Т. Н. Иванова. Социально-экономические аспекты профессиональных устремлений молодежи (на примере Тольяттинского государственного университета)

Т. Н. ИВАНОВА

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

ИВАНОВА Татьяна Николаевна, доцент кафедры социологии Тольят-тинского государственного университета, кандидат социологических наук.

Ключевые слова: молодежь, притязания, становление, рынок, самоопределение, устремления

Key words: youth, pretensions, formation, market, self-determination, ambitions

Проблема профессионального самоопределения всегда была весьма актуальной. Значительное внимание уделялось вопросам динамики образовательных и профессиональных планов молодежи, представлений молодого поколения о будущем в профессиональном и жизненном планах, особенностей взаимосвязи ближайшей профессиональной и отдаленной жизненной перспективы.

В процессе профессионального становления молодежи формируются социальные качества нового поколения, его система ценностей и отношения с обществом в целом, личность преследует более или менее отчетливые цели: занять стабильную позицию в конкретной сфере жизнедеятельности, достичь определенного статуса и определить свою социальную роль.

Профессиональную принадлежность с учетом квалификационных, образовательных и иных характеристик можно рассматривать как показатель, характеризующий социальное положение человека в обществе. Технико-экономические и организационные перемены в мире профессий влекут за собой определенные социальные последствия. Меняются характеристики социального статуса и сам социальный статус многих профессий, изменяются социальные отношения между профессиональными группами и категориями работников. Изменения в содержании труда выдвигают особые, подчас противоречивые требования к носителям определенного профессионального статуса. В настоящее время эта тенденция усиливается, поэтому, на наш взгляд, профессиональное самоопределение представляет собой сознательное, активное выявление и утверждение собственного статусного и ролевого положения в системе социальных отношений и общественного распределения труда.

Взгляд на профессию как на выбор социальной роли предполагает высокую активность личности и подводит нас к мысли об индивидуальной иерархии факторов выбора профессии, присущей каждому индивиду. Факторы являются лишь возможностью, а какие из них и в какой последовательности они окажут влияние на реальный процесс выбора, зависит от особенностей конкретной личности.

В октябре 2008 г. кафедрой социологии Тольяттинского государственного университета было проведено социологическое исследование по проблемам развития гуманитарного образования.

Объектом исследования были студенты 1-х курсов Гуманитарного института Тольяттинского государственного университета (ТГУ), обучающиеся по специальностям «социология», «история, теория и практика преподавания иностранных языков и культур», «журналистика», «психология», «перевод и переводоведение», «филология». Объем генеральной совокупности составлял 150 чел., величина выборки n = 112 чел. Сбор эмпирической информации проводился путем группового (аудиторного) анкетирования студентов по месту учебы в целевой аудитории. Анализ и обработка данных были проведены с использованием программного обеспечения «Детерминационный анализ. 5 версия».

В процессе исследования выявлялись факторы, влияющие на принятие решения о получении гуманитарного образования. Возможность поступления в прочие учебные заведения рассматривали 43,8 % респондентов, 55,4 % подобных возможностей не рассматривали. Это говорит о высокой популярности Гуманитарного института в городе, для большей части опрошенных выбор был более чем очевиден. Согласно субъективным оценкам респондентов, выбор учебного заведения был произведен сознательно (76,8 %), менее категорично ответили 17 %, затруднившихся с ответом оказалось 6,3 %. С учетом этого можно говорить о высокой степени сознательности поступающих в ТГУ, что также может свидетельствовать о довольно высоком уровне удовлетворенности институтом.

Главной причиной выбора Гуманитарного института ТГУ как места обучения являлось стремление получить интересующую специальность (71,4 %), чтобы в будущем иметь высокооплачиваемую должность (32,1 %). Прочие варианты ответа «получить высшее образование вообще, а там видно будет», «чтобы учиться именно в ТГУ», «чтобы пожить студенческой жизнью» заметно менее популярны (25 %, 18,8 % и 14,3 % соответственно). Это говорит о том, что поступающие в Гуманитарный институт в большей степени заинтересованы в предмете обучения, статусе получаемой профессии, в значительно меньшей степени — материальных выгодах в профессиональной деятельности. Прочие варианты ответа представляют менее сознательные модели поведения.

Наиболее популярными вариантами ответов на вопрос о факторах, повлиявших на выбор ТГУ в качестве места обучения, были ответы, связанные с выбранной (гуманитарной) специальностью. Так, «целенаправленно поступал в Гуманитарный институт на интересующую специальность» и «мне всегда были ближе гуманитарные специальности» отметили 64,3 и 58 % респондентов соответственно. Прочие варианты ответа были значительно менее популярны. Особо следует отметить 20,5 % отметивших большое значение развитой внеучебной деятельности. Большинство студентов твердо уверено в высоком качестве получаемого образования (65,2 %), не столь категоричны 31,3 % опрошенных. Затруднились ответить на этот вопрос 3,6 %.

Основными источниками информации, откуда первокурсники узнали о Гуманитарном институте ТГУ, являются «знакомые и родственники» (29,5 %) и «день открытых дверей ТГУ» (24,1 %). Меньшее число в качестве источника информации указало сайт ТГУ (17 %), газеты и журналы указали 10,7 %, а 7,1 % отметили агитаторов Гуманитарного института. Таким образом, наиболее значимым источником информации о Гуманитарном институте ТГУ являются личные контакты со знакомыми и родственниками, сарафанное радио. Как правило, в Гуманитарный институт поступают сознательно, получив необходимую информацию из первых уст, отсюда и высокое значение дня открытых дверей. Наиболее популярными ответами на вопрос о том, «что вам больше всего понравилось на дне открытых дверей», были подробная информация о специальностях в буклетах и на стендах (25,9 %), театрализованное представление в исполнении студентов (17,9 %), вежливость и обходительность в общении работников и студентов вуза (17 %). Треть респондентов (33,9 %) затруднилась с ответом. Можно сказать, что день открытых дверей воспринимается в большей части как информационное мероприятие, прочие аспекты менее весомы, хотя также имеют значение.

Оценки информационного наполнения сайта Гуманитарного института ТГУ в большинстве своем положительны: отрицательных оценок всего 1,8 %, а 17,9 % затруднились с ответом. Более 80 % опрошенных отметили достаточность информации на сайте ТГУ, но большинство оценок не было категоричным: 38,4 % категорично положительных оценок к 42 % «сомневающихся». В целом наполнение сайта Гуманитарного института ТГУ в оценках первокурсников можно признать приемлемым, но нет предела совершенству.

На вопрос о необходимости рекламы Гуманитарного института ТГУ большинство первокурсников ответило положительно: «сторонников» рекламы оказалось 47,3 %, противников — 25,1 %, затруднились с ответом 28,6 %.

Наиболее приемлемым форматом рекламы Гуманитарного института были названы телевизионный ролик (40,2 %), «посещение школ студентами, целенаправленная агитация» (32,1 %). Менее популярными оказались реклама в Интернете (20,5 %), создание профориентирующих центров для школьников при Гуманитарном институте ТГУ (18,8 %), газетная публикация (17,9 %), презентация или выставка (14,4 %). Наименее популярен радиоролик (5,4 %).

Оценки популярности Гуманитарного института среди студентов-первокурсников по институтам ТГУ в большинстве своем положительные. «Условно негативных» оценок оказалось 7,1 %, «нейтральных» — 11,6 %, «положительных» — 77,7 %. Затруднились с ответом 3,6 % респондентов. Из ответов видно, что значительная часть студентов-первокурсников (42,9 %) стояла перед выбором нескольких специальностей Гуманитарного института, 53,6 % перед подобным выбором не стояли. Вместе с тем значительная часть абитуриентов, определившись с направлением и местом обучения, испытывает некоторые сомнения в выборе специальности. Можно предположить, что у большинства студентов гуманитарного образования присутствует желание изучать специальности смежных гуманитарных направлений, в рамках факультативов или в рамках второго высшего образования. Наибольший интерес для студентов представляют специальности «журналистика» (19,6 %), «психология» (12,5 %), «перевод и переводоведение» (9,8 %). Прочие варианты ответа значительно менее популярны.

Большинство опрошенных считает специальности Гуманитарного института интересными, актуальными для города (67,9 %). Сомневаются в этом 16,1 %, 16,1 % респондентов затруднились с ответом. Чаще прочих наименее актуальной дисциплиной называлась история (15,2 %), значительно реже — социология (5,4 %), филология (3,6 %) и прочие дисциплины (2,7 % и реже). Затруднились с ответом 69,6 %. Наиболее перспективными специальностями ТГУ были названы «журналистика» (42,9 %), «теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (25,9 %). Прочие специальности назывались примерно с одинаковой частотой (15,2—17,9 %).

Значимой для города считают свою профессию более 75,9 % студентов, незначимой — 3,6 %. Сложной для освоения считают свою профессию более половины опрошенных (55 %), примерно равное число (немногим более 20 %) считает свою профессию (обучение) несложной (или возникло затруднение с ответом).

Относительно перспектив работать по специальности по окончании университета были получены в целом оптимистичные ответы: почти 70 % респондентов ответили на этот вопрос утвердительно, отрицательно — 4,5 %, затруднились с ответом более 25 % опрошенных.

На вопрос о важности и перспективности работы в сфере получаемой специальности 46,4 % дали ответ «очень важная и перспективная». Неважной и неперспективной считают свою профессию 4,5 %, затруднились с ответом 23 %. Большинство студентов (почти 80 %) твердо уверено в выборе своей профессии и даже при наличии шанса «начать все с начала» ничего не стало бы менять. Затруднились с ответом 7,1 %, хотели бы что-то изменить 6,3 %.

Результаты исследования показывают необходимость инновационных социально-экономических подходов в развитии профессионального самоопределения молодежи. Мерой инновационного потенциала, жизнеспособности и жизнестойкости общества становится его способность обеспечивать образовательное пространство для созидательной, творческой деятельности людей, адекватной оценки ее продукта, принятия результатов этой деятельности. Примером использования новых подходов является разработка индекса развития социально-трудового потенциала молодежи. Концепция развития социально-трудового потенциала ориентирована на повышение качества жизни, расширение возможностей человека во всех областях общественно-полезного труда. Развитие именно социального потенциала необходимо брать за основу оценки уровня развития молодежи. Критериями оценки при этом являются продолжительность жизни, уровень образования, валовый внутренний продукт.

Профессиональное самоопределение молодежи детерминировано процессом глобализации. За последнее время жизненный путь каждого человека оказался накрепко связан с судьбой мира и планеты. Наша планета «уменьшилась» благодаря развитию транспорта и средств коммуникаций через системы электронной связи, спутникового телевидения и Интернет.

Не менее важными факторами являются общественное устройство и государственная идеология, которые влияют на процессы социализации, вырабатывающие образцы социальных ролей. Условия социализации зависят не только от уровня экономического развития, но и от особенностей социально-профессиональной структуры общества. Одной из характеристик развитого общества является вертикальная социальная мобильность, определяемая возможностями различных членов общества перемещаться из одного социально-профессионального слоя в другой, более высокий по социальному статусу. Весьма важна для личности в процессе профессионального становления реальная оценка возможности перехода благодаря повышению своего образовательного и профессионального уровня. Не менее значимы также инициативы в реализации личностных качеств.

Поступила 15.10.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная