкам, и высокие коммерческие, устанавливаемые в государственных коммерческих магазинах и ресторанах. Комиссия по проведению денежной реформы была создана в мае 1947 г. Реформа готовилась в обстановке строжайшей секретности, однако информация о ее подготовке все же просочилась, началась предрефор-менная лихорадка.

13 декабря 1947 г. в «Известиях» было опубликовано постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) № 3866 от 14 декабря 1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». В постановлении было сказано, что «в настоящее время перед Советским государством встала задача проведения денежной реформы в целях укрепления курса рубля, а также задача отмены карточной системы снабжения и перехода к развернутой торговле по единым государственным ценам»1.

Несмотря на условия военного времени, государству удавалось сохранять довоенные цены на товары по карточкам. Но сокращение государственной и кооперативной торговли предметами первой необходимости и увеличение спроса на колхозных рынках привели к повышению рыночных цен в 10—15 раз.

Переходу к открытой торговле по единым ценам мешало большое количество выпущенных во время войны денег, что являлось препятствием отмены карточной системы, так как излишние деньги в обращении взвинчивают рыночные цены, создают преувеличенный спрос на товары и облегчают возможность спекуляции. Ставилась цель недопущения спекулятивных элементов к скупке товаров после отмены карточной системы.

Денежная реформа предусматривала выпуск в обращение новых денег и изъятие из обращения фальшивых и старых денег. Реформа также предполагала, во-первых, обмен старых денег в соотношении 10 руб. старого образца на 1 руб. нового (не подлежала обмену только разменная монета). Во-вторых, денежные вклады в сберегательных кассах и государственном банке переоценивались на более льготных условиях, чем обмен наличных денег, причем вклады до 3 тыс. руб. переоценивались рубль за рубль. В-третьих, проведена конверсия всех ранее выпущенных государственных займов в соотношении 3 руб. в облигациях прежних займов на 1 руб. в облигациях нового единого займа. В-четвертых, при проведении денежной реформы заработная плата рабочих и служащих, а также крестьян от государственных заготовок и другие трудовые доходы всех слоев населения не затрагиваются реформой и будут выплачиваться в новых деньгах в прежних размерах.

Обмен наличных денег затронул все население страны. Власть планировала нанести главный удар по спекулянтам, накопившим большое количество денег и державшим их в «кубышках». Но материальные потери были неизбежны и среди рабочих, и крестьян, последние пострадали больше всех. По официальной версии — это последняя жертва, но потери большинства трудящихся, связанные с обменом денег, будут кратковременны и незначительны, будут полностью компенсированы благодаря отмене высоких коммерческих цен и снижению пайковых цен на хлеб и крупу.

Обмен всех наличных денег предполагалось провести в течение одной недели, начиная с 16 декабря. В период обмена платежи можно было производить старыми деньгами, но из расчета одной десятой их нарицательной стоимости.

Была разработана сложная система переоценки вкладов в сбербанке: вклады до 3 тыс. руб. обменивались без изменения в номинальной сумме, т. е. переоценивались рубль в рубль, а при вкладе свыше 3 тыс. руб. действовала сложная система градаций вкладов, состоящая в том, что чем больше была сумма вклада в старых деньгах, тем дешевле стоил старый рубль по отношению к новому. Первоначально отмена карточек планировалась на 1946 г., и только продовольственный кризис (засуха, недород) отодвинул реализацию этого решения. С 16 декабря 1947 г. была отменена карточная система снабжения продовольственными и промышленными товарами, отменены коммерческие и введены единые розничные цены на продовольствие и промтовары. Продажа продовольственных и промышленных товаров стала производиться в порядке открытой торговли. Введены единые государственные розничные цены взамен существующих коммерческих и пайковых цен. При чем, если на хлеб, муку, крупу и макароны цены были снижены в среднем на 10 % по сравнению с действовавшими пайковыми ценами, то на остальные виды продовольствия цены были оставлены на уровне пайковых. Цены на продовольственные товары были в целом выше довоенных и, за исключением необходимого минимума, недоступными для большинства населения2.

Благодаря реформе было усилено значение денег в народном хозяйстве, ненамного, но была повышена заработная плата рабочих и служащих, что нельзя сказать про сельских жителей. Они получали «трудодни-палочки», что не повышало денежных доходов и уровня материального благосостояния крестьянина-колхозника.

В Мордовский обком партии была направлена информационная записка «Об организации в МАССР работы в связи с проведением денежной реформы и отмены карточек на продовольственные и промышленные товары». Основной целью предполагаемой работы было восстановление довоенной прочности финансовой базы и организация финансовой системы таким образом, чтобы она была способна обслуживать неизбежный рост общих расходов после войны и ежегодное увеличение госбюджета. Населению, которое оказалось под основным бременем возросших расходов, следовало внушить, что это «последняя жертва» (выражение И. В. Сталина), принесенная им в ходе восстановления хозяйства. Из-за соблюдения режима полной секретности проведения денежной реформы документы не оформлялись. Даже Решение Политбюро (декабрь 1944 г.), на заседании которого был изложен подробный план денежной реформы, не было документировано3. Предложения Министра финансов СССР А. И. Зверева предусматривали изъятие миллиардных денежных сумм у сельского товаропроизводителя, крестьянина, доходы которого квалифицировались как «конъюнктурные» и, следовательно, незаконные с точки зрения советской власти. По ориентировочным расчетам Минфина, накануне войны денежные остатки городского населения составляли 7,3, а сельского населения — 7 млрд руб. К 1945 г. соответствующие суммы составляли уже 19,5 и 34,2 млрд руб.4 Минфин предложил производить обмен 5:1, что наглядно доказывает проведение реформы целиком за счет населения. При проведении реформы старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1. По данным Госбанка, Правительству путем осуществления ряда мер удалось сократить количество денег, находившихся в обращении к началу реформы, с 63,4 до 43,6 млрд руб.

При установлении единых розничных государственных цен на продовольственные и промышленные товары государство исходило из того, что на хлеб и муку цены будут снижаться в среднем на 12 %, а на крупу и макаронные изделия — на 10 %. На мясо, рыбу, жиры, сахар, кондитерские изделия, соль картофель и овощи цены сохраняться на уровне действующих пайковых цен. На молоко, яйца, чай, фрукты цены были установлены применительно к продовольственным товарам; на ткани, обувь, одежду, трикотажные изделия в городах и рабочих поселках устанавливались цены в 3—2 раза ниже коммерческих; на табачные изделия и спички цены будут на уровне действующих пайковых; на пиво цены снизились в среднем на 10 %, а на водку и вино сохранятся старые цены.

Министерству торговли СССР было поручено установить новые, сниженные государственные розничные цены на продовольственные товары по поясам, а также новые государственные розничные цены на промышленные товары для города и деревни. В Постановлении было оговорено, что цены не распространяются на колхозный рынок и на кооперативную торговлю товарами собственных закупок5.

Вслед за объявлением о денежной реформе и отмене карточной системы выходит Постановление Совета Министров СССР № 3867 от 14 декабря 1947 г. «О нормах продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки». В соответствии с ним устанавливались предельные нормы отпуска товаров в одни руки: хлеб печеный — 2 кг; крупа, макароны — 1 кг; мясо и мясопродукты — 1 кг; колбасные изделия и копчености — 0,5 кг; сметана — 0,5 кг; молоко — 1 л; сахар — 0,5 кг; хлопчатобумажные ткани — 6 м; нитки на катушках — 1 катушка; чулки-носки — 2 пары; обувь кожаная, текстильная, резиновая — по 1 паре каждой; мыло хозяйственное — 1 кусок; мыло туалетное — 1 кусок; спички — 2 коробки; керосин — 2 л6. Установленные нормы также распространялись и на кооперативную торговлю в сельской местности на всей территории Советского Союза.

После войны время от времени объявлялось снижение цен на те или иные товары. Вокруг этого мероприятия всегда велась широкомасштабная пропагандистская компания. Но в условиях дефицитной экономики особенно страдало село. Централизованное городское снабжение продовольствием (в год на человека) превосходило сельское (с учетом целевых поставок): по муке — в 12—18 раз, крупе — 13—28, рыбе — 10—14, сахару — 8—12, винно-водочным изделиям — 2,5—3, чаю — в 1,5 раза. Мясо и животное масло распределялось на село только по целевому назначению. Снабжение городского населения промышленными товарами превосходило сельское по швейным изделиям в 3—6 раз, по мылу — 3—10, кожаной обуви — 2,5—5, шерстяным тканям — 1,2—8, трикотажу и табачным изделиям — в 5— 12 раз. Поэтому вследствие огромного дефицита товаров селу доставались крохи. Кроме того, существовали «гужевые наценки», что автоматически повышало розничные цены7.

Денежная реформа в СССР 1947 г. носила конфискацион-ный характер, как и проводившиеся практически одновременно в Западной и Восточной Европе денежные реформы. Однако в определенных аспектах ее условия были мягче и носили более щадящий по отношению к населению характер, чем в других странах.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Решения партии и Правительства по хозяйственным вопросам (1917— 1967 гг.). М., 1968. Т. 3. С. 460.

2 Денежная реформа 1947 года: реакция населения. По документам из «Особых папок» Сталина / сост. Э.Ю. Завадская, Т.В. Царевская // Отечественная история. 1997. № 6. С. 134.

3 Попов В.П. Сталин и советская экономика в послевоенные годы // Отечественная история. 2001. № 3. С. 67.

4 Там же.

5 Решения партии и Правительства ... С. 467.

6 Денежная реформа 1947 года ... С. 135.

7 Никонов А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII—XX вв.). М., 1995. С. 275.

Поступила 08.04.2010.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная