Г. Г. Зейналов, Л. В. Стародубцева. Анализ потребности региона в образовательных услугах Мордовского педагогического института

Г. Г. ЗЕЙНАЛОВ, Л В СТАРОДУБЦЕВА

АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТИ  РЕГИОНА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГАХ МОРДОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА1

Ключевые слова: образовательные услуги, образовательные учреждения, региональный рынок образовательных услуг

Key words: educational services, educational institutions, regional market of educational services

ЗЕЙНАЛОВ Гусейн Гардаш оглы, профессор кафедры философии Мордовского государственного педагогического института, доктор философских наук.

СТАРОДУБЦЕВА Любовь Викторовна, доцент кафедры менеджмента и экономики образования Мордовского государственного педагогического института, кандидат социологических наук.

ZEYNALOV Gusein Gardash Ogli, Doctor of Philosophical Sciences, Professor at the Department of Philosophy, Mordovian State Pedagogical Institute (Saransk, Russian Federation).

STARODUBTSEVA Lyubov Viktorovna, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Management and Economy of Education, Mordovian State Pedagogical Institute (Saransk, Russian Federation).

В статье анализируются результаты социологического исследования потребностей в образовательных услугах Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева. По данным анкетного опроса можно отметить, что этот вуз является активным субъектом взаимодействия на рынке образовательных услуг в регионе. В свою очередь у многих образовательных учреждений есть необходимость в образовательных услугах этого учреждения.

The paper analyzes the results of a sociological research of the region's need for educational services provided by the Evseviev Mordovian State Pedagogical Institute. Basing on the analysis of the results of a survey, it can be noted that this institution of higher education is an active participant in interaction in the regional market of educational services. In turn, many educational institutions need educational services provided by this educational institution.

В настоящее время изучение проблем и тенденций развития рыночных отношений в сфере образования является одной из актуальных задач. В области профессионального образования организация систематического наблюдения за ходом и характером рыночных тенденций особенно важна.

Особенности и направления развития рынка образовательных услуг, обусловленные влиянием широкого круга разнообразных факторов, являются предметом постоянного интереса субъектов этого рынка. Вместо оценки качества образовательной услуги потребители могут использовать экспертные оценки уровня и качества знаний учащихся или результаты экзаменов и тестовых испытаний2.

Рынок образовательных услуг стремительно развивается и, как любой другой рынок, подчиняется определенным закономерностям развития. Образовательные учреждения получили возможность выбора программ, форм, средств, методов обучения и воспитания. В силу того что многие образовательные услуги предоставляются потребителям бесплатно, деятельность производителей этих услуг не имеет стоимостной оценки. Одной из причин такой ситуации является отсутствие субъекта, готового оплачивать подобные услуги. Это обстоятельство порождает значительные трудности в мотивации к предоставлению услуг высокого качества3.

Рынок образовательных услуг подвержен влиянию тех же факторов, которые воздействуют на любой другой. Однако его специфика заключается в сочетании рыночных и нерыночных механизмов функционирования. Такое сочетание вытекает из особенностей образовательной деятельности как услуги, направленной на удовлетворение не только частной потребности, но и общественной4.

Одна из важных проблем современного образования — установление соответствия между интересами и возможностями различных субъектов, действующих в системе образования. Дальнейшее развитие рыночных отношений, усиление конкуренции на рынке образовательных услуг вызывают необходимость изучения состояния этого рынка, оценок и ожиданий потребителей образовательных услуг. Для исследования потребностей в образовательных услугах Мордовского государственного педагогического института (далее — институт) в регионе в апреле 2013 г. проведен анкетный опрос руководителей образовательных учреждений Республики Мордовия.

В опросе участвовали все районы (21 район) Республики Мордовия и г. Саранск (всего 263 учебных заведения). Территориальное расположение вуза повлияло на состав респондентов и определило то, что больше всего их (81 учреждение, или 30 %) из г. Саранска. В составе участников опроса преобладают школы (166 школ, или 62 %), что можно объяснить более налаженными связями института с данным видом образовательных учреждений. Вторые по численности — дошкольные образовательные учреждения (73, или 27 %). Также представлены лицеи (8, или 3 %), техникумы (5, или 2 %), колледжи (4, или 2 %) и гимназии (3, или 1 %).

По результатам опроса, средний возраст педагогов составил до 45 лет, в основном от 40 до 50 лет (116 учреждений, или 44 %). Это возраст, когда люди строят свою профессиональную карьеру и способны повышать квалификацию. Только в трех учреждениях (1 %) средний возраст педагогов 30 лет. В то же время имеются образовательные учреждения, в которых средний возраст педагогов приближается к пенсионному (5 %), следовательно, в перспективе возникнет потребность в педагогических кадрах.

Основная часть анкеты содержит вопросы, направленные на определение потребностей региона в дополнительных образовательных услугах института.

В вариантах ответа на вопрос «В педагогических кадрах каких специальностей нуждается учреждение на 2013/16 учебные годы?» предложено 29 специальностей (табл. 1).

Можно сказать, что образовательные учреждения региона ощущают потребность в педагогах различного профиля. На основе анализа распределения выбора в таблице можно сделать вывод, что наибольшую потребность в кадрах, подготовкой которых занимается институт, испытывают дошкольные образовательные учреждения. Следующие по количеству выборов учителя английского языка (35, или 15 %) и физической культуры (27, или 11 %).

По результатам ответов на вопрос «В каких из указанных программ профессиональной переподготовки нуждается Ваше образовательное учреждение на 2013/16 учебные годы?» можно отметить, что больше интереса вызвали переподготовка в области менеджмента образования и педагогики (53 образовательных учреждения, или 22 %). В вариантах ответа на вопрос «Какие программы необходимы педагогам образовательного учреждения для краткосрочного повышения квалификации на 2013/16 учебные годы?» предложено 39 специальностей, из которых выбраны все.

Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.

В вариантах ответа на вопрос «Интересуют ли Вас следующие направления работы института на 2013/16 учебные годы?» всего предложено 11 направлений диагностики и тренингов. Многие респонденты (62 учреждения, или 26 %) не понимают значимость этой работы, 15 %, или 35 учреждений, вообще не нуждаются в данном направлении. Больше интереса вызвали «Диагностика организаторских и коммуникативных способностей сотрудников» (40 учреждений, или 17 %) и «Диагностика профессиональной мотивации кадров» (36 учреждений, или 15 %).

По результатам ответа на вопрос о наиболее предпочтительных формах повышения квалификации для педагогов образовательного учреждения на 2013/16 учебные годы можно сделать вывод, что наиболее востребованы семинары-практикумы (131 учреждение, или 55 %) и мастер-классы (129 учреждений, или 54 %).

Следует отметить, что интерес вызвали практически все предлагаемые МГПИ образовательные и иные услуги. Но особо выделяются «Переподготовка и повышение квалификации» (68 учреждений, или 29 %) и «Оказание юридических консультаций» (62 учреждения, или 26 %). Только 8 учреждений (3 %) не нуждаются в подобной помощи.

На основе анализа результатов основной части анкеты можно отметить, что на территории Мордовии функционирует рынок образовательных услуг и институт является активным участником этого процесса. Хотя этот рынок находится на стадии формирования и складывается практически стихийно, у многих образовательных учреждений есть необходимость в образовательных услугах института. Следует отметить, что институт не является законодателем на этом рынке и многое зависит от умелых управленческих решений.

Дополнительная часть анкеты охватывала вопросы, выясняющие условия существования рынка образовательных услуг.

Результаты опроса показали, что при принятии решения об обучении сотрудников именно в институте, значительное влияние оказывает тот фактор, что вуз зарекомендовал себя как предлагающий качественное образование (119 учреждений, или 51 %) и обладающий квалифицированным профессорско-преподавательским составом (82 учреждения, или 35 %) (табл. 2).

Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.

В ответах на вопрос «Что подталкивает к налаживанию связей с институтом?» на первое место респонденты ставят качество преподавания (84 респондента, или 36 %). Востребованность предлагаемых специальностей занимает второе место, затем следуют инновационная деятельность и политика вуза.

Сотрудничать с институтом руководители образовательных учреждений готовы в основном на безвозмездной основе (149 респондентов, или 64 %).

Каждый из предложенных вопросов заслуживает отдельного внимания, так как определяет условия достижения поставленных задач на региональном рынке образовательных услуг. По результатам исследования можно сделать вывод, что кадровое обеспечение образовательных услуг обусловлено качеством профессорско-преподавательского, научно-исследовательского и административно-управленческого персонала всех уровней (профессиональными, деловыми и личностными характеристиками, способностью к образованию и развитию, обладание современными знаниями и навыками, практическим опытом в профессиональной области и пр.); качеством учебно-вспомогательного персонала. Материально-техническая база вуза, соответствующая современным требованиям рынка, и информационная компетентность персонала в значительной степени влияют на успех5.

Таким образом, на основе анализа потребностей рынка региона в образовательных услугах института можно сделать вывод, что рынок образовательных услуг региона только формируется. Еще полностью не установлены правила и нормы взаимодействия. Формируются локально замкнутые участки и участники рынка. Многие учреждения (около 41 %) стараются решать свои проблемы самостоятельно. Более половины опрошенных (64 %) пытаются получить услугу на безвозмездной основе, что не соответствует принципам функционирования рынка. Вертикальные связи более развиты, чем горизонтальные. В процессе формирования рынка образовательных услуг (для развития конкурентоспособности института и реализации принципов рыночного взаимодействия) необходимо достаточное количество квалифицированных специалистов и хорошо организованная система управления процессами для реализации образовательных программ, проведения современных научных и научно-методических исследований, управления процессами в вузе и регионе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств мероприятия 2.1.1 «Решение комплексных проблем по разработке и внедрению гуманитарных технологий в образовательную практику на базе НОЦ и НИЛ)» Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2012—2017 гг. «Педагогические кадры для инновационной России».

2 См.: Анисовец Т.А. Экономика образования и образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие (компендиум). СПб.: Отд. оператив. полигр. НИУ ВШЭ, 2012. С 18.

3 См.: Винокурова Н.В. О возможности инновационного развития педагогических вузов // Гуманит. науки и образование. 2011. № 2. С. 9.

4 См.: Листвина Е.В. Риски образовательного пространства // Там же. 2012. № 1. С. 42.

5 См.: Кадакин В.В. Инновационные процессы в высшем образовании //

Там же. № 2. С. 9 — 12. Поступила 02.09.2014.

G. G. Zeynalov, L. V. Starodubtseva. Analysis of the Region's Need for Educational Services Provided by the Mordovian Pedagogical Institute

The paper presents an analysis of the results of a sociological research of the region's need for educational services provided by the Mordovian State Pedagogical Institute. Study of the problems and trends of the market relations development in the education market is one of the most urgent tasks now. In vocational education, the problem of organization of systematic observation of the development and the nature of qualitative market changes is particularly important.

One of the most important tasks of modern education is to establish correspondence between the interests and capabilities of different actors in the education system. Further development of market relations, strengthening of competition in the market of educational services make it necessary to study this market's condition, estimates and expectations of consumers of educational services. To study the region's need for educational services provided by the Mordovian State Pedagogical Institute, a questionnaire survey of heads of educational institutions of the Republic of Mordovia was conducted. The survey involved all the districts (21 districts) of Mordovia and Saransk — 263 educational institutions altogether. Basing on the analysis of the results of the main part of the questionnaire, it can be noted, that there is a market for educational services on the territory of Mordovia and the Mordovian State Pedagogical Institute is its active participant. Although this market is at a formative stage and it develops almost spontaneously, most educational institutions need additional educational services provided by the Mordovian State Pedagogical Institute. It should be noted, that the Mordovian State Pedagogical Institute is not the trend setter in this market and a lot depends on skillful management decisions.

 

 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная