Т. В. Клюкина. Информационная культура и профессиональное творчество студентов-гуманитариев: теория и практика образовательной деятельности в регионе

Т. В. КЛЮКИНА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

КЛЮКИНА Татьяна Васильевна, заместитель директора Института национальной культуры по информатизации Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: информация, культура, личность, образование, общество, процесс, регион, социум, трансформация

Key words: information, culture, personality, education, society, process, region, socium, transformation

Формирование информационной культуры студентов представляет собой сложное коммуникационное образование, состоящее из обучающей деятельности преподавателей и учебно-практической деятельности студентов как единство двух взаимозависимых и взаимообусловленных видов работы, причем каждый из которых является подсистемой и составляет устойчивую взаимосвязь организационно-функционального и оценочно-результативного элементов.

Специфика функционирования Мордовского государственного университета предопределена существованием собственного климата жизнедеятельности мордовского студенчества — собственной информационно-коммуникативной атмосферой. По утверждению Н. И. Ворониной, характеризующей содержательную полифункциональность вуза, «Мордовский университет обладает определенным культурно-историческим пространством (своего рода информационной средой)»1.

Институт национальной культуры — уникальное звено в классической системе вузовского образования. Организованный в 1991 г., он стал главным центром подготовки кадров для учреждений культуры и искусства: руководителей профессиональных и народных музыкальных и хореографических коллективов, актеров, работников библиотек, культурологов, искусствоведов, дизайнеров, рекламных работников и пр. Это единственное в своем роде подразделение, на базе которого не только изучается и осваивается творческое ремесло, но и реализуются в жизнь инновационные стратегии, продукты информационно-культурной деятельности, воплощающиеся в учебно-образовательной и, что весьма важно, в практической профессиональной деятельности.

Феномен динамичной жизнедеятельности студента во время обучения в Институте национальной культуры требует выделения приоритетных характеристик — факторов становления гуманитарных ценностей. Профилирующими инструментариями развития информационной культуры студентов являются научный и гуманитарный факторы.

На базе института существует немало деятельностных форм, новаций, способствующих формированию личностных качеств студента, информационной культуры в собственно научном смысле, которые реализуются посредством трех способов взаимовоздействия: вербальном (получение информации в процессе межличностного общения); аудиовизуальном (способ предполагает воздействие звуковой и зрительной формы); графическом (получение научных, учебных знаний из лекций, книг, журналов, газет, докладов, тезисов в процессе интеракции). Эти способы одновременно воздействуют на студента. Студент, готовясь к практическому занятию, может применять аудиовизуальньные, графические и мультимедийные средства передачи информации. Этому способствует процесс изучения курсов информационных технологий.

Понятие «информационные технологии» трактуется большинством студентов как использование, прежде всего, компьютера. Компьютер для студенческой молодежи — предмет первой необходимости, приоритет покупки, причем внимания в студенческой среде заслуживают лишь те информационные средства, которые обладают новейшими функциональными характеристиками и возможностью использования Всемирной компьютерной сети. Интернет — важное средство получения знаний, а также развлечений для молодежи, особенно в периферийном городе, где возможность выбора досуга не столь велика, как в мегаполисах. Студенты широко используют компьютерные сети как средство общения, предпочитая передавать сообщения не только с помощью электронной почты, но и в режиме реального времени, используя при этом чат-технологии и современные возможности Интернета, позволяющие наряду с текстом одновременно передавать звук и изображение. Пользователь Сети, находя, трансформируя, передавая, копируя информацию, сам того не замечая, совершенствуется, познает, обучается, приобретает определенный минимум знаний, но при этом Интернет сокращает затраты мыслительной деятельности пользователя, нивелирует творческую инициативу, поскольку предлагает уже готовые варианты заданий и ответов.

Использование учебных компьютеров предполагает знакомство с информацией, консультацию, ввод ответа, оценку. Работа на компьютерах позволяет выполнять образовательную функцию — приобретение студентами общего образования. Кроме того, информационно-образовательная функция в Институте национальной культуры чрезвычайно плодотворно реализуется при освоении студентами таких курсов, как «Основы информатики», «Информационные технологии», «Основы информационной культуры», «Компьютерная графика», «Компьютерный дизайн», «Web-технологии в социальной сфере», «Глобальные информационные сети в аналитической работе», «Информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем», «Электронные ресурсы информации», «Электронные библиотеки», «Информационные системы и сети», «Гипертекстовые и экспертные системы» и др. Как правило, первая часть курсов читается традиционным путем, следующие разделы — с использованием информационных технологий 3Б-визуализации: создание блоков лекций в электронном виде с использованием программы Power Point, наполненных текстовой и графической информацией, а также блоков графических анимационных слайдов, блоков визуализации и т. д.

Специалистам гуманитарного профиля, создающим информационные ресурсы и использующим информационные системы в своей профессиональной деятельности, требуется, помимо глубоких знаний в конкретной области, высокий уровень владения информационными технологиями для решения прикладных творческих задач. Изучение актуальных направлений информационных технологий, таких как оптимизация операционных систем и локальных сетей, создание проектов в редакторе трехмерной графики 3d Max, написание веб-страниц и др., дает хорошие результаты и гарантирует высокое качество профессионально-творческих продуктов.

Методика обучения информационно-компьютерным технологиям (ИКТ) в Институте национальной культуры рассматривается «с одной стороны, как набор технических средств, в качестве которых взяты технологии, с другой, как область знаний, связанная с закономерностями, принципами и организацией учебного процесса в целях его эффективного построения»2. Среди многочисленных теорий обучения студентов ИКТ представляет интерес «теория поэтапного формирования», «управление поведением, умственным развитием» умений и навыков студентов3. Наиболее разработанной в этом направлении является система обучения, основанная на «теории поэтапного формирования умственных действий» П. Я. Гальперина4, «управление процессом усвоения знаний», сложившаяся на основе представлений Л. С. Выготского5 о «своеобразии формирования умственных действий» и в дальнейшем развитая в работах А. Н. Леонтьева6.

Согласно этой теории, в онтогенетическом развитии человека совершаются процессы интериоризации действий — постепенного преобразования внешних действий во внутренние, интроспективные. Например, одной из важнейших дисциплин, изучаемых в институте, является курс «Основы информационной культуры». Программа курса в теоретическом плане предполагает систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающую оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей в информации. Владение информационной культурой отражает степень знаний студентов в области методов технологии работы с информацией, а также наличие опыта, навыков выполнения информационных процедур. В практическом плане это означает знание организации информационных процессов, владение приемами поиска, сбора, обработки, анализа и синтеза информации, умение применять технические средства, используемые в информационном процессе.

Изучение курса «Информационные технологии» дает возможность применения компьютера для поиска, сбора, обработки, хранения и предоставления информации. В результате студенты усваивают принципы работы по применению компьютера не только в учебной, но и в будущей профессиональной деятельности.

Не менее важной дисциплиной, ориентированной на формирование компьютерной грамотности, является курс «Информатика». Цель курса — освоение фундаментальных понятий об информации, методах ее получения, хранения, обработки, а также определение роли информации в современном обществе. В процессе обучения у студентов формируются познавательные навыки работы с операционной системой Windows и популярными офисными технологиями фирмы Microsoft: текстовым процессором Microsoft Office Word, табличным редактором Microsoft Office Excel, системой управления базами данных Microsoft Office Access, программой создания мультимедийных презентаций Microsoft Office Power Point и др.

Процессы модернизации учебно-образовательного процесса требуют от профессорско-преподавательского состава института более тщательной перепланировки и систематизации лекционных, практических занятий, графика самостоятельных работ студентов и пр. Необходимо отметить, что результаты этой работы положительны. Например, процессы модернизации и информатизации неизбежно влияют на технологии обучения, поэтому с недавних пор в институте практикуются электронные издания E-book, являющиеся инструментом обучения для студентов и преподавателей. За счет мобильности и удобства эксплуатации виртуальные книги уже завоевали приоритетные позиции на рынке образования вуза. Эволюционным развитием цифровых книг явилась концепция электронного курса (ЭК), представляющего собой совершенно новый формат электронных учебников, отличающихся полной интерактивностью. С помощью ЭК студенты имеют возможность самостоятельно изучать теоретический материал, представленный в виде гипертекста; иллюстрации (рисунки, слайды, графики, таблицы, диаграммы) повышают интерес к информации; краткие выводы по теме студент может воспринимать в виде текста и визуально; обучающийся может себя протестировать. Кроме того, в большинстве ЭК содержатся словари специальных терминов с комментариями.

Большое внимание в учебном процессе уделяется семинарским занятиям, которые служат формой контроля знаний студентов, закрепления изученного материала, представления студентами докладов и обсуждения поставленных в них проблем в аудитории. Самостоятельная работа студентов включает изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, подготовку докладов и сообщений, выступление на групповых занятиях, выполнение практических заданий.

Чрезвычайно важны в формировании личности научные, научно-практические семинары, конференции, проводимые в рамках учебного процесса Института национальной культуры, а также мероприятия, связанные с определением научного потенциала студенческой среды. В институте действуют 14 научных кружков, студенческое научное общество. В 2008 г. в научной периодике опубликованы 70 студенческих статей и тезисов, 9 научных работ студентов представлены на Всероссийский конкурс Министерства образования РФ, 15 студентов принимали участие в зональных и российских олимпиадах по профилю специальностей.

Значительную роль при становлении культурного и научного потенциала играют научные студенческие конференции. С 2008 г. в институте кафедрой культурологии проводится межвузовская студенческая конференция «Дни науки». Этой кафедрой организована олимпиада для школьников «Мировая художественная культура» среди школ с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, а кафедрой дизайна и рекламы — республиканская олимпиада по рисунку для учащихся ДХШ, ДШИ и общеобразовательных средних школ и пр.

Уровень современной информационной подготовки специалиста в процессе учебы — важное условие, определяющее его успехи в профессиональной деятельности. Соответственно, информационной подготовке специалистов, становлению их как личностей, профессионалов следует уделять большое внимание. Предполагаемый современный уровень знаний и умений в сфере использования информационных ресурсов и информационного потенциала включает в себя знания о функциональных возможностях современной информационной техники массового применения; общие представления о существующих в мире глобальных информационно-телекоммуникационных системах; знания о предоставляемых ими информационных услугах; дополнительную профессиональную подготовку в области использования средств информационной поддержки той специфической области знаний (в данном случае гуманитарной), которая характерна для избранного вида профессиональной деятельности. Информационные технологии и средства вычислительной техники являются ядром процесса информатизации университетского образования.

Анализ проблем информатизации в аспекте формирования специалиста позволяет заключить, что процесс обучения происходит эволюционно, со сменой образовательных этапов и выступает как важнейшая закономерность развития всей системы университетского образования, а также и процесса социализации личности студента. Иными словами, проблема информационной индивидуальности студента гуманитарной сферы определяется его потребностью в информации, которая является субстанциональным атрибутом, так как процесс его жизнедеятельности во многом зависит от способности воспринимать внешнюю информацию и моделировать в соответствии с ней свое отношение не только к окружающему миру, но и к самому себе. Она проявляется в индивидуальной информационной культуре, которая определяется совокупностью информационных потребностей, а также в специализированной информационной культуре, представляющей собой интегративную качественную характеристику своеобразия процессов производства, преобразования, хранения, передачи и потребления профессиональной информации. Современный этап информатизации как составляющей профессионального мастерства студента-гуманитария характеризуется тем, что особо актуальной становится выработка нравственно-этических норм в системе информационных коммуникаций.

Учитывая то, что информация — основной ресурс современной эпохи, а информационные технологии обусловливают специфику современного социума, правомерно обозначить понятие «информационная культура» как смыслосодержа-тельную характеристику информационного общества и, в частности, характеристику сформировавшейся личности гуманитария. При этом культура как результат взаимодействия смыслообразующих субъектов предполагает не только социетальный, но и индивидуальный уровень использования этой категории. На уровне личности студента-гуманитария информационная культура воспринимается как вид специализированной культуры — это умения, навыки обращения с информацией, информационно-коммуникативными технологиями, т. е. «компьютерная» культура в технологическом и ценностно-нравственном понимании. Подобный подход актуализирует ведение спецкурсов в институте не только по информатике как техническому овладению программным обеспечением персонального компьютера и интернет-ресурсами, но и учебных дисциплин, раскрывающих гуманитарный контекст глобальной информатизации. С этой точки зрения представляется важным предложение членов Международной Академии Информатизации, находящейся в генеральном консультативном статусе ООН, «внести в учебные планы образовательных учреждений всех уровней дисциплину „Информационная культура личности"»7.

Значение информационных технологий заключается не только в компьютерной грамотности, умении организовать поиск необходимой информации, работать с ней и т. п., но и, учитывая специфику Института национальной культуры, в умении облекать творческим, активным, жизнеутверждающим содержанием собственные продукты информационно-профессиональной деятельности, поскольку отличительной особенностью обучения в институте является практическая направленность. За пять лет обучения студенты большинства специальностей неоднократно проходят практику, совершенствуя гуманитарные знания будущей профессии, участвуют в различных профессиональных мероприятиях городского, межрегионального и российского уровней.

Информационное поле института настолько широко и разнообразно, что студенты, вливаясь в него, получают огромный заряд для творчества, в то же время популяризация идей потенциала оптимизируется огромным количеством наград, дипломов, премий, которыми студенты и преподаватели отмечены за профессиональные достижения в гуманитарной сфере знания. Формирующее влияние на личность оказывают конкурсы различных территориально-типологических уровней. Например, кафедра дизайна и рекламы ежегодно проводит межрегиональный фестиваль социальной рекламы

«Гвоздь». Это наглядный результат приобщения студентов к многоуровневым атрибутам информационной культуры современного общества, «проба» профессиональной деятельности студентов.

Профессиональное творчество выражается также и в других мероприятиях, организованных студентами и преподавателями. Например, культура сознания, мышления, творчества студентов отражена в подготовке коллекции костюмов для участия в Международном конкурсе высокой моды народного костюма «Этно-Эрато» (г. Москва, 2009 г.). На этом мероприятии демонстрировалась коллекция женской этнической одежды «Велесовы дни». Участники яркого шоу проявили выдумку, фантазию, используя при моделировании ансамблей костюмов из павловских платков методы дизайн-проектирования, графического моделирования, фотографии, рисунка, графики и т. д. Взаимообусловленность творческого потенциала и образовательного информационно-технологического начала личности студента свидетельствует о том, что обучающиеся прекрасно овладели дисциплинами не только общеобразовательного культурологического цикла, но и курсов информационных технологий, дисциплинами профессиональной направленности «Основы рисунка и графики», «Основы дизайн-проектирования» и пр.

Оснащение института современной компьютерной техникой и соответствующим учебному плану специализированным программным обеспечением позволяет использовать информационные технологии на всех отделениях института. Так, в образовательный процесс направления «Музыкальное искусство» включена дисциплина «Музыкальная информатика». Это очень молодая и динамично развивающаяся область знаний, находящаяся на стыке техники и искусства. В музыкальную информатику включается изучение базовых составляющих мультимедийного компьютера, МИДИ-техно-логий, нотографии, музыкального программного обеспечения, основ звукорежиссуры, акустики музыкальных инструментов и др. В процессе обучения восстанавливаются и «реставрируются» архивные нотные материалы сольного, хорового, фольклорного народного пения, представляющие национальную ценность, входящие в республиканский и всероссийский фонды культуры. Подготавливается музыкальный фон для сопровождения концертной деятельности института. Все проводимые в Институте национальной культуры мероприятия записываются на видео и фотографируются. Методика традиционно-оперативного фотографирования трансформируется студентами в инсталляционное отражение своеобразных компьютерных сюжетов, сформированных путем наложения друг на друга нескольких слоев фотографического изображения с помощью редактора мультимедийной графики Power Point. Видеоматериалы обрабатываются в программах для создания фильмов Windows Movie Maker, Pinnacle Systems STUDIO. Фантастические анимационные картинки, ирреальные видеоэффекты, шумовые спецэффекты, сопровождающий музыкальный фон, сложно сконструированные визуально-графические титры свидетельствуют о больших возможностях интеллектуального потенциала студентов института.

Следует отметить презентации, выполненные студентами в программе MS Power Point, рассказывающие о жизни и творчестве представителей национальной культуры. Например, это презентация творчества мордовского живописца Ф. В. Сычкова, включающая фоновое сопровождение на мордовском языке; тематические презентации «Верования мордвы»; «Национальная библиотека им. А. С. Пушкина», экспонирующая электронные экскурсии по залам библиотеки, выставки книг, новые поступления; «Времена года», в которой интересные фотосюжеты перелистываются на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года»; презентация испанского танца «Фламенко», где с помощью монтажа компьютерной графики раскрываются все фантастические особенности южного танца.

Кроме того, результатом креативно-практического подхода к обучению информационным технологиям являются ежегодные внутривузовские мероприятия. Это «Студенческая весна» как своеобразная творческая презентация жизнедеятельности института. Характерно то, что организация, подготовка и проведение «весны» полностью зависят от студентов. Одномоментно участники являются режиссерами, хореографами, композиторами, звукорежиссерами, исполнителями художественно-творческих номеров, а также зрителями и слушателями. Результатирующим моментом этого мероприятия стал фильм для представления музыкальных номеров, смонтированный к студенческой весне 2008 г. В его

создании принимали участие студенты всех специальностей института. Дизайнерская графика, оформленная голосовым и музыкальным сопровождением, последующие сценические представления заслужили признание жюри. В результате студенческий коллектив Института национальной культуры был признан победителем в номинации «Использование современных информационных технологий».

Одним из действенных средств формирования информационной атмосферы института является также продолжающееся информационное издание «Проспект Культуры». Сегодня издано несколько номеров институтской многотиражки. На издание возлагаются большие надежды, поскольку газета способна стать проводником всех творческих начинаний коллектива, агитатором новационных методик, организатором новых мероприятий, имеющих практическую значимость.

Единением теории и практики стала защита дипломных проектов первого выпуска дизайнеров в 2008 г. Выпускники представили макеты интерьеров, объектов ландшафтного дизайна и городской архитектуры, выполненные с помощью объемно-пространственного проектирования в программах компьютерной графики (3DStudioMAX, PhotoShop, Archie-CAD, AutoCAD, Solid Works).

В условиях формирования информационного общества информационное образование приобретает смысл «базисного» социального феномена. Развитие системы образования во многом определяется тем, какие мировоззренческие установки выступают ориентирами этого процесса. Ценности информационного образования всегда являлись выражением существующего образа мира и ментальности, а идеал образованности — выражением культурного стереотипа. Причем высший уровень ценностей личности сегодня включает в себя такие критерии, как творчество, активная жизнедеятельность, широта взглядов. Формирование ценностей зависит от образовательной динамики личности и ее социокультурного окружения, информационного образования. В Институте национальной культуры у студентов формируется потребность не только в получении информации в какой-либо области науки, но и в применении знаний в решении проблемы посредством знания дисциплины. Формируется также потребность в продуктивном диалоге обучающего и обучающегося на передачу и совместную выработку интеллектуального поиска, направленного на реализацию знаний в практическом исполнении. Формирование информационной культуры, критического интеллекта обучающихся способствует плюрализации представлений о реальности, снятию неопределенности, что можно рассматривать как условие создания инновационного климата в обществе и формирования новой гуманитарной личности регионального социума, обладающей научно-рациональными, профессиональными качествами.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Воронина Н.И. Лики провинциальной культуры. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2005. С. 173.

2 Бочкова Р.В., Киселев Г.М. ЭВМ в учебном процессе: учеб. пособие. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997. С. 76.

3 См.: Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984. 344 с.

4 См.: Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: Изд-во МГУ, 1965. 52 с.

5 См.: Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. Т. 3. С. 84.

6 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

7 Образование в информационном обществе XXI века. М.: Междунар. изд-во «Информациология», 2003. С. 93—95.

Поступила 29.03.10.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная