О. Б. Ярош, Э. А. Митина. Исследование ассортимента и каналов товародвижения органической продукции в Республике Крым

УДК 339.14(477.75)
DOI: 10.15507/2413-1407.102.026.201801.90-107

О. Б. Ярош, Э. А. Митина. Исследование ассортимента и каналов товародвижения органической продукции в Республике Крым

ЯРОШ Ольга Борисовна, профессор кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела Института экономики и управления Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, доктор экономических наук (295015, Россия, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4) (e-mail: yarosh.tnu@gmail.com). ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1288-4582. Researcher ID: A-9439-2017

МИТИНА Элла Александровна, ассистент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела Института экономики и управления Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (295015, Россия, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4) (e-mail: zhilina_ella@list.ru).

Благодарности: исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 17-32-00009 «Рынок органической сельскохозяйственной продукции: формирование товародвижения и прогнозирование конъюнктуры в регионе».

Ключевые слова: регион; каналы товародвижения; ассортимент; органическая продукция; продовольственные и непродовольственные группы товаров

Введение: в современных условиях хозяйствования особый интерес вызывает исследование каналов товародвижения органической продукции в торговых сетях. В России в последнее время актуальны проблемы развития рынка органической продукции. Это связано с рядом объективных причин, среди которых как серьезная динамика его роста, так и значительные перспективы, открываемые для производителей и маркетологов в части продвижения данной продукции на рынок регионов России.

Материалы и методы: изучены продовольственные и непродовольственные группы товаров в Республике Крым, из них: продовольственные, включающие 137 наименований (разбиты на 8 товарных групп); 27 наименований непродовольственной продукции, разбитых на 4 товарные группы, согласно существующей товароведческой классификации. Обработка данных была проведена в программах Statistics и SPSS. Ряд полученных результатов был получен с применением методов экономико-математического моделирования.

Результаты исследования: исследован ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, продающихся в торговых сетях региона на предмет их соответствия нормам экологической сертификации. Рассмотрено соотношение сертифицированной экологически чистой продукции с псевдоэкологической продукцией (гринвошингом), определена доля иностранных и отечественных экотоваров, выявлены основные страны — производители сертифицированной экологически чистой продукции, представленной на региональном рынке, проанализированы виды маркировки. Построено дерево классификации, распределяющее продовольственную продукцию по каналам сбыта, исследован диапазон цен по различным товарным группам. Определены основные маркеры и признаки недобросовестного товара, продающегося под экологическими маркировками.

Обсуждение и заключения: на основе анализа показано, что на долю сертифицированной экологически чистой продукции, представленной в торговых сетях и экомагазинах Республики Крым и города федерального значения Севастополя приходится 45,1 %, а подделки, или «псевдоэкологические» товары, составляют 54,9 %. Статистическое исследование цен и механизмов ценообразования на экологически чистую продукцию в торговых сетях выявило зависимость, показывающую, что экотовары или псевдоэкотовары в среднем дороже обычных на 30,0 %, что создает возможности для недобросовестного маркетинга.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Голубь Н.Я. Проблемы организации производства и реализации плодов и ягод // Садоводство и виноградарство. 1995. № 4. С. 2—3. URL: www.edu.ru/science/sad/d307_09_01/files/golub-pdf (дата обращения: 13.06.2017).

2. Рущицкая О.А. Некоторые вопросы распределения органических продовольственных товаров в системе маркетинга // Агропродовольственная политика России. 2016. № 7. С. 90—96. URL: https://cloud.mail.ru/public/CBCf/Qd6yJ6PVE (дата обращения: 13.06.2017).

3. Кутаренко Н.Я. Каналы сбыта органической продукции // Товары и рынки. 2014. № 1. С. 26—36. URL: http://econom.chnu.edu.ua/wp-content/uploads/2016/11/kutarenko-8.pdf (дата обращения: 13.06.2017).

4. Козлов О.А. Маркетинговый анализ развития мирового рынка органической продукции // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2011. № 5. С. 117—121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovyy-analiz-razvitiya-mirovog... (дата обращения: 13.06.2017).

5. Митина Э.А. Формирование спроса на продукцию органического производства // Маркетинг в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 130—134. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26587657 (дата обращения: 13.06.2017).

6. Padel S., Midmore P. The Development of the European Market for Organic Products: Insights from a Delphi Study // British Food Journal. 2005. Vol. 107. № 8. Pp. 626—647.

7. Ozguven N. Organic Foods Motivations Factors for Consumers // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 62. Pp. 661—665.

Заявленный вклад авторов:

ЯРОШ Ольга Борисовна — инициация исследования, определение теоретико-методологических основ исследования, обзор литературы, поиск специфичного алгоритма статистической обработки данных, выводы, общая редакция и доработка статьи.

МИТИНА Элла Александровна — поиск аналитических материалов, сбор эмпирических данных, статистическое исследование, написание статьи.

Для цитирования: Ярош О.Б., Митина Э.А. Исследование ассортимента и каналов товародвижения органической продукции в Республике Крым // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY. 2018. Т. 26, № 1. С. 90—107. DOI: 10.15507/2413-1407.102.026.201801.90-107

Скачать статью в PDF