И. Н. Гераськина, Н. В. Корнеева. Система ЖКХ г. Саранска и основные направления формирования ресурсосберегающих мероприятий в отрасли

И. Н. ГЕРАСЬКИНА, Н. В. КОРНЕЕВА

СИСТЕМА ЖКХ г. САРАНСКА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОТРАСЛИ

ГЕРАСЬКИНА Инна Николаевна, доцент кафедры экономики и организации производства Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

КОРНЕЕВА Наталья Викторовна, доцент кафедры экономики и организации производства Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

GERASKINA Inna Nikolaevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economics and Organization of Production, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

KORNEEVA Natalia Viktorovna, Associate Professor at the Department of Economics and Organization of Production, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

© Гераськина И. Н., Корнеева Н. В., 2015

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, ресурсосбережение, энергобезопасность, бизнес-процесс, основные фонды, износ, коммуникационные сети, коммунальные услуги

Key words: services and utilities sector, resource saving, energy security, business process, fixed assets, depreciation, communication networks, communal public services

Статья посвящена проблемам жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия: анализу состояния, источникам потерь жилищно-коммунальных услуг, оценке ресурсосберегающих мероприятий. Отмечено, что ключевым вопросом организации ресурсосберегающей деятельности является вопрос финансирования, в связи с чем предлагается схема финансовых потоков для обеспечения ресурсосберегающих мероприятий.

The paper is devoted to problems of the housing services and utilities sector in the Republic of Mordovia, to analysis of its state, to the causes of losses, and to assessment of the resource-saving activities. The authors note that the key issue in organization of resource-saving activities is the issue of funding; in this connection, a scheme of financial flows to ensure resource-saving activities is proposed.

Существующее положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) России характеризуется наличием комплекса значительных проблем, требующих решения. Очевидна необходимость применения комплексного подхода к реформированию отрасли, использования зарубежного опыта, выработки принципов взаимоотношений с поставщиками, рассмотрения вопросов финансовой поддержки. Создание механизма, обеспечивающего оптимальное и обоснованное распределение средств, предназначенных на финансирование ЖКХ, обеспечит условия его устойчивого развития.

Важнейшим звеном реформирования ЖКХ является снижение издержек на производство услуг. Экономической основой этого, на наш взгляд, должно стать ресурсосбережение, представляющее собой процесс рационального использования ресурсов в водопроводных сетях, сетях тепло-, энергоснабжения и газопровода, сокращение потерь трудовых, финансовых и прочих ресурсов. Продолжающееся расточительное их расходование в жилищно-коммунальном секторе при отсутствии необходимого контроля за ресур-сопользованием ведет к осложнению социальной обстановки в стране и требует срочного вмешательства органов государственной власти. Ключевым вопросом организации ресурсосберегающей деятельности остается проблема финансирования подобных мероприятий (в настоящее время не существует отработанных схем по аккумулированию и выплате средств для возврата инвестиций).

В связи с проведением в России политики, направленной на достижение самодостаточности регионов, перед Республикой Мордовия, относящейся к энергозависимым регионам, встает проблема энергобезопасности, что при нехватке собственных энергетических ресурсов можно решить путем ресурсосбережения. В то же время, по оценкам экспертов, собственные и закупаемые ресурсы расходуются нерационально. Исследования показывают, что до четверти электроэнергии и до 40 % тепловой энергии теряются1.

В топливно-энергетический комплекс республики входят: три ТЭЦ; несколько сотен котельных, работающих на системы центрального теплоснабжения; около 20 тыс. км воздушных электрических линий; 580 км кабельных электрических линий; 4 681 трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ; 200 трансформаторных подстанций на напряжение 35 и 220 кВ; 761,7 км тепловых сетей, 2 газокомпрессорные станции; 39 автоматизированных газораспределительных станций, более 9 тыс. км газовых сетей; 189,3 км сетей водоснабжения и 419,0 км канализационных сетей2.

В такой сложной системе, требующей эффективного управления, в настоящее время существуют следующие проблемы:

— высокая степень износа основных фондов, служащая причиной снижения надежности энергоснабжения и роста потерь. Износ оборудования ТЭЦ-2 составляет 88,0 %, водоводов — 80,0 %. Количественные параметры, структура и техническое состояние ТЭК в достаточной для планирования энергосберегающих мероприятий мере остаются неизвестными. При сложившемся экономическом положении организаций ЖКХ ремонт и восстановление инженерной инфраструктуры в необходимых объемах не выполняются. Финансовые ресурсы расходуются только на ликвидацию последствий аварий;

— дефицит электрогенерирующих мощностей и снижение коэффициента их использования;

— рост неплатежей, сокращение инвестиций, снижение экономических показателей предприятий и перекрестное финансирование;

— существенное влияние ТЭК на экологическую обстановку в регионе. Повышение эффективности использования энергии является одним из способов улучшения экологической обстановки. Известно, что снижение потребления энергии на 10,0 % дает возможность уменьшить выбросы по всем компонентам более чем на 300 тыс. т и сберечь около 600 тыс. т кислорода.

Жилищный фонд ГО Саранск составляет 6 486,8 тыс. кв. м На многоквартирные дома приходится 5 951,6 тыс. кв. м  Годовое потребление топливно-энергетических ресурсов, по данным 2014 г., включает: 238,65 млн кВт электроэнергии; 27 616,9 тыс. куб. м воды, или 86,7 % от общего объема водопотребления; 1 447,32 тыс. Гкал, или 87,4 % от потребляемой мощности3.

На территории ГО Саранск эксплуатационный жилой фонд составляет 10 706 жилых домов, из них: 5 556 домов индивидуальной (частной) застройки, 5 140 многоквартирных домов, обеспеченных энергопаспортами всего на 65,8 %. Болыная часть многоквартирных домов 60—80-х гг. ХХ в. застройки, процент износа этого жилищного фонда составляет: от 0 до 30,0 % — 2 357 жилых домов; от 31,0 до 65,0 % — 5 754 жилых дома; от 66,0 до 70,0 % — 121 жилой дом; свыше 70,0 % — 14 жилых домов.

С 2004 г. активизирована замена стальных трубопроводов системы холодного водоснабжения на полиэтилен (выполнение составляет 21,0 % от общей величины). Работа осуществляется за счет собственных средств МП ГО Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство», получаемых от оказания услуг потребителям (основного тарифа). Прежде всего замене подлежат трубопроводы с износом более 70,0 %. Общая протяженность систем холодного водоснабжения ГО Саранск составляет 483,0 км. Объем капитального ремонта (реконструкции) сетей водоснабжения в 2011 г. составил 28,5 км, в 2012 г. — 12,6 км, в 2013 г. — 4,6 км. Удельный вес перекладки коммуникационных сетей к общей протяженности в 2011 г. был 5,9 %, 2012 г. — 2,6 %, в 2013 г. — 1,0 %4.

Согласно данным организаций, эксплуатирующих системы коммунальной инфраструктуры города, износ сетей составляет 59,2 %. Это амортизационный износ — экономический показатель, получаемый произведением доли ежегодных амортизационных отчислений на срок эксплуатации. Он не отражает реального физического состояния сетей, а также не учитывает в значительной мере интенсивность воздействия грунта и воды на наружную и внутреннюю поверхность трубы.

Одной из основных причин снижения эксплуатационного срока трубопроводов водоснабжения и образования утечек в сетях является внутренняя и наружная коррозия. Несмотря на большой износ коммуникационных сетей водоснабжения, серьезных аварийных ситуаций с отключением подачи воды потребителям более суток на территории ГО Саранск не было, но имеются локальные утечки водных ресурсов. Процент потерь в сетях холодного водоснабжения составил в 2011 г. 11,4 %, в 2012 г. — 9,6 %, в 2013 г. — 15,9 %.

Изменение показателя за три года составляет 4,5 %. Это свидетельствует о возрастании величины потерь водных ресурсов. Не лучшим образом складывается обстановка и по сетям горячего водоснабжения. Значительная часть оборудования котельных и центральных тепловых пунктов (ЦТП) отработала нормативный срок эксплуатации и уже не обеспечивает их надежного функционирования, а также рационального использования топливно-энергетических ресурсов.

В ОАО «СаранскТеплоТранс» отмечают, что вода в ЦТП не проходит химводоподготовку и деаэрацию, сети горячего водоснабжения более интенсивно подвергаются коррозии, это приводит к многочисленным утечкам и преждевременному разрушению трубопроводов. Срок службы последних составляет 5—7 лет, что значительно ниже нормативного. Эксплуатация трубопроводов свыше указанного периода приводит к отключению циркуляционных линий и снижению качества снабжения населения горячей водой.

Водоснабжение ГО Саранск обеспечивают 4 водозабора. В табл. 1 представлена динамика потребления воды за период с 2011 по 2014 г. Объемы потребления определены на основании данных фактического водопотребления и прогноза на 2015 г.

Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.

Централизованное горячее водоснабжение города осуществляется через центральный тепловой пункт (ЦТП). Суммарная установленная мощность источников ОАО «ТГК-6» составляет 1 427,6 Гкал/л; протяженность тепловых сетей — 247,43 км. Общая мощность котельных ОАО «СаранскТе-плоТранс» равна 311,6 Гкал/л.

Износ коммуникационных сетей теплоснабжения (значительная доля расположена под землей) и инженерного оборудования в котельных составляет 60,0 %. Возникающие потери не поддаются оперативному обнаружению, что приводит к неэффективному использованию тепловой энергии. Процент потерь теплоснабжения составил в 2011 г. 14,5 %, в 2012 г. — 13,7 %, в 2013 г. — 13,3 %. Обеспеченность приборным учетом на котельных и тепловых пунктах составляет 99,0 %6.

В соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об энергосбережении» от 1996 г. в Мордовии действовала программа «Энергосбережение в Республике Мордовия на 2001—2005 годы». По плановым расчетам, затраты на реализацию программы должны были составить 564 млн руб. при экономическом эффекте в период реализации программы не менее 750 млн руб., с 2006 г. — не менее 400 млн руб. ежегодно. Во исполнение Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, в целях проведения комплексных системных работ по реализации политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках учреждений бюджетной сферы, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и Уставом ГО Саранск в 2010 г. разработана и вступила в силу программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности по учреждениям, финансируемым за счет средств бюджета ГО Саранск, на 2010—2012 гг.».

Был осуществлен комплекс программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в многоквартирных домах в период 2010—2015 гг.7

Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.

Объем финансовых средств на проведение мероприятий по энергосбережению в рамках Программы носил ориентировочный характер, уточнялся ежегодно по факту реализации и составил 2 617,56 млн руб.

Исследование вопросов организации ЖКХ Республики Мордовия и системы ресурсосбережения позволили выявить отсутствие внимания к вопросам ресурсосбережения на этапах становления и развития ЖКХ, организацию ресурсосбережения без применения мер по регулированию и стимулированию на государственном уровне, проведение ресурсосберегающих мероприятий в условиях наличия множества нерешенных проблем в отрасли и слабую ориентацию на зарубежный опыт.

Анализ деятельности жилищно-коммунальных предприятий, источников потерь жилищно-коммунальных услуг позволили дать низкую оценку выполнению ресурсосберегающих мероприятий в регионе по причине отсутствия нормативной, методической документации, материально-технической базы и финансовых возможностей для реализации ресурсосберегающих проектов из-за кризисного финансового состояния коммунальных организаций9.

В организации ресурсосберегающей деятельности ключевым является вопрос о финансировании подобных мероприятий. В настоящее время в России существуют несколько возможностей привлечения дополнительных средств в ЖКХ с императивом ресурсосбережения: бюджетные средства (сэкономленные дотации и средства, выделяемые на проведение капитального ремонта, оплату тепла и подготовку к зиме, а также целевое финансирование из городского бюджета); средства населения, складывающиеся из стоимости сэкономленной тепловой энергии, введения энергосберегающей составляющей в квартплату, повышения ставок отчислений на капитальный ремонт в составе платежей за ЖКХ; средства тепловых компаний, сэкономленные за счет ресурсосберегающей компоненты в составе тарифа на тепло; средства ЖКХ и другие средства (кредитные ресурсы, консолидированные внебюджетные средства, частный капитал и т. д.).

Основным способом консолидации бюджетных средств является включение ресурсосберегающих проектов в целевые программы различного уровня (республиканские, федеральные, международные). Однако принятию положительных решений о выделении средств должны предшествовать соответствующие технико-экономические обоснования и бизнес-планы. Инвестирование ресурсосберегающих мероприятий сопровождается оценкой эффективности подобных проектов, где отражается влияние результатов на доходы и расходы местных бюджетов.

Хозрасчетные негосударственные структуры должны получать средства из бюджетных источников только по результатам конкурса и на возвратной основе. Предпочтение должно отдаваться быстроокупаемым инвестиционным проектам со сроком реализации 2—3 года. Эффективным методом финансирования можно считать предоставление бюджетных гарантий под займы.

Средства, предусмотренные в местном бюджете на финансирование развития и текущей деятельности ЖКХ, целесообразно направить на установку приборов учета в организациях бюджетной сферы. Эффективность их использования должна определяться по критерию сокращения потребности в бюджетных средствах, направленных в виде дотаций предприятиям ЖКХ. Кроме того, возможно создание муниципальных финансово-кредитных систем, обеспечивающих поддержку целевых ресурсосберегающих программ.

Механизмы финансово-экономического обеспечения мероприятий по ресурсосбережению должны включать сбалансированные системы стимулирования и принуждения. Возможно применение «револьверного» способа, сущность которого заключается в том, что организации, реализующие ресурсосберегающие проекты на объектах бюджетной сферы, получают из государственного бюджета начальный объем финансовых средств, значительно меньший требуемого, но достаточный для осуществления работ на части объектов. В результате их выполнения ресурсопользование там снижается и для них можно уменьшить бюджетные дотации. При этом часть полученной экономии средств возможно направить на погашение полученных инвестиций, а остальное использовать на финансирование ресурсосберегающих проектов следующей группы объектов. Дальнейшее субсидирование целесообразно осуществлять из бюджета и аккумулированных средств. В зависимости от масштабов проектов и доли реинвестированных сэкономленных средств наступит момент, когда этого будет достаточно для финансирования работ, а бюджет получит возможность снижения объема дотаций на ресурсопотребление объекта.

Существенную роль в привлечении финансовых средств играет многоканальность источников субсидирования ресурсосберегающих мероприятий. Подобные проекты могут быть реализованы разными способами в части организации схем финансирования. Важным источником капиталовложений в ресурсосберегающие мероприятия является долговое финансирование, предполагающее проведение реконструкций на предприятиях ЖКХ за счет заемных средств и выплаты долга из полученной в результате проведения ресурсосберегающих мероприятий экономии. Преимущества долгового финансирования обусловлены:

— экономической целесообразностью. Размеры инвестиций в проекты ресурсосбережения, как правило, велики. Их полноценное финансирование из бюджета в рамках относительно короткого строительного периода либо невозможно, тогда строительство и реконструкция оттягиваются на неопределенный срок, либо бремя расходов бюджета слишком велико и инвестиции осуществляются за счет других не менее важных статей расходов. Долговое финансирование позволяет провести ресурсосберегающие мероприятия без отсрочек, распределить расходы на несколько лет;

— экономической привлекательностью. Источником погашения заемных ресурсов могут быть средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости производства дорогостоящих коммунальных услуг;

— социальной справедливостью. В мировой практике принято распределять бремя инвестиций в общественный сектор экономики на тех, кто реально пользуется производимыми ею благами и услугами. Городская инфраструктура служит многие десятки лет, поэтому наиболее справедливой моделью с этой точки зрения являются долгосрочные заимствования с последующим инвестированием полученных средств в городскую инфраструктуру и выплатами по долгам в течение долгого периода. Таким образом, может быть достигнута справедливость в распределении бремени финансирования инвестиций между несколькими поколениями пользователей.

Важным источником инвестиций в ресурсосберегающие мероприятия могут стать амортизационные отчисления при их аккумулировании на специальных счетах и целевом использовании. Необходимо отметить, что к «жилым зданиям» относится и комплекс инженерного оборудования, находящийся в них. Источники инвестиций существуют, но они в ЖКХ не работают. Любой инвестор устанавливает основное условие предоставления своих средств для инвестирования ресурсосбережения — гарантию их возврата. Можно констатировать, что в настоящее время не существует отработанных схем по аккумулированию и выплате средств для возврата инвестиций.

В зарубежных странах такой проблемы нет, так как население в состоянии оплатить большую часть мероприятий в области ресурсосбережения в жилищном фонде. В российских условиях эта проблема имеет первостепенное значение из-за низкой платежеспособности населения.

Предлагаем схему финансовых потоков для финансирования ресурсосберегающих мероприятий (рисунок). Основным источником возврата инвестиций будут бюджетные средства. Для обеспечения возврата долгов, взятых на ресурсосбережение, может направляться часть средств местного бюджета, ранее предназначавшихся для финансирования развития и текущей деятельности предприятий ЖКХ и высвобожденных в результате реализации ресурсосберегающих проектов.

Источники возврата инвестиций в ресурсосберегающие мероприятия ЖКХ

Средства тепловой компании (включение в тариф дополнительной инвестиционной составляющей)

Средства ЖКХ Средства населения Бюджетные средства

1. Оплата аренды энергосберегающего оборудования на правах лизинга

2. Повышение платы за аренду нежилых помещений при улучшении их комфортности

3. Другие средства

1. Стоимость сэкономленной тепловой энергии (воды) до

и после проведения ресурсосберегающих мероприятий

2. Введение дополнительной инвестиционной составляющей в оплату жилья и КУ

3. Включение отчислений на капитальный ремонт в состав

1. Сэкономленные дотации, выделяемые на оплату тепла

2. Сэкономленные средства, выделяемые на проведение капитального ремонта

3. Средства на подготовку к зиме

4. Целевое финансирование

Рисунок доступен в полной PDF-версии журнала.

Источником погашения долга может стать возникающая в результате проведения ресурсосберегающих мероприятий экономия за счет: установки современного экономичного оборудования, сокращения потерь вследствие проведения реконструкции, уменьшения расходов на текущий ремонт объектов ЖКХ в результате модернизации.

Предпочтительным видом обеспечения возврата долга являются платежи населения за коммунальные услуги. Возможным источником возврата инвестиций могут стать собственные средства ЖКХ, полученные в качестве платы за аренду энергосберегающего оборудования на правах лизинга, а также за счет повышения платы за аренду нежилых помещений при улучшении их комфортности. Коммунальное предприятие может использовать в качестве залога по кредитам коммерческих банков права требования оплаты предоставленных услуг. В данном случае необходимо передавать лишь часть платежей, сумма которых покрывает всю сумму долга, процентов по нему, величину, эквивалентную ожидаемым неплатежам.

Источниками возврата инвестиций могут стать введение дополнительной инвестиционной составляющей, отчисления на капремонт в составе квартплаты. Вся политика в сфере ЖКХ в последние годы направлена на сдерживание роста цен. В стране нередко устанавливаются тарифы ниже уровня, обеспечивающего возмещение коммунальными службами издержек на производство услуг. Однако, как свидетельствует мировой опыт, экономия на оплате ресурсов сопровождается ростом квартплаты. Здесь необходимо действовать в соответствии с принципом «размер платежей за коммунальные услуги после проведения ресурсосберегающих мероприятий не должен существенно повыситься при прочих равных условиях». Иначе становятся нецелесообразными сами мероприятия по ресурсосбережению, являющиеся важной составляющей реформирования ЖКХ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Корнеева Н.В., Гераськина И.Н. Приоритетные направления решения проблем ресурсосбережения в сфере ЖКХ Республики Мордовия // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 9. С. 16—24.

2 См.: Республиканская целевая программа «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства» на 2011—2015 годы (утв. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 г. № 459). URL: http://jkh.e-mordovia.ru (дата обращения: 01.04.2015).

3 См.: Расходы фонда ЖКХ в Республике Мордовия. URL: http:// youhouse.ru (дата обращения: 11.02.2015).

4 См.: Показатели, подлежащие раскрытию в сферах холодного водоснабжения и водоотведения по МП ГО Саранск «Саранское водопрово-дно-канализационное хозяйство». URL: http://www/adm-saransk.ru (дата обращения: 15.01.2015).

5 Там же.

6 См.: Республиканская целевая программа «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства» ...

7 См.: Целевые программы. URL: http://minzhkh.e-mordovia.ru (дата обращения: 18.12.2014).

8 Там же.

9 См.: Гераськина И.Н. Формирование стратегии промышленного предприятия региона на основе бенчмаркинга // Регионология. 2012. № 2. С. 68—74.

I. N. Geraskina, N. V. Korneeva. Housing Services and Utilities System of Saransk and the Main Directions of Formation of Resource-Saving Activities in the Sector

In accordance with the policy of Russia's federal authorities aimed at self-sufficiency of regions, the Republic of Mordovia faces the acute problem of energy security, which for lack of own energy resources can only be solved through efficient use of resources. Mordovia is an energy-dependent region. At the same time, according to experts, its own and the purchased resources are spent inefficiently.

The paper reveals the problems of the housing services and utilities sector as well as political and economic contradictions between the interests of the federal and municipal authorities arising from the reform of the sector. In order to develop the areas of formation of resource-saving activities in the sector under consideration, the paper analyzes the housing services and utilities system of the city of Saransk, the state of metering in the housing stock of the city, the tear and wear of the housing stock, as well as the water and heat supply systems in Saransk. The paper reveals the problems of organization of resource-saving in housing services and utilities as well as issues of the theory and practice of resources saving in the Republic of Mordovia and in enterprises within the housing and utilities sector. Special attention is paid to analysis of the main causes of losses in the housing services and utilities sector; the resource-saving activities are assessed. Funding remains the key issue of organization of the resource-saving activity. An original scheme of financial flows to finance the resource-saving activities is proposed.

Поступила 18.02.2015.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная