В. Е. Пулов. Роль физической культуры в социализации личности

Статья, опубликованная в журнале «РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY» (2014. № 4(89). С. 196—204) под названием «Роль физической культуры в социализации личности», автором которой является Пулов Вячеслав Евгеньевич, аспирант кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института», отзывается из печати с согласия издателя.
Изъятие (ретракция) публикации обусловлено выявлением плагиата в этой статье. Материал статьи был взят из кандидатской диссертации Дудорова Владимира Валентиновича «Формирование ценностных ориентаций в сфере физической культуры (социально-педагогический аспект)». Санкт-Петербург, 2000. 258 с.

В. Е. ПУЛОВ

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: социализация, личность, современное общество, воспитание, физическая культура, процесс образования

Key words: socialization, personality, modern society, education, physical culture, education

ПУЛОВ Вячеслав Евгеньевич, аспирант кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института.

PULOV Vyacheslav Evgenievich, Postgraduate at the Department of Pedagogics, Mordovian State Pedagogical Institute (Saransk, Russian Federation).

В статье исследуется роль физической культуры в социализации личности, формировании ценностного пространства человека. Стиль жизни трактуется как поведенческая особенность жизни человека, т. е. определенный стандарт, под который подстраиваются психология и психофизиология личности. Основная задача физкультурного воспитания направлена на формирование личности.

The paper explores the role of physical culture in socialization of an individual, formation of the value space of a person. A lifestyle is the behavioral feature of human life, i. e., a certain standard adjusting the psychology and psychophysiology of a personality. The main objective of physical education is aimed at formation of a personality.

Говоря о влиянии спорта на социализацию личности, Л. Апциаури пишет о том, что человек, появившись на свет как биологическое, природное существо, обретает свою социальную сущность, становится личностью путем социализации1. Последняя представляет собой процесс усвоения индивидуумом социокультурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Одновременно с этим усвоением человек обучается разнообразным функциональным ролям — возрастным, семейно-родственным, профессиональным. Именно благодаря социализации каждый человек включается в социальные отношения, интегрируется в социальную систему.

В современной западной социологии утвердилось представление о социализации как о наиболее важной части общего процесса становления личности — той его части, которая «ответственна» за формирование наиболее общих и значимых, распространенных и устойчивых черт личности. Эти черты проявляются в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или иные конкретные социальные роли. Изучение каждой роли происходит под влиянием социализирующих агентов (родителей, учителей, тренеров, сверстников и др.) в различных сообществах (семье, школе, команде), каждое из которых характеризуется своей системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения.

Обращая внимание на социальное значение профессионального и олимпийского спорта, следует отметить, что они создают специфические условия для социализации. Здесь также существуют агенты, модели поведения и социальные взаимодействия. Спортсмен является членом команды и субкультуры и не может избежать влияния принятых норм поведения. Он социализируется в различные роли через процессы имитации и идентификации. Каждая роль более или менее ограничена и определена.

Успех на любой стадии процесса социализации обеспечивается наличием у спортсмена по крайней мере трех поведенческих установок: экспектации (ожидания), готовности к изменению поведения и желания соответствовать ожиданиям. Эти установки разрабатываются и обосновываются с учетом потребностей социальной среды. Идеальной областью воспитания личности выступают физическое воспитание и спорт. Здесь педагогический процесс формирует личность в рамках таких социальных моделей поведения и ролей, которые соответствуют социально-политическим установкам и экономическим потребностям того общества, к которому она принадлежит, а также национально-региональной ментальности.

Учитывая специфику олимпийского спорта, его ценностей и идеалов, необходимо различать социализацию личности в спорте и через спорт. Первая связана с изучением и приспособлением личности к специфическим ценностям, социальным структурам, предписаниям, к освоению определенных ролей в спорте. Социализация же через спорт предусматривает познание, адаптацию личности к сложной системе ценностей, норм, предписаниям, существующим в окружающей социально-политической среде.

В спорте высших достижений социализация имеет особое содержание, которое обусловлено определенными стереотипами идеализированных «спортсменов-профессионалов». Они определяются рядом ценностей: личный успех, активность и упорный труд, эффективность и полезность, прогресс, успех и признание как признак благополучия, уважение к науке и др. Личность, хорошо приспособленная социально, стремится к успехам в спорте, личной жизни в большей степени, чем менее социально приспособленная. Спорт и родственные виды активности высвобождают скопившиеся в человеке напряжение социально приемлемыми путями, развивая социальное мышление. Спорт как социальный институт и его отдельные элементы (спортсмен, тренер, ценностные ориентации, интересы и т. д.) в процессе социализации трансформируются в специфические социокультурные стереотипы, отражающие модели поведения и образа жизни. Социокультурные стереотипы проникают в субкультуру и различные социальные институты, такие как образование, политика, студенческая среда, быт и т. д.

Спорт уже в силу своей природы и особенностей заранее предполагает определенную социализацию. Акцент традиционно делается на социальные ценности, которые приобретает личность в процессе занятий спортом, в особенности олимпийским, и которые связаны с воспитанием характера, гуманистических идеалов, спортивной этики и т. д. Если мы представим спорт и игру как своеобразный микромир, социализирующий человека в определенных ситуациях, то становится понятно, что, отражая реальную ситуацию, устанавливая правила поведения, процесс социализации формирует модели поведения и в какой-то степени их регулирует.

Можно определить модели социализации в спорте, основным элементом которой является склонность к выполнению роли; семья, школа, сверстники — главные агенты социализации. На личность оказывают влияние три социальные системы: семья, сверстники, тренеры. В среде мальчиков только сверстники обладают социализирующим влиянием, у девочек ни одна из этих систем не является значительной. Отцы, сверстники и учителя представляют собой факторы, обусловливающие вовлечение мальчиков в занятия спортом. Среди них только отцы (65,0 %) определяют социализацию мальчиков и девочек в спорте. Спорт имеет особое значение

в социализации юношей, как участвующих в спортивных соревнованиях (52,1 %), так и наблюдающих (47,9 %) за ними2.

Социализация допускает, что спорт морально и этически развивает человека: с одной стороны, приобщает его к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность, с другой — объясняет существующую ситуацию в профессиональном спорте.

Таким образом, исследования проблемы «Социализация и спорт» показали, что социализация — непрерывный процесс. Наиболее интенсивно она осуществляется посредством спорта, выражается в изменении модели поведения и в конкретизации базовых ценностных ориентаций. Спортсмены в процессе социализации оценивают и осваивают нормы поведения. В спорте человек овладевает определенными навыками и формирует мотивацию поведения. На различия в осуществлении социализации личности решающее влияние оказывают особенности субкультуры и традиции воспитания.

Э. Майнберг пишет о том, что педагогика спорта исследует прежде всего процессы физической социализации, поскольку она ставит типично педагогические проблемы, при этом всегда имея в виду общую социализацию человека. Физическая сторона является лишь одним из моментов процесса социализации вообще. Частное и общее здесь взаимосвязаны. Превращение физической социализации в изолированную тему неминуемо приведет к неверным оценкам3. Он предполагает, что именно семья влияет на двигательную социализацию, побуждая, требуя и ограничивая двигательную активность ребенка. Но ведь учителю физкультуры, а также тренеру важно знать, что он постоянно имеет дело с учащимися или спортсменами, двигательное поведение которых также может определяться различной моторной социализацией в рамках семьи.

К социализации относится также выработка определенных мотивов, установок и позиций в соответствии с определенными критериями, нормами и ценностями. Поэтому понятно, что семья, будь то сами родители или братья и сестры, помогает формировать представление ребенка о спорте, закладывая их на всю жизнь.

Результаты, полученные группой немецких ученых, позволяют предположить, что пример родителей, активно занимающихся спортом, оказывает влияние на развитие у детей интереса к спорту. Установлено, что 55 % опрошенных спортсменов сообщили, что и их родители занимались спортом, а 22 % даже выступали в большом спорте и ставили рекорды. При опросе девушек было установлено, что родители спортивно активных дочерей часто занимались спортом. Если среди отцов неактивных в спортивном отношении девушек только 8 % сами занимались спортом, то среди спортивно активных девушек таких отцов 25 %4. Увлеченность спортом растет по мере повышения социального статуса человека, одновременно с этим в зависимости от того, к какому слою общества принадлежит человек, часто меняется и стиль воспитания. Он сам по себе может пробудить у детей ярко выраженный интерес к спорту, а не только пример родителей, занимающихся спортом.

Это предположение в высшей степени интересно в педагогическом отношении. Для учителя физической культуры важно иметь в виду, что поведение учеников обусловлено влиянием социальных структур. Часто при этом учителя призывают взять на себя роль «агента» социализации, в обязанности которого входило бы компенсировать имеющиеся недостатки моторной социализации. Учитель физической культуры, прежде всего в начальных классах, должен учитывать уровень развития моторики у детей различного социального происхождения. Поскольку моторика в большей степени зависит от упражнения, учитель физической культуры, создав благоприятные условия для обучения, сможет компенсировать существующие недостатки в двигательной активности детей. Однако социальное происхождение учеников еще не есть фактор, который полностью определяет моторные качества учеников.

Существует эмпирически доказанная связь между спортивными интересами родителей, братьев и сестер, предпочтениями различных возрастных групп ровесников и увлеченностью спортом отдельной личности. Эта связь объясняется не одним лишь воздействием чужого примера и внутрисемейных стимулов. Она возникает из обусловленных спецификой определенного социального слоя ценностных представлений, различий в биографии (например, более продолжительное школьное образование), условий для занятий спортом, групповых пристрастий и требований. J. C. Andrews и M. Sleap констатируют, что семья как первичная ин-

станция социализации может самым различным образом способствовать и препятствовать физической социализации. Это относится как к самим моторным действиям, так и установкам на физическую деятельность5.

Говоря о процессе социализации, необходимо упомянуть и о таком ее детерминанте, как пол. Можно говорить о начале процесса физической социализации, обусловленного половой спецификой, уже в первые недели жизни человека. Нередко родители в первые шесть месяцев жизни своих детей стараются привить первоначальные моторные навыки именно мальчикам, а не девочкам. Мальчиков всячески побуждают к расширению их мышечной активности. Уже в самые первые месяцы жизни происходит специфическая для разных полов социализация, которая ведет к определенной ролевой идентификации обучающегося, и важным источником которой является его телесная, физическая природа6.

Э. Майнберг утверждает, что к специфической структуре социализации относится и планомерное преподавание физической культуры. Во многом именно занятия физической культурой способствуют положительному протеканию процесса социализации7. Она является частью общей культуры человечества. Поэтому, на наш взгляд, необходимо показать процесс физической социализации в свете такой всеобъемлющей категории, как культура.

Если культура рассматривается как фактор, детерминирующий социализацию, то это свидетельствует о том, что существует культурно обусловленная социализация. Обусловленные культурным влиянием характерные особенности присущи и сфере двигательной активности. Этот факт имеет немаловажное значение для физической социализации. Для моторики множества разнообразных двигательных стереотипов, отношения к телу характерна культурная специфика. Положение рук (как плеч и предплечий, так и запястий и кистей) во время ходьбы отражает социальное положение индивидуума, его социальную специфику и ни в коей мере не является врожденным качеством. Культурное окружение и социальная среда решающим образом влияют на манеру держаться, на умение владеть своим телом. Каждая индивидуальная манера держаться и владеть своим телом обусловлена социальными и культурными факторами. Также различны установки и возможности для приобретения на выков владения своим телом, обусловленные особенностями различных культур. Существуют общества и культуры, в которых именно отрочество является временем приобретения двигательных навыков и умений. Во взрослом возрасте свойственно множество характерных особенностей, обусловленных культурным влиянием.

Таким образом, та или иная культура участвует в решении вопроса о том, как осуществляется физическая социализация человека. Поэтому было бы ошибкой говорить о «естественных», нормальных двигательных процессах. Стереотипы и техника движения формируются под влиянием культуры и в силу этого носят искусственный характер.

Неотрывно друг от друга существуют категории «общество» и «социализация». Если под социализацией понимать становление человека членом общества, причем основной и первоочередной задачей этого процесса является глубоко сознательное усвоение им определяющих для данного общества ценностей и норм, в результате чего становится адекватной его ориентация в обществе, то совершенно понятно, в силу каких причин общество предстает одним из детерминантов социализации, а последняя в итоге определяется не только культурными, но и общественными факторами8.

Зависимость процессов социализации от общества сказывается и на физической социализации. Вследствие этого преобладающие в обществе ценности и нормы отражаются на спортивной и игровой двигательной активности его членов. Поскольку спорт и игра не существуют вне общества, они являются его отражением. Структурные признаки общественной системы определяют и характер спорта как одной из подсистем общества.

Х. Никсон пишет о том, что важной частью процесса социализации является передача ценностей, регулирующих поведение и формирующих нормативные отношения, которые в свою очередь также могут воздействовать на поведение. Опыт занятий спортом может облегчить приспособление человека к выполнению различных ролей вне спорта и выработку не только спортивных, но и более широких ценностных отношений к действительности9.

Исследования учащихся (обычно мужского пола) средних учебных заведений показывают, что занимающиеся спортом лучше приспосабливаются к окружающей среде в психологическом и социальном отношении, чем учащиеся, не занимающиеся спортом; что способность и интерес к занятиям спортом положительно влияют на развитие самосознания и повышение престижа среди сверстников и что участие во внутришкольных соревнованиях находится в позитивном соотношении с возможными в будущем академическими достижениями, причем эта зависимость тем больше, чем меньше социальное происхождение школьника предрасполагает его к поступлению в колледж или университет10.

Таким образом, говоря о процессе физической социализации и его связи с процессом формирования ценностных ориентаций в сфере физической культуры, необходимо отметить, что приобретение моторных навыков является поводом и средством для развития социальных навыков, что в свою очередь в значительной степени определяет успешное прохождение этапа первичной социализации (этот этап определяется возрастным отрезком от 1 года до 18 лет). Однако в контексте сказанного необходимо упомянуть и о том, что степень развития моторных навыков решающим образом зависит от того, насколько сильно у индивида сформирована психосоциальная установка на занятия физической культурой, а следовательно, и от того, является ли ценностью для данного субъекта сфера физической культуры. Ценностное же отношение к этой сфере деятельности формируется тогда, когда у человека имеется определенная потребность — ценность, которую он стремится реализовать в обсуждаемой нами области деятельности. Более того, существует тесная связь между сформированными у индивида ценностными ориентациями в сфере физической культуры и успешностью прохождения процессов физической и первичной социализации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Апциаури Л. Олимпийский спорт как социальный институт и фактор социализации личности // Материалы междунар. форума «Молодежь — Наука — Олимпизм». М., 1998. С. 40—42.

2 См.: Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: вводный курс. М.: Аспект Пресс, 1995. 230 с.

3 Там же.

4 Там же.

5 Andrews J.C. Essaus on Phisical Education and Sport, Staney Thomes. Cheltenham, 1989. 146 p.; Sleap M, Warburton P. II Phisical Activity Patterns

of Primavry Scool Children. L., 1990. P. 19.

6 Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта .

7 Там же.

8 См.: Овсянников В.Г. Методы исследования и обучения в прикладной социологии // Социологическое образование в России: итоги, проблемы, перспективы: тез. Всерос. науч. конф., посвящ. 275-летию СПбГУ, 25—27 июня 1998 г. СПб., 1998. С. 7.

9 См.: Никсон Х.Л. Спорт, социализация и молодежь: функциональный подход // Спорт и образ жизни: сб. ст. / сост. В.И. Столяров, З. Кравчик.

М., 1979. С. 201—207.

10 См.: Ядов В.А. Социологическое исследование. М.: Наука, 1972. 112 с. Поступила 15.05.2014.

V. E. Pulov. The Role of Physical Culture in Socialization

Speaking about the impact of sport on socialization, L. Aptsiauri says that a man born as a biological, natural being attains its social nature and becomes a person through socialization. The latter is a process of learning socio-cultural norms and values of the society to which the individual belongs. Simultaneously, the person learns a variety of functional roles — the age, family-related and professional ones. It is through socialization that every person is included in social relations, is integrated into the social system. The process of mastering by individuals different socio-cultural norms takes place through social interaction with other individuals and groups, and sport with its 'athlete-trainer' relation which can be defined as a typical social relationship. In general, socialization refers also to development of certain motives, attitudes and sets in accordance with certain criteria, norms and values. Therefore, it is clear that the family, be it parents or brothers and sisters, helps to give a child an idea of sport for the whole life.

In general, studies of secondary schools students (usually male) show that those going in for sport are better adapted to the environment in psychological and social terms than students not involved in sports, that the ability and interest in sports have a positive effect on the development of self-awareness and increase in their prestige among their peers and that participation in intra-school competitions is in positive relation to possible future academic achievements, and this dependence is the greater, the poorer the social background of the student is, it predisposes schoolchildren to enter college or university.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная